Найти тему
Habinfo.ru / Хабинфо

Японский фотограф Такеучи и его хабаровский доходный дом

Условия для строительства доходных домов были достаточно простыми. Настолько, что были понятны иностранцам, которые тоже становились собственниками столь универсальных строений. В Хабаровске тоже были доходные дома, открытые иностранцами. Одним из таких было расположившееся в самом центре красивое двухэтажное здание с изящным эркером, известное как доходный дом Такеучи.

Японский фотограф
Ичидзи Такеучи – японский подданный – родился в 1870 году. В 1896 году он приехал на Дальний Восток. На новом месте он мечтал заняться любимым делом - фотографией. В Японии подобное предприятие не сулило успеха. Среди японцев в те годы существовало своеобразное суеверие, что человек, разрешивший себя сфотографировать - умрет. Поэтому жители страны Восходящего солнца, страстно увлеченные фотографией для занятия любимым делом, были вынуждены покидать родину. Чаще всего отправлялись на российский Дальний Восток. Поэтому неудивительно, что в тот период в Хабаровске фотографией занимались в основном японцы, но и не только они. Да и сами хабаровчане без каких-либо национальных предубеждений с удовольствием фотографировались в мастерских Накагавы, Нагаты и самого Такеучи.

Однако сразу заняться фотографией у Ичидзи Такеучи не вышло. Сначала он работал в рыбной промышленности. Бизнес шел хорошо, вскоре Такеучи стал преуспевающим предпринимателем и стал доверенным японской рыбопромышленной компании. Скопив неплохой капитал, Ичидзи вложил его в недвижимость. Разумеется, он решил построить доходный дом.

Со всеми удобствами
Земельный участок, на котором позже расположился доходный дом Такеучи, принадлежал хабаровскому мещанину Кузьме Бортникову, получившему его в ноябре 1887 года в вечное владение. Он возвел здесь несколько деревянных строений. Составляя завещание в 1896 году, он отписал свои владения Успенскому собору.

Собор получил новую недвижимость в 1905 году. Строения на участке церковное руководство сдавало в аренду. В разное время в деревянном доме, находившемся на этой земле, размещались ювелирная и часовая мастерские, парикмахерская.

В 1898 году Ичидзи Такеучи решил остаться в Хабаровске надолго. Около Успенского собора он арендовал деревянный дом, где устроил свою фотографию. Еще одно фотоателье ему удалось открыть во Владивостоке.

В 1911 году Такеучи подписал договор с притч и церковным старостой Успенского собора о передаче ему в аренду всего участка на углу улиц Муравьева-Амурского и Лисуновской (сейчас Комсомольская) на десять лет. По этому договору он должен был построить двухэтажный каменный дом с подвалом за срок не более года. Японский делец взял на себя обязательства за свой счет оснастить дом всем необходимым санитарно-техническим оборудованием, проложить канализационные трубы ниже границы промерзания до самой Чердымовки и даже устроить теплые ватерклозеты английской системы!

Запечатленное строительство
Сохранился немой свидетель, запечатлевший процесс начала строительства самого здания. Фотография сохранилась у потомков Ичидзи Такеучи и сейчас достаточно хорошо известна. Ее упоминал архитектор и краевед Николай Петрович Крадин в новом издании своей главной книги «Старый Хабаровск» 2008 года выпуска, хотя самого снимка не приводил. А вот в вышедшей относительно недавно книге «Хабаровк. Образ прошлого» ее уже можно увидеть.

На снимке запечатлено начало строительства доходного дома Такеучи, правда самого дома на фотографии нет. На кадре можно увидеть фундамент, заготовленный кирпича и строителей-китайцев, характерных для того времени.

Несколько человек выделяются из массовки на фотографии, в том числе, благодаря подписям на снимке. Правда, сделаны они японской скорописью, и разобрать их очень сложно. Скорее всего, хозяин фотографии пытался указать некоторых людей поименно, а иногда и с занимаемыми должностями. На снимке можно увидеть самого Такеучи - он в белой одежде и в черном котелке. Подписан лаконично - «Я». Женщина рядом с ним – его супруга Тэру. Это была молодая привлекательная японка, которую муж часто фотографировал.

