Всем привет! Недавно выдалось свободное время, и я решил не изображать серьезность и продуктивность, а посмотреть несколько развлекательных фильмов, чего не делал довольно давно. Вспомнил, что из всей франшизы «Трансформеры» видел лишь первые два фильма, после чего, остановился с выбором. Скачал сразу четыре следующих и углубился в просмотр.
Вообще, в детстве, в возрасте 7-11 лет, мультсериалы про «Трансформеров» были моими любимыми и отложились в памяти намного лучше остальных: ни черепахи из канализации, ни всякие Конаны и «Охотники за привидениями» или грызуны – «Спасатели» не оставили в моем детском сознании такого следа, как сражения огромных эпичных человекообразных роботов с красивыми японскими песнями в заставках. То были девяностые годы и смотрел я и мои одноклассники эти мультфильмы исключительно по «Четвертому» каналу местного телевидения и по НТВ. О видеомагнитофоне в то время приходилось только мечтать, но даже те счастливчики, которые ими обладали, не помню, чтобы хвастались просмотром на кассетах, скорее всего, таких в продаже не было. Все были равны и смотрели «Трансформеров» по телевизору, после чего, обсуждали увиденное на уроках. Всегда увлекавшийся техникой, львиную долю детских рисунков я так же посвящал роботам. Слегка разбавлял гегемонию «Трансформеров» в моей личной мифологии только «Вольтрон», тоже робот, два сезона которого показывали по ТВ, но, в сравнении с первыми, он был слишком однообразен. Не хватало, так сказать, контента.
Названия и правильной хронологии мультсериалов я в детстве не знал и только сейчас установил, что, оказывается, два моих любимых сезона назывались «Трансформеры: Воин великой силы» и «Трансформеры: Победа», поэтому, сравнивать современные экранизации в дальнейшем, буду, в основном, с ними. От первых пяти сезонов под названием «Трансформеры: Первое поколение», которые я тоже видел, два озвученных отличались более качественной и брутальной рисовкой роботов, ярко выраженным «анимешным» стилем в целом (став взрослым, к аниме я охладел и не смотрю) и меньшим масштабом происходящего, большим вниманием к деталям.
Время шло и в подростковом возрасте о любимых мультиках я забыл, казалось бы, навсегда, однако, когда в 2007 году, уже будучи студеном последних курсов, я увидел первые трейлеры экранизации, мое сердце забилось чаще и я с нетерпением стал ждать выхода фильма.
Помню, что примерно в то время, я нашел в интернете пару серий из детства, но прежнего восторга они у меня уже не вызвали. Следовательно, подумал я, если я вырос, вселенная «Трансформеров» доросла до экранизации, о которой раньше можно было только мечтать, фильм тоже должен быть взрослее и сложнее оригинальных мультиков. В голове сложилась картина с элементами научной фантастики, драматическим повествованием и элементами хоррора. Да, мечты, мечты…
Итак, я сел в кресло кинотеатра на один из первых сеансов и стал смотреть. Самое интересное, что трейлеры и первые двадцать минут фильма были именно такими, как я мечтал и полностью соответствовали концепции «Трансформеров для взрослых». Загадочный, страшный и неуязвимый, не произносящий ни слова робот-вертолет уничтожал американскую военную базу, не менее брутальный звероподобный робот-скорпион гонял морпехов по пустыне, а «Бамблби», действительно похожий на инопланетный организм, разговаривал отрывками из радиопередач. Живые машины, падающие по ночам, подобно метеоритам, на задние дворы американских налогоплательщиков, огромные и ни на что не похожие, так же впечатляли. Все роботы показаны максимально подробно, появление каждого – событие и вызов для людей. Я был в восторге.
А потом, на тридцатой минуте фильма появлялся Оптимус Прайм и все остальные автоботы оптом, и голосом волшебника из сказки докладывал первому встреченному им американскому подростку весь сюжет. Только что воинское приветствие не сделал. Автоботы пританцовывали идиотский брейк-данс во время трансформации, которую невозможно нормально разглядеть из-за обилия пикселей и, завершив ее, понесли невероятную пафосную чушь. Всё, как только Оптимус Прайм в первом фильме первый раз открыл рот, вся магия повзрослевших «Трансформеров» исчезла и ни в одном из следующих фильмов не вернулась. Жаль.
Таким образом, посмотрев пять и бегло ознакомившись с сюжетом и отрывками из остальных двух фильмов серии «Трансформеров» могу сказать следующее. Если Джеймс Кэмерон, по меткому выражению «Бедкомедиана», в фильме «Терминатор: темные судьбы», изнасиловал Терминатора, то Майкл Бэй, на мой взгляд, не смог переварить богатый лор трансформеров, придуманный до него, и его стошнило. Месивом из разноцветных пикселей и глупого пафоса.
