Найти тему
ВЕДОМОСТИ

Госдума запретит рекламу иноагентов и продвижение на их ресурсах

Иноагентам запретят размещать на своих сайтах и в соцсетях рекламу. Также будет введен запрет на рекламирование информационных ресурсов иноагентов в СМИ. Соответствующий законопроект внесли в Госдуму, с содержанием документа ознакомились «Ведомости». Законопроект будет рассмотрен в приоритетном порядке, отметил спикер нижней палаты Вячеслав Володин. Среди других соавторов инициативы – лидеры думских фракций, а также председатели комитетов по обороне и безопасности Андрей Картаполов и Василий Пискарев.

По данным Минюста, в 2023 г. более 200 российских физлиц и юрлиц разместили рекламу своих товаров и услуг на каналах иноагентов – это приносит доход и обогащает иноагентов, говорится в пояснительной записке к проекту. Для противодействия такому «скрытому иностранному вмешательству во внутриполитические дела государства и подготовлен этот законопроект», объяснили авторы инициативы.

В Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) содержится информация о размещении на интернет-площадках 15 иноагентов, сообщил представитель Роскомнадзора (оператор ЕРИРа). В совокупности они в 2023 г. заработали на публикации рекламы порядка 133 млн руб.

Рекламодателями в основном выступают компании, работающие в сферах дополнительного образования, визовых услуг и оформления гражданства других стран. Кроме того, в Роскомнадзор также поступила информация о том, что у иноагентов рекламируют юридические, медицинские и туристические услуги, услуги психологов и продажи цветочной продукции. Всего в ЕРИРе за 2023 г. учтена информация о рекламе на 563 млрд руб.

Доходы у ряда иноагентов падают, писали «Ведомости» 21 марта 2023 г. Впрочем, они составляют порядка 1% от всего российского рынка инфлюенс-маркетинга, оценивает сооснователь Ассоциации блогеров и агентств (АБА; является СРО) Максим Перлин.

Рынок инфлюенс-маркетинга и нативной рекламы, по оценке Ассоциации развития интерактивной рекламы, в 2022 г. составил 12 млрд руб. По данным АБА, он вырос на 5% к 2021 г. и достиг 15,75 млрд руб. Данные за 2023 г. пока не были представлены. Преимущественно рекламу у иноагентов размещают иностранные компании, из российских рекламодателей такой инвентарь на текущий момент интересен онлайн-школам, говорит Перлин.

«Большие компании и ранее обходили ресурсы иноагентов стороной, опасаясь негативного исхода для репутации их брендов», – говорит руководитель отдела маркетинга в социальных медиа OMD OM Group Анна Козырева. Адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры», соавтор закона «О СМИ» (1991 г.) Владимир Энтин считает, что задача инициативы – сделать «максимально опасным» размещение у иноагентов для рекламодателей, которые находятся в пределах российской юрисдикции. Но физлица и юрлица, зарегистрированные в зарубежных странах, не будут подпадать под действие законопроекта, говорит он: «Вероятно, в такой ситуации на ресурсах иноагентов может произойти всплеск рекламных размещений иностранных компаний».

Володин анонсировал инициативу 10 февраля: «Люди возмущены – блогеры, действующие в интересах недружественных государств и льющие грязь на нашу страну, по-прежнему зарабатывают деньги на наших гражданах, на отечественных компаниях». Парламентарии, по словам спикера, считают необходимым лишить иноагентов всех источников доходов в России, а для нарушающих запрет стоит предусмотреть строгие меры ответственности. В актуальной редакции проекта варианты возможной ответственности не прописаны.

Законопроект лишь подтверждает то, что иностранные агенты постепенно превращаются в своеобразную юридическую «касту неприкасаемых», отмечает старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин: «Поскольку любое взаимодействие с ними может повлечь за собой прямые правовые риски для любого контрагента».