Административный суд Стамбула удовлетворил иск оппозиции о запрете на строительство судоходного канала "Стамбул", который руководство страны планировало проложить в обход Босфора.
Сообщается, данное решение обосновывается тем, что реализация проекта нанесет непоправимый ущерб землям сельскохозяйственного назначения, лесным массивам и водным бассейнам, которые имеют жизненно важное значение для турецкого мегаполиса.
Кроме того, поправки к плану, которые стали основой для иска, содержат серьезные недочеты и противоречат действующему турецкому законодательству.
Старт строительству канала, который, как планировалось, должен проходить параллельно Босфору и соединять Черное и Мраморное моря, был дан в июне 2021 года, однако никаких инженерных работ с тех пор не было осуществлено.
Идея его сооружения была озвучена Реджепом Тайипом Эрдоганом в апреле 2011 года, когда он еще занимал пост премьер-министра Турции. Согласно проекту, канал Стамбул должен разгрузить пролив Босфор, через который каждый год проходит более 50 тысяч различных судов, в том числе танкеры с нефтью.
Канал планировалось построить глубиной в 25, а шириной — 150 метров. Стоимость проекта оценивается в $10 млрд. По предварительным расчётам, пропускная способность нового канала должна была составить 85 тысяч судов в год.
Предполагалось, что канал сможет пропускать около 160 плавсредств в день, включая танкеры дедвейтом до 300 тысяч тонн. По маршруту новой водной артерии у ее берегов планировалось заложить жилой район с численностью населения до 500 тысяч человек.
В декабре 2019 года Эрдоган выступил с инициативой, что морское сообщение через проектируемый к западу от Босфора Стамбульский канал не будет подпадать под действие конвенции Монтрё, регулирующей проход военных кораблей через турецкие проливы.