Маленькие дети не любят проигрывать - часто устраивают истерики, скандалят. Что с этим делать?
То, что дети не умеют проигрывать и очень эмоционально реагируют на проигрыш в любых играх - совершенно нормально.
До 9-10 лет дети находятся в состоянии «всемогущества». Им важно быть самыми-самыми. В мировоззрении ребенка он - центральная личность в этом большом мире и проигрыш воспринимается, как настоящая трагедия, особенно если родители всегда требуют от него побед.
Это для взрослого человека игра, всего лишь игра, а для малыша целая жизнь!
У детей, которые болезненно реагируют на проигрыш, есть убеждения, которые звучат примерно так:
❌ «Выигрывать – это хорошо, проигрывать – плохо. Я сделал, что-то плохое».
❌ «Если я проиграл, я плохой».
❌ «Если я проиграл, меня не будут любить».
❌ «Я очень старался, и все равно проиграл. Я беспомощен, я ничего не могу».
В игре ребенок решает колоссальное количество задач. И когда он проигрывает, он боится быть не лучшим и нелюбимым. Надо помочь ему справиться с этим страхом.
Основная работа с ребенком должна вестись НЕ в момент проигрыша или выигрыша, а в повседневной жизни: по укреплению самооценки, по управлению своими эмоциями, по формированию позитивного или философского взгляда на жизнь.
✅В быту разговаривайте с ребенком и показывайте ему, что он уже умеет и не умеет, и вы – умеете и не умеете.
💜Этим вы говорите ему, что быть в чем-то неуспешным это нормально и формируете его самооценку. Рассказывайте и показывайте ребенку, как вы планомерно развиваете в себе что-то, так вы научите его саморазвитию. Говорите ему о своих чувствах и показывайте, что вы делаете, чтобы привести себя в норму.
💜В острый эмоциональный период будьте рядом и разделяйте его горе. Не стоит стараться сразу приводить в нормальное состояние, этим вы как будто говорите ребенку, что его чувства и реакции по поводу проигрыша неправильные, неуместные. Выражайте свои чувства любви, принятия, заботы о нем словами, объятиями, действиями.
Не учите и не анализируйте ситуацию в острый эмоциональный период, повремените с разговором несколько часов.
Что можно и нужно делать
🔵Хвалите ребенка не столько за результат, сколько за участие в игре.
🔵Учите получать удовольствие не от результата, а от процесса - комментировать игру, обсуждать интересные моменты.
🔵Отмечайте, как здорово он играл и как вам было с ним классно и интересно.
🔵Проигравший не является жертвой, поэтому не стоит бросаться утешать малыша. Дайте ребенку понять, что вы понимаете его чувства. «Я вижу, ты огорчен». Не запрещайте ребенку проявлять чувства. Если он плачет, не стоит говорить фразы типа «плачут только маленькие или слабаки».
🔵Не ругайте и не осмеивайте ребенка за его проигрыш, а наоборот дайте ему понять, что вы его любите и гордитесь им, несмотря ни на что.
🔵Не стоит в каждой игре «поддаваться». Дети быстро чувствуют фальшь, и теряют веру и в себя, и в родителя. Если ребенок проиграл, хорошо чтобы следующей игрой была та, в которой он сможет одержать победу.
🔵Говорите ребенку о том, что тот, кто справился со всеми заданиями и пришел к финишу уже молодец.
🔵Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми.
🔵Если ребенок проиграл, обязательно скажите ему, что любите его, гордитесь им, что он был достойным соперником и играть с ним вам очень понравилось. «Мне было очень сложно выиграть у тебя», «Каждый раз ты играешь все лучше и лучше, победа далась мне нелегко».
🔵Вместе обсуждайте ошибки и недочеты.
🔵Мягко показывайте, что, даже несмотря на проигрыш, сегодня он играл лучше, чем в прошлый раз.
🔵Награждайте ребенка значком, наклейкой или чем-то вкусным/приятным за участие в игре, чем бы она ни кончилась.
🔵Своим примером покажите, какой может быть реакция на поражение. Скажите: «Значит, мне повезет в другой раз» или «В следующей партии я придумаю новую стратегию и обязательно выиграю». Внесите веселую нотку в поражение словами «Ну и что, что я проиграла, зато я – самая добрая мама на свете, правда?».
❤️ Пример:
Мама играет с ребенком в настольную игру. Ребенок выигрывает. Мама пожимает ему руку: «Поздравляю тебя, ты победил!». В следующей игре выигрывает мама. Она подает ему руку, ребенок пожимает её и говорит: «Поздравляю, сейчас ты победила!»
💜И после каждой игры обязательно говорите ребенку: «Даже если ты сегодня проиграл, ты здорово играл и был в этой игре чуть лучше, чем вчера. Мы обязательно продолжим, и в следующий раз ты сыграешь еще лучше».
💜Говоря об играх и проигрыше, важно учитывать, что именно в такие моменты происходит формирование мотивации, которая останется с ребенком на всю жизнь. Это будет либо мотивация достижения, либо мотивация избегания неудачи.
Во время проигрыша ребенок учится переживать неудачи, понимать, что не всегда все дается сразу и что бывают барьеры на пути к достижению цели. Очень важно, чтобы ребенок научился проживать эти переживания. И лучше, когда он делает это вместе с родителем.
_________________________________________________________________________
#педагогика_просто #дети #развитие #осознанная_мама #родители
🙋 Больше о развитии и воспитании детей в Телеграм канале Крошки-Мирошки