Фёдор Васильевич Лопухов – выдающийся русский танцовщик, хореограф и теоретик. В период с 1918 по 1920 год Фёдор Лопухов сотворил большое количество концертных номеров, одновременно изучая сущность хореографии.
В 1925 году Фёдор Лопухов выпустил книгу под названием "Пути балетмейстера", где он теоретически обосновал существование различных видов танца: "танцы около музыки, на музыку, под музыку и в музыку". Его работы были необычным случаем, где теория опережала практику и направляла ее, а не являлась результатом обобщения практического опыта.
Его одной из известных работ стал балет "Жар-птица", в котором Лопухов изображал Жар-птицу в образе древнего ящера, украшенного перьями. Основой хореографии всегда оставался классический танец, но он специально внес много акробатических элементов, сложных поддержек, прыжков и позиций на полу. Федор Лопухов стремился добиться полного совпадения движений и музыки, разрабатывал пластические характеристики персонажей.
Одним из наиболее значимых достижений Лопухова был спектакль "Величие мироздания», который был уникален для своего времени, так как классический танец стал основой новой балетной формы - танцсимфонии. Лопухов выбрал для этой постановки музыку Людвига ван Бетховена - его Четвертую симфонию. Он стремился создать "чистый" танец, свободный от сценических условностей, исторических костюмов и аксессуаров, соответствующих сюжету.
Лучшим балетом, созданным Лопуховым, считается "Ледяная дева" на музыку Эдварда Грига. Премьера этого спектакля состоялась 27 апреля 1927 года. Декорации и костюмы, созданные Александром Головиным, красота и мелодичность музыки Эдварда Грига, а также талант исполнителей Ольги Мунгаловой и Петра Гусева делали этот балет зрелищным и оригинальным. В спектакле использовался классический танец с введенными в него новыми движениями и акробатическими элементами - кольцами, верхними поддержками, шпагатами в воздухе и на полу. Также был использован обновленный и приближенный к народному характерный танец.
Благодаря таланту и упорству Ф. Лопухова до нашего времени дошел уникальный репертуар классического наследия. Сразу после Октябрьской революции балетмейстер встал на защиту сохранения классического балета и приступил к восстановлению произведений своих предшественников. "Спящая красавица", "Раймонда", "Лебединое озеро", "Конек-Горбунок" Ц. Пуни, "Дон-Кихот" - все эти балеты благодаря его работе приобрели новую жизнь. Лопухов умело реставрировал и стилизировал утерянные или искаженные моменты таким образом, что его хореографию было невозможно отличить от оригинальной.