Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

Ясная Поляна-Тракенен (часть 2): Лошади провинции – родственники тракенов и новый конезавод «Маленького русского».

Продолжение истории Ясная Поляна – Тракенен. Предыдущая часть материала - в статье ранее, а ссылки на всю подборку - внизу страницы...

После смерти в 1786 году короля Фридриха Великого, не оставившего никаких распоряжений относительно Тракенена, главный конный завод Пруссии перешёл в собственность государства, сохранив в названии слово «королевский».

Новый правитель Фридрих Вильгельм II передаёт все коневодства страны оберландшталмейстеру, потомственному коневоду графу Карлу Генриху Августу фон Линденау, который перед назначением посетил известные конные заводы Англии с лучшей мировой системой коннозаводства.

Граф лично осмотрел всё поголовье и произвёл жёсткую выбраковку, оставив в Тракенене всего 13 жеребцов и 237 кобыл, которых поделили по мастям на 4 табуна. Линденау ввёл в трекененскую породу крупных английских полукровных лошадей, чтобы увеличить размеры тракенов. Также при нём в провинции открылось ещё три сельских конных завода (Рагнит, Инстербург, Маргграбова) для случки крестьянских кобыл с жеребцами из Тракенена.

-2

При Линденау в 1787 году заводится новое правило: все лошади, рождённые в Тракенене, получали клеймо, наносимое на правое бедро. Оно имело вид семиконечного лосиного рога. Этот символ украсил арку въездных ворот и фонарные колонны коневодческого хозяйства. Спустя век, с 1888 года у тракененских лошадей появилось новое тавро – двойной семиконечный рог лося на левом бедре.

-3

На плечи нового управляющего заводом Фридриха фон Белова выпали тяготы эпохи Наполеоновских войн. В 1806 году Тракененский завод эвакуируют в имение графа Зубова «Щавли» в Ковенской губернии. После заключения Тильзитского мира лошадей вернули в родные конюшни.

-4

Очередная эвакуация происходила в 1812-1813 годах, на этот раз в Силезию. По дороге от голода, холода и болезней погибло много лошадей. Не выдержало и сердце Белова, скончавшегося в 1814 году.

-5

Хозяйство возглавляет мастер походной королевской конюшни Вильгельм Карл Фридрих фон Бургсдорф, который отдаст этому делу 35 лет жизни. Наследием специалиста стал завод с критически малым поголовьем и уничтоженными французами пастбищами. Получив от правительства средства на восстановление, Бургсдорф лично едет в Англию для покупки жеребцов и кобыл, а врач завода отправляется в экспедицию за жеребцами в Турцию и Персию, по дороге приобретая несколько донских лошадей.

Дела при Бургсдорфе пошли настолько прекрасно, что в 1821 году завод наконец выполнил задачу, которая перед ним ставилась изначально – прусская кавалерия оказалась полностью укомплектована местными тракененскими лошадьми, а также было учреждено десять так называемых «Депо для пополнения конского состава».

-6

При Бургсдорфе восстановили пастбища и поля, которые теперь вновь могли обеспечивать завод достаточным количество корма.

-7

В доме управляющегося конезаводом открылась небольшая галерея с изображениями самых известных производителей.

-8

Это здание, с флюгером в виде лошади, в народе получило название «замок». За главным домом конезавода разбили чудесный ландшафтный парк с деревьями из Европы и прудом.

-9

В 1816 году в Тракенене открылась школа для детей работников.

-10

Севернее Тракенена в 1860 году проходит железная дорога от Кёнигсберга (совр. Калининград) до Эйдткунена (ныне Чернышевское). Для тракененцев была организована станция (совр. Дивное-Новое) с вокзалом, откуда важных посетителей завода забирали на карете, запряжённой тракененской четвёркой.

-11

Позже поезда будут регулярно привозить на экскурсии школьников со всей провинции, которых будут встречать на небольшом автобусе конезавода.

-12

Каждый новый управляющий вносил свои коррективы в развитие тракененской породы. Например, Густав фон Дассель сделал ставку на крупных лошадей, которые, как был уверен бывший гусарский майор, вскоре окажутся востребованы в армии. Не прогадал - в годы войн Пруссии с Данией, Австрией и Францией Тракененский завод ежегодно продавал армии тысячи лошадей.

-13

10 мая 1871 года в парке перед домом управляющего посадил черешчатый дуб. Это был памятник в честь победы Вильгельмо-Бисмаркской Пруссии над Францией и образованием Германской империи.

-14

В 1878 году издаётся первый том «Племенной книги лошадей Тракененского завода».

Открытка из Энцунена с видом кирхи и дома пастора, 1907 г.
Открытка из Энцунена с видом кирхи и дома пастора, 1907 г.

