Продолжение истории Ясная Поляна – Тракенен. Предыдущая часть материала - в статье ранее, а ссылки на всю подборку - внизу страницы...
После смерти в 1786 году короля Фридриха Великого, не оставившего никаких распоряжений относительно Тракенена, главный конный завод Пруссии перешёл в собственность государства, сохранив в названии слово «королевский».
Новый правитель Фридрих Вильгельм II передаёт все коневодства страны оберландшталмейстеру, потомственному коневоду графу Карлу Генриху Августу фон Линденау, который перед назначением посетил известные конные заводы Англии с лучшей мировой системой коннозаводства.
Граф лично осмотрел всё поголовье и произвёл жёсткую выбраковку, оставив в Тракенене всего 13 жеребцов и 237 кобыл, которых поделили по мастям на 4 табуна. Линденау ввёл в трекененскую породу крупных английских полукровных лошадей, чтобы увеличить размеры тракенов. Также при нём в провинции открылось ещё три сельских конных завода (Рагнит, Инстербург, Маргграбова) для случки крестьянских кобыл с жеребцами из Тракенена.
При Линденау в 1787 году заводится новое правило: все лошади, рождённые в Тракенене, получали клеймо, наносимое на правое бедро. Оно имело вид семиконечного лосиного рога. Этот символ украсил арку въездных ворот и фонарные колонны коневодческого хозяйства. Спустя век, с 1888 года у тракененских лошадей появилось новое тавро – двойной семиконечный рог лося на левом бедре.
На плечи нового управляющего заводом Фридриха фон Белова выпали тяготы эпохи Наполеоновских войн. В 1806 году Тракененский завод эвакуируют в имение графа Зубова «Щавли» в Ковенской губернии. После заключения Тильзитского мира лошадей вернули в родные конюшни.
Очередная эвакуация происходила в 1812-1813 годах, на этот раз в Силезию. По дороге от голода, холода и болезней погибло много лошадей. Не выдержало и сердце Белова, скончавшегося в 1814 году.
Хозяйство возглавляет мастер походной королевской конюшни Вильгельм Карл Фридрих фон Бургсдорф, который отдаст этому делу 35 лет жизни. Наследием специалиста стал завод с критически малым поголовьем и уничтоженными французами пастбищами. Получив от правительства средства на восстановление, Бургсдорф лично едет в Англию для покупки жеребцов и кобыл, а врач завода отправляется в экспедицию за жеребцами в Турцию и Персию, по дороге приобретая несколько донских лошадей.
Дела при Бургсдорфе пошли настолько прекрасно, что в 1821 году завод наконец выполнил задачу, которая перед ним ставилась изначально – прусская кавалерия оказалась полностью укомплектована местными тракененскими лошадьми, а также было учреждено десять так называемых «Депо для пополнения конского состава».
При Бургсдорфе восстановили пастбища и поля, которые теперь вновь могли обеспечивать завод достаточным количество корма.
В доме управляющегося конезаводом открылась небольшая галерея с изображениями самых известных производителей.
Это здание, с флюгером в виде лошади, в народе получило название «замок». За главным домом конезавода разбили чудесный ландшафтный парк с деревьями из Европы и прудом.
В 1816 году в Тракенене открылась школа для детей работников.
Севернее Тракенена в 1860 году проходит железная дорога от Кёнигсберга (совр. Калининград) до Эйдткунена (ныне Чернышевское). Для тракененцев была организована станция (совр. Дивное-Новое) с вокзалом, откуда важных посетителей завода забирали на карете, запряжённой тракененской четвёркой.
Позже поезда будут регулярно привозить на экскурсии школьников со всей провинции, которых будут встречать на небольшом автобусе конезавода.
Каждый новый управляющий вносил свои коррективы в развитие тракененской породы. Например, Густав фон Дассель сделал ставку на крупных лошадей, которые, как был уверен бывший гусарский майор, вскоре окажутся востребованы в армии. Не прогадал - в годы войн Пруссии с Данией, Австрией и Францией Тракененский завод ежегодно продавал армии тысячи лошадей.
10 мая 1871 года в парке перед домом управляющего посадил черешчатый дуб. Это был памятник в честь победы Вильгельмо-Бисмаркской Пруссии над Францией и образованием Германской империи.
В 1878 году издаётся первый том «Племенной книги лошадей Тракененского завода».
