Мы как-то писали статью о том, что аграрии купаются в зерне, а отрасль — в нищете: в ней пытались понять, почему урожаи рекордные, а девать их некуда. Размышляли на тему топливного кризиса-2023. Может, частично, проблемы где-то и разрешились, но их ещё несчитанное множество... Теперь нам захотелось заглянуть в гаражи и ангары аграриев: соответствует ли нормам фонд топливораздаточного оборудования, которое эксплуатируют в сельском хозяйстве? Как ведут учёт топлива?
Советское наследие
Во многих хозяйствах топливораздаточное оборудование не обновлялось со времён СССР. Такие экземпляры встречаются особенно часто в подведомственных структурах. Оборудование в Советском союзе делали надёжное, не поспоришь, раз оно работает до сих пор. В основном, это механические устройства с минимумом автоматики и почти без электроники.
Факт: федеральное агентство по техническому регулированию руководствуется нормативами по ГОСТ Р 58927-2020 «Колонки топливораздаточные. Общие технические условия», где есть все актуальные требования к такому оборудованию. Данный стандарт утверждён приказом Росстандарта и действует с 1 октября 2020 года.
С резервуарами хранения времён СССР ситуация неоднозначная. А всё потому, что стоит тара себе и стоит, а зачастую вообще находится под землей, а раз не видно, то и проблем как бы нет: свою функцию выполняет и ладно. По мнению компаний, которые занимаются техническим ремонтом и очисткой резервуаров, доля советского топливораздаточного оборудования в общей массе составляет всего 10%, а вот резервуаров хранения раза в полтора, а то и два, больше. Кстати, чистят ёмкости с одной целью — убрать естественный осадок от топлива, чтобы он не смешивался с новым горючим и не ухудшал его качество.
Учёт топлива
Если послушать тружеников полей, заправляется кто чем: в основном, конечно, дизельным топливом. Выбор аграриев не случаен, потому что дизель из-за его высокой энергетической плотности и эффективности как ничто иное подходит большегрузам, тракторам и другой тяжелой технике.
В организациях АПК топливо — очень важная статья затрат. Сельхозпредприятия потребляют колоссальные объёмы горючего. Большинство хозяйств приобретают его оптовыми партиями, которые хранят на собственных нефтебазах. Залог грамотного учёта топлива — отслеживание его расходов на каждом этапе производственного процесса: от приёмки у поставщика до сгорания в баках сельхозтехники.
У каждого предприятия для этих целей есть журнал учёта топлива для каждого транспортного средства и оборудования. Туда фиксируют данные о количестве заправок, пробеге транспортного средства и многие другие нюансы. Парадокс в том, что львиная доля хозяйств и колхозов в нашей стране (в разгар процесса глобальной цифровизации) журнал этот ведут — буквально от руки!
Бухгалтерский аппарат воюет с ветряными мельницами, и если даже путевые листы унифицированной формы приобретены и составляются ежедневно, то многие реквизиты в них попросту не заполняются: маршрут следования, показания спидометра, остатки горючего и т. д. Это, конечно, сказывается на достоверности сведений, так необходимых для всестороннего учёта ГСМ.
Но даже это ещё полбеды. В сельском хозяйстве большое количество сельхозтехники заправляется прямо в поле с помощью бензозаправщика. Он получает горючее на нефтебазе предприятия, а потом уже распределяет его по конечным пользователям — тракторам и комбайнам. Нередко топливозаправщик по документам получает один объём горючего, а до конкретных машин доходит меньше. Примеров, по которым выходят подобные недостачи — сотни. Неучтённого горючего (непреднамеренно или вполне себе намеренно) — тонны. Непойманых-неворов среди рабочих — тысячи.
Больше новостей в нашем телеграм-канале📩
Дёшево, сердито и опасно для жизни
Не так давно отгремели масштабные рейды, которые (как это принято) всегда обрушиваются на те или иные объекты после какого-то ЧП. Все мы помним ужасную трагедию на АЗС в Махачкале в августе, которая унесла жизни 37 человек.
По результатам проверок только в одном Дагестане Ростехнадзор выявил 4,5 тысячи нарушений. Показательно закрыты десятки АЗС. Но ситуация, скорее всего, останется неизменной и победит капитал: ведь дешевле дать на лапу проверяющему, чем заново оборудовать инфраструктуру, не так ли?