Лютеранские работники хозяйства и их семьи относились к приходу Энцунена (совр. Чкалов), где в 1883 году освятили новый храм, построенный на месте обветшавшей кирхи, построенной в начале XVII века. Это было простое прямоугольное строение с башней. Окна располагались в два этажа: верхние – большие в пологой арке, нижние – небольшие и парные. Внутри: резной алтарь, орган и два колокола. Храм получил повреждения в 1944-1945 годах и был разобран, сегодня от него остался лишь фундамент.

По своей производительности завод достиг такого уровня, что к концу XIX века тракененская кровь была у каждой лошади провинции. Тракененский конь ценился за выносливость и грузоподъемность, поэтому сельские (случные) заводы пользовались исключительно большим спросом.

-16

В 1895 году должность управляющего получает Бурхард фон Эттинген, имевший прозвище «Маленький русский». Его отец был управляющим конюшней в российской Лифляндии, часто и подолгу бывал в командировках в Санкт-Петербурге, где Бурхард выучил русский язык и подружился с сыновьями прусского посланника Бисмарка. Позже Эттингер закончил Дерптский университет, затем 17 лет служил в армии как специалист по математике, по лошадям. После увольнения несколько лет отработал управляющим на небольших конезаводах, после чего получил назначение в Тракенен.

Эттингену удалось получить хорошее финансирование из правительственной казны благодаря своей детской дружбе – в том же 1895 году оберпрезидентом Восточной Пруссии назначают Вильгельма фон Бисмарка, сына «Железного канцлера».

-17

Как и все предыдущие управляющие, Бурхард тоже произвёл некоторые изменения.

-18

Он считал, что обильное питание – основа выращивания крупных и сильных лошадей, поэтому для жеребцов-производителей был построен отдельный лагерь с индивидуальными загонами и кормушками.

-19

На заводе ввели новые методы содержания, кормления и тренировки лошадей. Для этого серьёзно изменили облик самого хозяйства за счёт расширения государственных владений.

-20

По плану местного архитектора Куебарта построили новые конюшни, загоны, манеж, кузницу, зернохранилище с мельницей, склады и другие строения.

Мельница и зернохранилище.
Мельница и зернохранилище.

Для размещения тренируемых лошадей открыли так называемый Новый двор, в главной конюшне на первом этаже заработал музей конезавода и коневодства.

-22

В Тракенене функционировала школа наездников, ветеринарный госпиталь, для работников строилось жильё, было обеспечено медицинское обслуживание посредством открытия небольшой больницы и аптеки. Работал свой почтамт.

-23

В начале XX века построили большую гостиницу «Эльх» («Лось») и новую двухэтажную школу (всего в общине их было уже пять).

-24

В своей работе Эттинген использовал в основном только английских чистокровных жеребцов. В 1903 году завод приобрёл в Англии жеребца по кличке Перфекционист.

Производитель по кличке Перфекционист.
Производитель по кличке Перфекционист.

Он проработал всего три года, но считается, что внёс максимальный вклад в формирование тракененской породы и стал родоначальником легендарной линии Темпельхютер.

Жеребец Темпельхютер.
Жеребец Темпельхютер.

Ещё одним известным производителем начала XX века был жеребец Моргештраль («Утренний луч»), по облику которого отлили скульптуру и установили напротив входа в дом управляющего заводом. Она пропала во время Первой мировой войны, после чего её место на постаменте заняла скульптура волка.

-27

Ставка Эттингена на английских производителей позволила вывести идеальных лошадей для армии – крайне выносливых, сильных и быстрых. Успех селекционной работы хорошо виден в цифрах – перед началом Первой мировой войны 50% лошадей для армии закупалось на Тракененском конном заводе или находящихся под его контролем в Восточной Пруссии.

-28

Эттинген уделял большое внимание тренингу. По его инициативе и при поддержке кёнигсбергского «Общества любителей турниров и скачек» в 1890 году в Инстербурге состоялась первая скачка для молодых жеребцов-производителей, эти мероприятия стали регулярными и преследовали своей целью выявление наиболее выносливых лошадей для армии.

-29

В 1898 году была построена «Охотничья конюшня» и помещение для гончих собак, а также трасса со множеством препятствий. Так тренировали жеребцов, которых приобретали для охоты с гончими собаками.

Продолжение следует…

© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Продолжение истории вы можете прочесть в книге Дмитрия Галлиса «Прусская Атлантида: исторический путеводитель по Калининградской области», которую можно приобрести, отправив заявку на почту автора, либо через сайт проекта:
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта:
knowprussia.tilda.ws

-30

P.S.: Подборка статей «История Ясная Поляна-Тракенен»:

- Часть 1: Королевский конезавод Фридриха Вильгельма I и его спаситель Домхардт.
- Часть 2:
Лошади провинции – родственники тракенов и новый конезавод «Маленького русского».
- Часть 3:
Тракены уходят из кавалерии в большой спорт, и о судьбе военных захоронений.
- Часть 4:
Как тракены оказываются в СССР, олимпийский чемпион Пепел и возвращение «Хранителя храма».