Да, я понимаю, фильм изначально детский или семейный, это выгодно для кассовых сборов и бла бла бла. Но, в качественных семейных фильмах есть что посмотреть и взрослым. В конце концов, мифология «трансформеров» существует с 80-х годов! У нее есть не молодые фанаты или просто ностальгирующие взрослые, неужели нельзя сделать смотрибельно и для них тоже?
Так вот, местами вспоминая, местами освежив в памяти мультфильмы, хотелось бы сказать, что в них лучше и почему экранизации все-таки халтура. Рейтинги на Кинопоиске, кстати, это подтверждают.
Первое, любая фантастическая мифология, и мир трансформеров не исключение, держится на загадочности и недосказанности. Всегда должна оставаться интрига, которая будет будоражить умы зрителей. Вселенная «Чужих» процветала, пока престарелый Ридли Скот не решил объяснить их происхождение. В лучшем фильме про «Бэтмена» «Темный рыцарь», мы так и не узнаем, откуда взялся Джокер, да и, вообще, кто он на самом деле. Во «Властелине Кольца» мы видим Мордор лишь в последнем фильме и до конца не знаем, сможет ли Фродо бросить кольцо в вулкан и поможет ли это. А Саурона, главного злодея так и не видим вовсе.
В мультфильмах «Трансформеры» было так же. Сюжет раскрывался постепенно, достигая планетарных масштабов лишь к концу сезона. К чему привело то, что в первом и во всех остальных фильмах сюжет вываливают в первые полчаса? Теряется тот самый саспенс, интрига и загадка, которую хочется раскрыть. Исчезает ожидание чуда. Это плохо даже для детского кино.
А еще в первых пяти фильмах один и тот же сюжет. Автоботы и десептиконы перетягивают друг у друга очередной артефакт, обладающий силой вселенского масштаба, который каким-то хреном, каждый раз оказывается на Земле! В Голливуде что, забастовка сценаристов? Вообще атрофировалось критическое мышление? Что это за херня?!
Ладно, я спокоен. Акцентирование внимания уже в первой половине первого фильма на вселенских задачах приводит к тому, что для каждого следующего фильма нужно придумывать новую угрозу для человечества, что мягко говоря не оригинально. В трехмиллиардный раз очередные инопланетяне порабощают землю.
Второе, являющееся продолжением первого. В сезонах мультфильма, которые я упомянул, почти каждый трансформер был, блин, личность. У каждого была своя история, подвиги, характер и прочее. Появление каждого сопровождалось отдельной серией. Ну, где-то за серию вводилось сразу несколько, но все же. Тогда им сочувствуешь и за ними интересно наблюдать. Причем все это были мощные, пафосные, брутальные персонажи, без всяких детских кривляний.
Я вспоминаю, как в сериале «Трансформеры. Победа» смертельно ранили Оптимуса Прайма, тот впал в кому, потерял память и, чтобы сохранить ему жизнь, его переделали в другого робота, мощного, но безмозглого. И он постепенно, много серий, восстанавливал память. Это была трагедия для других героев. В мультфильме додумались до этого! Таким персонажам можно сочувствовать!
Что мы видим в фильмах: ни об одном из роботов, кроме Оптимуса, Мегатрона и Бамблби почти ничего не известно. Ни предыстории, ни прописанных характеров, ни самостоятельных поступков, ничего! Есть небольшие исключения, но они на общую картину не влияют. Все, блин, автоботы в первом фильме представлены за минуту в виде мельтешащих пикселей. Будет зритель переживать, когда такой автобот погибнет? То-то и оно.
Есть же в Голливуде, в конце концов, супергеройское кино. В нем раскрытие каждого персонажа обязательная часть картины. Зритель должен получить удовольствие от процесса становления любого из них и только тогда он станет фанатом. Почему об этом забыли в данном случае, не понятно.
Третье, рисовка. Я рад, что к 2007 году окончательно изобрели компьютерную графику, но зачем ее делать в количествах, которые превышают возможности человеческого глаза, чтобы ее рассмотреть? Большинство сцен трансформации роботов и сцены сражений, это просто мешанина из пикселей. Подчас тяжело понять, кто, что и зачем делает. Каша цветастых фрагментов не позволяет глазу собрать их в отдельные объекты и получить удовольствие от зрелища. К счастью, в фильме «Бамблби» и «Восстание Звероботов» предпочли более лаконичный дизайн, я считаю, это большой плюс.
Опять же, посмотрите на супергероев. Их одежда и снаряжение всегда собраны из небольшого числа визуально отличных элементов, поэтому в любой сцене схватки их легко видно.
