Найти тему

Гуманизм уходит. Что дальше?

Развитие человеческого общества проходит через определенные стадии. На протяжении тысячелетий человеческое общество руководствовалось различными религиозными системами, основанными на вере в Бога. Было ли до теизма время, когда люди жили иначе? Мы не знаем. Некоторые религиозные системы утверждают, что такого времени не было, и люди, созданные Богом (или богами), так или иначе взаимодействовали с Высшей Сущностью (или сущностями) и строили свой быт, учитывая требования и предписания Бога (или богов).

Научное мировоззрение предлагает другую картину, рассматривая человека как промежуточную форму между обезьяной и чем-то более развитым, если процесс эволюции продолжается. У обезьян и более ранних форм животного мира, которые считаются предками человека, не было представлений о Боге. Поэтому предполагается, что на определенном этапе было поклонение силам природы, анимизм (поклонение животным), тотемизм и магизм. И только позже возникли политеистические представления о высших сущностях - богах, духах, ангелах и так далее. Это не более чем теория, в которую гуманисты верят свято. Как же может быть иначе? Ведь она логична, если рассматривать человека как изменяющегося примата.

Другая сторона считает эту теорию нелепой, поскольку рассматривает человека как любимое творение Бога. Этот спор неразрешим, и, видимо, каждая сторона останется при своем мнении.

Во все времена, вероятно, были люди, которые отрицали существование Бога или сомневались в этом. Примеры такого сомнения мы можем найти в Библии. «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Псалтирь 13:1).

На такого человека смотрели, мягко говоря, с удивлением. Поэтому ничего странного в том, что сомневающийся назван безумцем. Важно, что такое представление существовало и во времена царя Давида, написавшего этот псалом. Со временем таких сомневающихся становилось больше. Особенно усилилось это движение с развитием науки, которая обещала ответить на все вопросы без священных книг путем исследования мира.

Французский математик, физик и астроном Пьер Симон Лаплас (1749-1827), опубликовавший работу под названием «Небесная механика», в ответ на слова императора Наполеона: «Как, вы даете законы всего творения и в своей книге ни разу не упомянули о существовании Бога!»,- ответил: «Ваше Величество, в этой гипотезе я не нуждался».

В итоге начинает формироваться современный гуманизм. Нельзя сказать, что теизм полностью исчез. Теистическое миропредставление сохраняется у сотен миллионов людей. Однако большая часть стран современного мира руководствуется не теистическими, а гуманистическими идеологиями (либерализмом, коммунизмом, фашизмом). Гуманизм - это мировосприятие, которое отказалось от идеи тварности мира и считает высшей ценностью человека, который сам устанавливает нормы морали, ценности и определяет, что есть добро и зло.

Либерализм, коммунизм и фашизм, соглашаясь с отсутствием Бога, не могут согласиться в том, каким путем должна развиваться человеческая цивилизация. Либералы считают, что человек должен быть абсолютно свободным и только так он сможет реализовать все свои лучшие качества. Однако, как известно, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Реализация абсолютной свободы приводит к легализации таких извращений, о которых раньше даже не подозревали. В итоге человечество деградирует, и это очевидно уже многим.

Коммунизм также имел целью вывести человека из царства необходимости в царство свободы. То есть, как и либерализм, он видел целью свободу человека и его развитие. Для этого предполагалось предоставить всем равные возможности для труда (уничтожить класс эксплуататоров) и изменить экономику (отказаться от денег). И рано или поздно свобода должна была наступить. А человек, освобожденный от гнета, развиваясь, раскроет свои высшие творческие способности. Однако, как известно, теория разошлась с практикой, и построение коммунизма во всем мире практически прекратилось.

Фашизм (одна из форм национализма) также говорит о свободе. Но свободе избранных, о свободе лучших. Кто лучший и кто избранный, фашизм определяет самостоятельно, используя собственные критерии. Изначально, немецкий национализм определил свою нацию высшей и наиболее ценной для мира. Соответственно, она должна, по мысли нацизма, получить свободу, в том числе решать судьбу других (неполноценных) народов. Очистив человечество от низших и неполноценных, фашизм намеревался улучшить человеческую породу, так сказать, селекционным путем, создав сверхчеловека. Поэтому, некоторые мыслители называют эту ветвь гуманизма эволюционным гуманизмом.

На сегодняшний день, когда коммунизм утратил свою актуальность, а национализм отошел в прошлое, некоторые мыслители пришли к выводу, что история достигла своего завершения (Ф. Фукуяма, "Конец истории и последний человек"). Они считают, что человечество нашло и использует лучшее из возможных мировоззрений. Однако не все согласны с этим мнением. Многие считают, что победа либерализма является временной вехой в истории человечества. И сам либерализм может скоро уйти в прошлое, уступая место чему-то новому.

Куда двинется человечество дальше? Возникнет ли новая ветвь гуманизма? Усилится ли какая-то из прежних ветвей? Может быть, произойдет возврат к теизму? Или начнется принципиально новый этап развития, который станет и концом человечества - трансгуманизм?

Возвращение к теизму возможно только в отдельных странах или регионах. В целом же, возвращение к теистическому мировоззрению представляется почти невероятным, поскольку гуманистическое мировоззрение охватило практически весь мир. Школы и вузы преподают гуманистические теории, воспитывая гуманистов. Сегодня абсолютный авторитет принадлежит не религии, а науке. Так исторически сложилось, что наука и гуманизм воспринимаются как антагонисты теизму, хотя несколько веков назад именно религиозные центры были средоточием науки. Однако гуманизм оторвал науку от теизма, сделав ее своим инструментом в борьбе с прежним мировоззрением.

Вместо сотрудничества началась многовековая вражда между наукой и религией. И что удивительно, многие считают это естественным, ведь наука опровергла многие религиозные мифы. Наука намного лучше объясняет мир. И даже если мы сегодня чего-то не понимаем, то обязательно разберемся позже. А пока будем довольствоваться теориями. В любом случае, это лучше, чем придерживаться утверждений, созданных неизвестно кем и неизвестно когда. Так считают гуманисты, и их логика кажется неоспоримой. Поэтому говорить о том, что теизм может вновь занять место гуманизма — очень наивно.

Я сказал, что логика кажется неоспоримой, а не является неоспоримой. Эта логика неоспорима, только если наш мир не создан, а самозародился и саморазвился по своим собственным законам. В этом случае логика гуманизма верна. Однако, гуманизм не может доказать этого, как и теизм не может доказать, что мир создан. И здесь возникает неразрешимое противоречие, которое требует принятия на веру одной из точек зрения. И эта фундаментальная неопределенность в вопросе о том, как все-таки возник мир, позволяет нам говорить о равновероятности обоих вариантов, то есть вероятность того, что мир создан, равна вероятности того, что мир возник сам по себе. И более того, нет никакой возможности определить, что мы находимся внутри мира, который был создан искусственно. Сегодня все чаще можно услышать размышления о том, не является ли наш мир компьютерной симуляцией, и если да, то как можно было бы это определить, находясь внутри? И мыслители сходятся во мнении, что определить, что наш мир «не оригинальный», просто невозможно.

(продолжение следует)

Александр Смирнов