Впрочем, чтобы убедиться в необходимости переоснащения своей внутриведомственной АЗС, за примерами далеко ходить не надо. Эксплуатация устаревшего оборудования приводит к серьёзным потерям и даже к трагедиям. По данным экологических аналитических агентств, в России 95% всех аварий, связанных с нефтепродуктами, происходит, в частности, из-за высокой степени износа оборудования.
Фатальным оказался инцидент в Джизаке (Узбекистан). В результате утечки газа и взрыва на АГЗС один человек погиб, ещё один — был госпитализирован. По данным следователей, причиной утечки стало неисправное и устаревшее оборудование, нуждавшееся в техническом обслуживании.
Или ЧП на автозаправочной станции в деревне Щетинка Курского района. Там полностью выгорели легковой автомобиль и оборудование на АЗС. Огнеборцы ликвидировали пожар больше часа. Пострадало трое рабочих. Причиной пожара стала неисправность системы подачи топлива на топливораздаточные колонки.
Король бензоколонки-2024
Возможно, кто-то ещё помнит этот нашумевший советский фильм с Надеждой Румянцевой, снятый в 1962 году (кстати, на действующей АЗС), где она ловко общалась с водителями на фоне топливораздаточного оборудования.
Сейчас король бензоколонки — это, бесспорно, технический прогресс. Потому что преимущества, которыми владеет современное оборудование, не ставит ни в какое сравнение советское наследие (при всём уважении).
Здесь возникает резонный вопрос: чем же новый подход лучше привычного, сформированного годами?
Современные автоматизированные системы для выдачи топлива обладают высокой точностью измерения объёмов горючего — вплоть до нескольких миллилитров. В то время как в устаревших колонках используются механические измерители, которые выдают большую погрешность.
Безоператорная работа колонок позволяет выдавать горючее по топливным картам или с помощью ввода пин-кода (который присваивается каждому сотруднику). Это персонализирует выдачу топлива и позволяет контролировать работников. А значит, — минимизирует риски воровства.
Удалённый контроль за движением топлива — и такое, наконец-то, возможно в мире технологий! Вся информация с топливораздаточного оборудования (будь то колонка или оснащённый автоматикой топливозаправщик) передаётся на компьютер или смартфон: количество заправок, их объём, остатки топлива в резервуарах и мн. др. Чудо? Нет, где-то уже ставшая обыденной реальность.
Современные колонки оснащены системами защиты от перелива топлива, а также от статического электричества. В советских же колонках такие меры безопасности были предусмотрены не всегда. Ещё топливораздаточное оборудование нашего времени обычно оснащено системами рекуперации паров топлива, что снижает выбросы вредных веществ в атмосферу (если Вам кажется, что это неважный фактор, значит, Вы просто не проводили много времени вблизи АЗС).
Ну и конечно, чуть ли не основополагающая функция, которая есть у современных топливораздаточных систем и оборудования — возможность перевода всего предприятия на электронный документооборот и оптимизации множества бизнес-процессов. Программное обеспечение, сопряжённое, например, с колонкой собирает все данные о топливе с оборудования, хранит их, обрабатывает и передаёт в бухгалтерскую (или любую другую) программу. Водителям больше не нужно бегать с бумажками на подпись, бухгалтерам — корпеть над стопками ведомостей, а руководителям — заботиться о снижении хищений ресурсов.
Так что автоматизация в агро-промышленном комплексе неизбежна. Это лишь вопрос времени. Но чем быстрее произойдёт переоснащение на отдельно взятом предприятии, тем быстрее его функционирование станет экономически выгодней, безопаснее с пожарной и экологической точек зрения. А для сельского хозяйства этот вопрос принципиальный. Ведь аграрии не в силах остановить санкционное давление и вернуть на рынок технику и запчасти по прежней стоимости. Нет возможности компенсировать убытки, связанные с экспортными пошлинами. Также — никто не может повлиять на безудержный рост цен на топливо.
Но в этих жёстких и непредсказуемых условиях есть способы, как это топливо —хотя бы — экономить. И беречь при этом миллионы (и даже миллиарды) рублей, утекающих на бессмысленные издержки.