Найти тему
РЖД Цифровой

Как LLM модели помогают развивать сервисы для путешественников

Оглавление

Рассказываем подробно, для чего нужны пассажирам и сотрудникам РЖД большие языковые модели

Во всем мире, и в России в частности, компании активно ведут разработки в области искусственного интеллекта. Одним из перспективных направлений считается LLM (большие языковые модели). Их применение позволит изменить опыт пользователей и сотрудников организаций по взаимодействию с различными сервисами – от покупок до рабочих инструкций. Есть такие разработки и у РЖД. Туристам они помогают путешествовать комфортно, а сотрудникам холдинга развивать свои компетенции.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Маршрут до песочного пляжа построен

Как правило, для туриста организация поездки – сложная процедура. Нужно выбрать даты путешествия, изучить отзывы об отелях, узнать о погоде и климате нового места, учесть многие другие факторы. Упростить подготовку к путешествиям смогут технологии искусственного интеллекта и LLM.

LLM, или большие языковые модели, представляют собой тип инфраструктуры искусственного интеллекта (ИИ) используемой для генерации текстового контента на основе запроса, сформированного пользователями. Ответы формулируются на естественном, понятном для человека языке. LLM также представляет собой основу для создания умных помощников, которые обладают обширными знаниями по различным направлениям.

Сейчас в мире только появляются первые разработки для сервисов путешествий с LLM, позволяющие удобно забронировать отели, площадки для проведения выездных мероприятий, рестораны в новых для путешественника городах.

Пользователи, создавая запрос с помощью текста или голоса в сервисах по бронированию, получают индивидуальные рекомендации по маршруту, пересадкам, стоимости, погоде и многих других факторах. Прогресс LLM обещает еще больше персонифицировать отрасль путешествий.

Так, сложные алгоритмы ИИ смогут изучить опыт туриста, чтобы составить идеальный маршрут для путешествия.

LLM-решения от РЖД помогут путешественникам

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Разработки в сфере LLM ведутся и в России. Например, ВНИИЖТ с РЖД сотрудничают по разработке умного помощника, который сможет проконсультировать путешественника, подсказать маршрут, сообщить об интересных акциях.

«После анализа вопросов и ответов платформа сформирует клиентские портреты и вернется к пользователю с целевым предложением», – ранее рассказывал «РЖД Цифровой» начальник Центра искусственного интеллекта ВНИИЖТ Максим Кулагин.

Чат-бот на основе LLM может стать хорошим ассистентом для пассажиров. Например, позволит находить информацию о расписании движения поездов, маршрутах, ценах на билеты, правилах перевозки багажа, питании в поезде.

Чат-бот поможет получить различные услуги, включая продажу или обмен билетов онлайн на вокзале или в поезде. Чат-боты на основе LLM могут давать пассажирам информацию о достопримечательностях на маршруте следования, подсказывать информацию о вокзалах, отелях и т.д. Они способны заняться развлечением пассажиров – предложить игры, музыку или новости. Бот может автоматически информировать пассажиров о задержках или отменах поездов, предоставляя информацию об альтернативных маршрутах или пересадках.

Железнодорожникам подвезут инноваций

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Чат-боты будут полезны и сотрудникам РЖД. Поэтому Центр искусственного интеллекта (ЦИИ) ВНИИЖТ с использованием генеративных нейронных сетей ведет разработку интеллектуального ассистента железнодорожника. Для его создания и обучения использованы десятки документов о тяжеловесном движении в РЖД.

«Обучение и повышение квалификации сотрудников – это один из самых распространенных сценариев использования LLM на железных дорогах мира.

Дело в том, что железнодорожный транспорт намного сложнее других наземных видов. И без обучающих материалов и курсов сотрудникам сложнее улучшать профессиональные навыки и знания. LLM способны автоматически генерировать отчеты о состоянии поездов, инфраструктуры на основе данных, собираемых автоматически или железнодорожным персоналом», – сказал аналитик профильного телеграм-канала Abloud62 Алексей Бойко.

Кроме того, большие языковые модели могут создавать тексты, диалоги и сценарии, позволяющие сотрудникам отработать взаимодействие с коллегами, пассажирами и т.д. Среди основных сценариев – обучение правилам техники безопасности, обслуживания, ремонта подвижного состава и т.д. Языковые модели, по мнению экспертов, позволят, к примеру, оценивать знания сотрудников, например, в формате тестов.

Уже в самое ближайшее время LLM могут найти обширное применение на железных дорогах в большом разнообразии сценариев. Для этого требуется обеспечить интеграцию LLM и чат-ботов с системами железных дорог.

«При правильном использовании LLM отрасль железнодорожных перевозок ожидает рост качества знаний и умений персонала, качества обслуживания клиентов, снижение расходов, повышение эффективности работы», – заключил Алексей Бойко.