Найти тему
Дмитрий Меньков

Появление колоколов

Звонница XV века. Церковь Ильи Пророка, Вытубы, Псковская Область
Звонница XV века. Церковь Ильи Пророка, Вытубы, Псковская Область

Колокола появились на несколько веков позже христианства. До раннего Средневековья людей созывали на богослужение при помощи била – деревянной или металлической доски и колотушки. На Западе изобретение привычных для нас колоколов связывают с именем свт. Павлина Милостивого (353–431гг.), епископа итальянского города Нола в провинции Кампания. В церковном предании сохранился рассказ о том, как однажды свт. Павлин прилег отдохнуть на поле, где росли колокольчики. Во сне он увидел, как с небес сходят ангелы, раскачивают цветы, и те издают нежные серебристые звуки, похожие на ангельское пение. Придя домой, святой Павлин велел местному мастеру отлить колокол в форме полевого цветка. Так колокола по названию итальянской провинции стали называться «кампанами», а наука о колоколах – кампанологией. Позже в произведениях христианских богословов Средневековья зародилось представление о колокольном звоне как о гласе ангельском, призывающем на встречу с Богом.

На Русь колокола пришли одновременно с ее крещением. Во время раскопок на месте Десятинной церкви Киева, выстроенной князем Владимиром, в 1824 году были найдены два колокола, считающиеся древнейшими на Руси. Первое летописное свидетельство о колоколах относится к самому началу ХI столетия (1066 г., 3-я Новгородская летопись), когда колокола упоминаются при Новгородском храме св. Софии. Тогда же впервые стали звонить в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме. В одной из летописей отмечалось, что колокола были «дивны слушаньем» и «глас их красен».

Первые колокола были привезены к нам из Западной Европы, и так же, как в Европе, колокольный звон создавался с помощью раскачивания самого колокола. Однако с ХVII века русские колокола стали давать звон посредством ударов подвижного металлического языка в неподвижный колокол2. Древнейшие русские литые колокола были небольшими, совершенно гладкими и не имели никаких надписей. Постепенно русские мастера научились лить колокола больших размеров, и на них появились надписи: «Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их», «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь», «Благовествуй, земле, великую радость, хвалите, небеса, Божию славу».