В прошлой статье мы рассказали, что в человеке, кроме его разумной, духовной составляющей, живёт ещё одна «натура» - животное, с чьими потребностями нам всем приходится считаться. Вроде бы факт и без того всем известный, но не спеши расслабляться, ведь известный психолог и основатель трансактного анализа* Эрик Берн скажет нам, что дела обстоят ещё веселее.
Он установил, что саму человеческую личность также можно разделить на 3 состояния - Я:
Ребёнок - наша спонтанность, эмоции, любопытство и творчество;
Родитель - рамки говорящие нам, что можно, а что нельзя;
Взрослый - посредник между двумя вышеуказанными состояниями, отвечающий за анализ и эффективность.
Как ни странно, это тоже относится к кино, ведь состояния Я могут переключаться в человеке в секунду. А значит, что и при просмотре фильма, все 3 состояния должны быть включены в процесс, и каждое из них должно быть довольно, иначе человек перестанет смотреть, думая, что фильм плох. Но скорее всего, режиссёру не удалось захватить одновременно Ребёнка, Родителя и Взрослого этого человека.
Как ты думаешь, какое из этих состояний чаще всего активно, когда мы смотрим фильмы? Очевидно то, которое легче увлечь и заинтересовать. Взрослому нужны причины, Родителю наказы, а Ребёнку нужна яркость, красочность и захватывающий сюжет. Поэтому фильм просто обязан содержать вкусняшки на всех уровнях (от сценария до монтажа), которые способны развлечь внутреннего Ребёнка зрителя. Благо это не какие-то супер сложные конструкции. Юмор, яркая картинка, сюжетные твисты, сцены, держащие в напряжении (погони и драки), ну и, конечно же, саспенс. Не обязательно пичкать фильмы всем из вышеперечисленного, куда важнее грамотно их сочетать.
Как ты думаешь, какой режиссёр преуспел в этом деле больше прочих? Конечно, это Квентин Тарантино.
Когда мы смотрим его фильмы, мы буквально приводим своего внутреннего Ребёнка в парк аттракционов. Например, его известный фильм «Убить Билла». Карикатурная расчленёнка, необычная фабула, самурайские мечи и офигительная Ума Турман в жёлтых спортивках.
Но не стоит забывать, что есть та часть зрителей, которым, помимо развлечения, хочется забрать с просмотра какие-нибудь мысли. Поэтому сценарий, помимо инструментов, работающих на Ребёнка, по-хорошему, должен содержать смысловую составляющую, которая будет способна заставить зрителя задуматься о вещах, которые хотел донести автор.
Можно посмотреть на другого режиссёра, который, в отличие от Квентина Тарантино, меньше внимания уделяет состоянию Ребёнка. Андрей Арсеньевич Тарковский.
Если тебе приходилось смотреть его фильмы, ты прекрасно знаешь, что развлечься здесь – задача непостижимая. Через 15 минут просмотра ты либо включаешь мозг, либо выключаешь фильм. Это не хорошо и не плохо. Просто теперь мы можем догадаться, что по-настоящему великие фильмы становятся таковыми в том числе потому, что воздействуют на все 3 наших внутренних состояния Я. Ведь так шанс, что человек досмотрит фильм до конца и останется с приятным послевкусием, повышается.
Из всего сказанного следует главное - фильм это не просто добротная и красиво снятая история. Это ещё и сложная конструкция, которой нужно придавать такую форму, чтобы зритель сам не понял, как он увлёкся просмотром.
***
Трансакция – это взаимодействие эго-состояний двух и более людей, состоящее из стимула со стороны одного человека и реакцией со стороны другого.
*Трансактный анализ– это психологическая модель, служащая для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп.
Статья: WORDFLIX
Наши соц.сети:
Телеграм-канал https://t.me/wordflix
YouTube-канал https://youtube.com/@wordflixru
Instagram https://www.instagram.com/wordflixru?igsh=M3R0MGJkOXVvdGww