Лютеранские работники хозяйства и их семьи относились к приходу Энцунена (совр. Чкалов), где в 1883 году освятили новый храм, построенный на месте обветшавшей кирхи, построенной в начале XVII века. Это было простое прямоугольное строение с башней. Окна располагались в два этажа: верхние – большие в пологой арке, нижние – небольшие и парные. Внутри: резной алтарь, орган и два колокола. Храм получил повреждения в 1944-1945 годах и был разобран, сегодня от него остался лишь фундамент.
По своей производительности завод достиг такого уровня, что к концу XIX века тракененская кровь была у каждой лошади провинции. Тракененский конь ценился за выносливость и грузоподъемность, поэтому сельские (случные) заводы пользовались исключительно большим спросом.
В 1895 году должность управляющего получает Бурхард фон Эттинген, имевший прозвище «Маленький русский». Его отец был управляющим конюшней в российской Лифляндии, часто и подолгу бывал в командировках в Санкт-Петербурге, где Бурхард выучил русский язык и подружился с сыновьями прусского посланника Бисмарка. Позже Эттингер закончил Дерптский университет, затем 17 лет служил в армии как специалист по математике, по лошадям. После увольнения несколько лет отработал управляющим на небольших конезаводах, после чего получил назначение в Тракенен.
Эттингену удалось получить хорошее финансирование из правительственной казны благодаря своей детской дружбе – в том же 1895 году оберпрезидентом Восточной Пруссии назначают Вильгельма фон Бисмарка, сына «Железного канцлера».
Как и все предыдущие управляющие, Бурхард тоже произвёл некоторые изменения.
Он считал, что обильное питание – основа выращивания крупных и сильных лошадей, поэтому для жеребцов-производителей был построен отдельный лагерь с индивидуальными загонами и кормушками.
На заводе ввели новые методы содержания, кормления и тренировки лошадей. Для этого серьёзно изменили облик самого хозяйства за счёт расширения государственных владений.
По плану местного архитектора Куебарта построили новые конюшни, загоны, манеж, кузницу, зернохранилище с мельницей, склады и другие строения.
Для размещения тренируемых лошадей открыли так называемый Новый двор, в главной конюшне на первом этаже заработал музей конезавода и коневодства.
В Тракенене функционировала школа наездников, ветеринарный госпиталь, для работников строилось жильё, было обеспечено медицинское обслуживание посредством открытия небольшой больницы и аптеки. Работал свой почтамт.
В начале XX века построили большую гостиницу «Эльх» («Лось») и новую двухэтажную школу (всего в общине их было уже пять).
В своей работе Эттинген использовал в основном только английских чистокровных жеребцов. В 1903 году завод приобрёл в Англии жеребца по кличке Перфекционист.
Он проработал всего три года, но считается, что внёс максимальный вклад в формирование тракененской породы и стал родоначальником легендарной линии Темпельхютер.
Ещё одним известным производителем начала XX века был жеребец Моргештраль («Утренний луч»), по облику которого отлили скульптуру и установили напротив входа в дом управляющего заводом. Она пропала во время Первой мировой войны, после чего её место на постаменте заняла скульптура волка.
Ставка Эттингена на английских производителей позволила вывести идеальных лошадей для армии – крайне выносливых, сильных и быстрых. Успех селекционной работы хорошо виден в цифрах – перед началом Первой мировой войны 50% лошадей для армии закупалось на Тракененском конном заводе или находящихся под его контролем в Восточной Пруссии.
Эттинген уделял большое внимание тренингу. По его инициативе и при поддержке кёнигсбергского «Общества любителей турниров и скачек» в 1890 году в Инстербурге состоялась первая скачка для молодых жеребцов-производителей, эти мероприятия стали регулярными и преследовали своей целью выявление наиболее выносливых лошадей для армии.
В 1898 году была построена «Охотничья конюшня» и помещение для гончих собак, а также трасса со множеством препятствий. Так тренировали жеребцов, которых приобретали для охоты с гончими собаками.
Продолжение следует…
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Продолжение истории вы можете прочесть в книге Дмитрия Галлиса «Прусская Атлантида: исторический путеводитель по Калининградской области», которую можно приобрести, отправив заявку на почту автора, либо через сайт проекта:
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws
P.S.: Подборка статей «История Ясная Поляна-Тракенен»:
- Часть 1: Королевский конезавод Фридриха Вильгельма I и его спаситель Домхардт.
- Часть 2: Лошади провинции – родственники тракенов и новый конезавод «Маленького русского».
- Часть 3: Тракены уходят из кавалерии в большой спорт, и о судьбе военных захоронений.
- Часть 4: Как тракены оказываются в СССР, олимпийский чемпион Пепел и возвращение «Хранителя храма».