Четвертое, дизайн. В сезонах «Воин великой силы» и «Победа», трансформеры нарисованы максимально эпично, брутально и интересно. Никакой клоунской или детской наружности. Большие роботы должны выглядеть круто, точка. На том стоят большие роботы. Как часть крутости, минимально необходимое количество деталей, связывающих роботов с земной культурой. Они – другие и это видно.
Что мы видим в фильме? Господь всемогущий. Роботы толстые, роботы комичные, роботы старики, роботы, брызгающие слюной. Роботы карлики и роботы животные из Мадагаскара. Как не догадались сделать роботов афроамериканцев и роботов феминисток?
У многих трансформеров в фильмах есть борода. Борода, Карл! На кой черт она могла понадобиться высокотехнологичным космическим созданиям? Для маскировки существует альтформа, машина там, самолет или танк, но зачем им борода в настоящей форме? В мультфильмах такого бреда не было. Инопланетяне должны выглядеть как инопланетяне.
Сюда же относятся элементы человеческой одежды и человеческого оружия. Все эти пулеметные ленты, подсумки для гранат, вылетающие из бластеров гильзы. Один из роботов курит сигару! Боже какой бред, минус тысяча к эпичности сразу. Годзилла может курить сигару?
Да Робокоп в 1987 году выглядит мощнее и интереснее, чем многие трансформеры в кино Майкла Бэя.
Пятое, звуки, движения и взаимодействие с окружающим миром.
В мультфильмах конца 80-х годов роботам пытались придать массу. Обычные шаги по земле сопровождались характерными звуками (привет от Робокопа) и, иногда, тряской экрана. Когда они не сражались, то двигались не спеша, видна попытка изобразить именно огромных тяжелых роботов, а не нарисованных игрушек. Сражения сопровождаются грохотом. Что мы видим и слышим в фильмах? Роботы, независимо от размера, движутся чуть медленнее человека. Звуки отвратительны, шаги и прочие взаимодействия с окружением чаще всего не озвучены. Звуки стрельбы как у детских игрушек. Обратите внимание, в фильме «Эпоха истребления» ближе к концу есть идущие подряд сцены стрельбы робота из пулемета и человека из пистолета. Стрельба из пистолета впечатляет больше.
Шестое и одно из главных. В любом художественном произведении, включая фантастику, должна быть внутренняя логика. Лор можно придумать любой, эльфы, джедаи, роботы, что угодно, но между происходящими в повествовании событиями должна быть причинно-следственная связь. Если такая не показана, событие происходить не должно. Например, если условный вампир обладает такими-то возможностями в начале фильма и с ним ничего не произошло, в конце он должен остаться таким же.
А здесь в одной сцене десептикон стреляет из своего оружия в дом и только разбивает стекла и мебель, через пять минут выстрелами из этого же оружия обрушивает небоскреб (третий фильм). Герой в исполнении Марка Уолдберга пару раз подносит сварочный аппарат к Оптимусу и чудом чинит его, хотя только что тот был серьезно поврежден, имел кучу пробоин от снарядов (Эпоха истребления). Прыгающие из вертолета парашютисты не имеют при себе оружия, что хорошо видно, так как сцена полета длинная, но при приземлении они оказываются вооружены до зубов (фильм три).
Наконец, в каждом фильме люди-солдаты упорно стреляют по трансформерам из автоматов, но в самих же фильмах ровно 0 случаев, когда это бы повлекло за собой повреждения. Одни искры. Что мешает вручить им гранатометы, чтобы это не выглядело настолько идиотизмом?
Герой – человек, который не обладает суперспособностями не должен оставаться цел при падении с большой высоты или физическом противостоянии с роботом.
Седьмое, персонажи – люди. Да, они необходимы для того, чтобы зритель мог проще ассоциировать себя с происходящими на экране событиями, но фильмы то про роботов! Они должны быть главными и принимать решения. В классических мультсериалах именно так, там подростки не командуют роботами, у которых свои важные космические дела, а лишь слегка помогают им. У Майкла Бэя же что не фильм, то придурошный подросток вносит решающий вклад в сражения автоботов и десептиконов, что один раз еще глаз не режет, но все последующие выгладят как крайне притянутые за уши. Подростковый юмор на протяжении первых пяти фильмов неуклонно скатывается в «треш».
Ффуух, кажется все.
На мой взгляд, франшизу «Трансформеры» нужно перезапустить в том же ключе, как Кристофер Нолан когда-то перезапустил Бэтмена, то есть привнести логику и серьезность. Во всяком случае, я бы с удовольствием посмотрел такое кино.