14 февраля 1991 года в США состоялся премьерный кинопоказ триллера, ставшего образцом своего жанра (а еще подарившего фан-базе Энтони Хопкинса несколько сотен тысяч новых участников). 33 года спустя вспоминаем, каким было закулисье легендарного «Молчания ягнят» и почему требовательные преподаватели в университете — это не всегда плохо.
Джентльмен-убийца
Совершенно неожиданно в качестве Ганнибала Лектера Демме утвердил британца Энтони Хопкинса, который запомнился режиссеру по образу доктора Тривза в черно-белой драме Дэвида Линча «Человек-слон». На вопрос актера, почему роль сострадательного врача замотивировала Демме пригласить его в кино, посвященное серийному убийце, тот ответил: «Ну, потому что Тривз действительно хороший человек. И Лектер тоже, он очень умен, просто заперт в безумном мозгу».
Сказка для взрослых
Когда Энтони Хопкинс получил предложение сыграть в фильме по мотивам одноименного романа Томаса Харриса, он понятия не имел, о чем будет проект. Услышав название «Молчание ягнят», актер подумал, что агент собирается отправить ему сценарий детской сказки (к счастью или к сожалению, это оказалось не совсем так).
Ужасающий Тони
Впервые исполнители двух главных ролей встретились только во время совместного чтения сценария. Джоди Фостер, которая на тот момент, к слову, уже была обладательницей «Оскара» за лучшую женскую роль в криминальной драме «Обвиняемые», оказалась настолько поражена убедительной игрой Хопкинса, что после еще долго боялась с ним разговаривать. Если честно, очень ее в этом понимаем…
Режиссерские приемы
Джонатан Демме при работе над картиной использовал излюбленный прием своего более именитого коллеги: как и Альфред Хичкок, он заставлял актеров играть не друг с другом, а с камерой. На крупных планах им зачастую приходилось смотреть в объектив, а не на партнеров, которые оставались обезличенными голосами на заднем плане. После таких испытаний неудивительно, что игра и Фостер, и Хопкинса удостоилась премии Американской киноакадемии.
Прообраз Ганнибала
Некоторые из повадок, сделавших Лектера одним из самых притягательных антигероев, Хопкинс позаимствовал у своего преподавателя по актерскому искусству из Королевской академии художеств: «Он был очень харизматичным и очень строгим. Он просто ухмылялся и говорил: "Нет. Сделай это еще раз". Его зовут Кристофер Феттс, сейчас он на пенсии. Этот учитель остался в моей памяти на всю жизнь. После премьеры "Молчания ягнят" он позвонил мне и сказал: "Тони, это была чудесная игра. Вы случайно не вдохновлялись мной?"».
Третий в истории
Фильм стал третьим в истории Академии, получившим все пять главных «Оскаров»: за лучший фильм, режиссуру, главную мужскую и женскую роль и адаптированный сценарий. Предыдущими двумя были картины «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) и «Это случилось однажды ночью» (1934).
Причем здесь Дали
Если внимательно присмотреться в мотыльку, закрывающему рот Джоди Фостер на афише, можно найти на нем отсылку к очередной эксцентричной выходке художника-сюрреалиста Сальвадор Дали. В 1951 году он вместе с фотографом Филиппом Халсманом устроил перформанс, получивший название In Voluptate Mors («Смерть в наслаждении»). Череп, образованный телами семи обнаженных моделей, стал не только результатом необычной фотосессии, но и вдохновением для дизайнеров постера «Молчания ягнят».
А вам нравится «Молчание ягнят»? Делитесь мнением о фильме в комментариях!