Кроме супругов на фотографии можно заметить хабаровского архитектора Бориса Андреевича Малиновского. Когда шло строительство доходного дома Такеучи, он занимал пост городского инженера и руководил возведением многих зданий, в том числе и этого. Возможно, он даже его спроектировал.

Дом с эркером
Строительство дома было завершено в срок. В итоге, возникло одно из красивейших зданий Хабаровска, известное как доходный дом Такеучи. Двухэтажный кирпичный с отштукатуренными стенами и с красивым, цилиндрической формы эркером с куполом дом Г-образной формы.

Помещения нового дома, как и планировалось, преимущественно сдавались в аренду. На нижнем этаже расположились различные мастерские, по оказанию бытовых услуг населению. Фирма «Урик и К» торговала готовым платьем, товарищество «Ф.М. Розенберг и К» продавало бриллианты, золото, серебро и часы. Тут же находилась аптека. На втором этаже расположился отель «Русь» с рестораном Миллера. Здесь же находилась и квартира самого Такеучи.

В новом доме нашлось место и для фотомастерской. Такеучи нанял семерых работников, но при этом и сам с огромным удовольствием отдавался любимому делу. Чаще всего он делал портреты, в том числе собственной семьи и друзей, а также видовые фотографии для открыток.

Отношения: всё сложно


Такеучи был не только фотограф, но и домовладелец. В Хабаровске его знали и как активного общественного деятеля. В 1912 году проживавшие в Хабаровске японцы образовали коммерческое общество. У него было свое правление и устав, они развивали японскую торговлю на российском Дальнем Востоке. Общество занималось решением споров и устанавливало правила торговли. Такеучи в 1915 году он стал председателем японского общества.

К сожалению, мир между японцами и россиянами вскоре кончился. В 1917 году в России вспыхнула революция, а вслед за ней - гражданская война. В 1918 году Япония направила свои войска в Россию, решив принять участие в интервенции. 5 сентября ее вооруженные силы вступили в Хабаровск, в честь чего местное японское общество устроило праздничный банкет. Официально японские войска поддерживали казачьих атаманов и защищали интересы японского населения российского Дальнего Востока. На деле – практически бесконтрольно хозяйничали на доступных им территориям, практически воюя с местным населением. В мае 1919 года сама японская диаспора Хабаровска направила своему правительству петицию о невмешательстве во внутренние дела россиян, но эффекта она не возымела.

В 1922 году после окончательного поражения антибольшевистских сил на Дальнем Востоке, японцы также покидают российскую территорию. Но Такеучи не дожидался этого финала. Еще в 1921 году вместе с семьей он, свернув все свои дела, вернулся в Японию. Владельцем гостиницы стал китайский подданный. Она стала называться «Шанхай». Хозяин Ли Фуки и Такеучи числились арендаторами самого земельного участка до 1926 года. Однако, в связи с законом, отделяющим церковь от государства, здание муниципализировали, а договор аренды потерял силу. Бывший доходный дом Такеучи перешел в государственную собственность.

В советский период второй этаж долгое время продолжал выполнять функции гостиницы. Она стала первой хабаровской советской гостиницей, а назвали ее 1-ая коммунальная. В 1929 году гостиницу превратили в общежитие, а позже в коммунальное жилье. Первый этаж часто перестраивался. В нем находились различные учреждения, магазины, предприятия общепита. В 60-е годы в здании на долгое время обосновался ресторан «Лотос», а в 90-е его сменил ресторан-казино «Русь». В 1998 – 1999 году здание отреставрировали, а с 2004 года оно перешло в частную собственность. А о прежнем владельце напоминают три одинаковые декоративные вставки с изображением монограммы бывшего владельца – крупной буквы «Т».

Источник:
https://habinfo.ru/articles/uroki-istorii/5616 © habinfo.ru