Найти тему
Папирус бывшего жреца

Первый в мире приключенческий роман

В конце 19 века в песках Древнего Египта, в Фивах, был обнаружен свиток, чудесным образом сохранивший одно из величайших произведений древней литературы.

Остракон, найденный в 1886 году в гробнице Сеннеджема (Дейр-эль-Медина, гробница № 1). Содержит историю Синухета.
Остракон, найденный в 1886 году в гробнице Сеннеджема (Дейр-эль-Медина, гробница № 1). Содержит историю Синухета.

История начинается с внезапного события: смерти фараона Аменемхета I:

"В тридцатом году, на седьмой день третьего месяца разлива Нила, божественный лик фараона скрылся за горизонтом; Схотепибра (Схотепибра — (Любезный сердцу Ра), тронное имя Аменемхета I) , владыка Верхнего и Ниж­него Египта, вознесся на небо и соединился с Солнцем, тело бога вновь слилось с божеством, которое его поро­дило. Двор погрузился в молчание, все сердца охватила скорбь. Большие двойные ворота были заперты, придвор­ные сидели, склонившись лицом в колени, а народ при­читал."
-2

Далее события развиваются стремительно:

"Тогда семеры, друзья фараона, послали вестников к сыну его, чтобы предупредить о случившемся во двор­це. Гонцы застигли его в пути и предстали перед ним, хотя была уже ночь. Наследник фараона не стал медлить ни мгновения: божественный Сокол со своею сви­той устремился ко дворцу, не оповестив даже войско свое.
Но в ту же ночь прибыли гонцы и к другим сыновьям фараона, находившимся при войске вместе с наследни­ком. К одному из них тайно явился вестник, и я услышал их голоса, потому что стоял поблизости.
Но, когда я услышал, о чем они говорят, сжалось сердце мое, опустились руки мои, и дрожь охватила меня с головы до ног. Большими прыжками я удалился от них и спрятался. Я лег между двумя кустами, чтобы те, кто двигался по дороге, прошли мимо и не заметили меня.
Переждав, я направился на юг. Но во дворец фараона решил я не возвращаться. Опасался я, что вскоре начнет­ся там междоусобица и я погибну в этой борьбе за трон."

Итак, наш герой, Синухет, важный чиновник, охвачен страхом, который вынуждает его бежать из Египта.

Путешествие ведет его на восток, через Синайскую пустыню:

"Оста­новился я на острове Великого Черного озера с горькой водой. Одолела меня жестокая жажда. Гортань моя пере­сохла, горло мое забило пылью, и тогда сказал я себе: «Это вкус смерти!»
Но вскоре услышал я рев стада и увидел кочев­ников-бедуинов. Сердце мое ободрилось, и силы вернулись ко мне. Шейх (Шейх — старейшина у арабских племен) бедуинов, побывавший в Египте, узнал меня. Он дал мне воды, а затем приказал вскипятить для меня молока. Вместе с ним предстал я перед людьми его племени, и они обошлись со мною ра­душно."

В конце концов, он оказывается очень далеко от Египта:

Однажды призвал меня к себе Ненши, сын Аму, правитель Верхнего Ретену (Ретену — область, охватывающая предположительно часть Сирии и север Палестины) и сказал он мне:
— У меня тебе будет лучше, ибо здесь ты услышишь египетскую речь.
Так сказал он потому, что знал о моих достоинствах и наслышан был о моей мудрости. Египтяне, которые находились при нем, за меня поручились.
И еще спросил он:
— Почему пришел ты в эту страну? Что тебя заста­вило? Не случилось ли чего-нибудь при дворе фа­раона?
Отвечал я ему:
— Владыка Верхнего и Нижнего Египта, Аменемхет, покинул землю и скрылся за горизонтом. Никто не знает, что теперь будет.
И еще сказал я, решив утаить половину правды:
— Эту весть передали мне, когда возвращался я из похода против страны Техену. Разум мой помутился, сердце мое вырвалось из груди и повлекло меня по доро­гам пустыни, хотя никто меня не оскорблял, никто не плевал мне в лицо, никто меня не обвинял, и глаша­тай, разыскивающий преступников, не выкрикивал мое имя. Я и сам не знаю, что привело меня в эту страну! Видно, так уж было угодно богам...
Тут спросил он меня:
— Что же будет с этой землею без прекрасного бо­жества, перед которым все страны дрожали, как перед богиней войны Сехмет в годину черного мора?
И сказал я ему в ответ:
— Конечно, сын фараона вступил во дворец. По пра­ву завладел он наследством отца своего, ибо нет ему равного и нет никого, кто бы мог его в чем-либо превзойти. Мудрость ему подвластна, замыслы его со­вершенны, приказы его превосходны. Все повинуются каждому слову его."
-3

Со временем Синухет приобретает популярность и авторитет, женится на дочери и становится заметной фигурой в обществе:

"И вправду, поставил меня Ненши, сын Аму, выше детей своих и женил меня на своей старшей дочери. Повелел он мне выбрать надел из наилучших в стране своей на границе с другой страной. Прекрасна была эта область, и называлась она Иаа. Росли здесь смо­квы и виноград, вина здесь было больше воды, масло и мед имелись в изобилии, и всевозможные плоды вы­зревали в садах. На полях произрастал здесь ячмень и пшеница, а стада мои были разнообразны и неис­числимы.
Великими милостями осыпал меня Ненши, сын Аму, из любви ко мне. Сделал он меня вождем племени, од­ним из избранных страны своей. Положил он мне еже­дневную долю вина и других напитков, и каждый день посылал он мне долю пищи: мяса вареного и птицы жареной, не считая мелкой дичи пустыни. Эту дичь для меня ловили всегда и клали передо мной, сверх того, что приносили мне мои охотничьи собаки. Также выпекали для меня всевозможные хлебы и все кушанья для меня готовили только на масле и молоке.
Так прожил я в стране Иаа немало лет. Выросли дети мои, окрепли, и каждый из них стал вождем племени. Гонцы, куда бы ни направлялись они, на север или на юг, ко двору фараона, всегда останавливались у меня: всем путникам я давал приют. Я поил водой жажду­щего, я выводил на дорогу заблудившегося, я помогал ограбленному."

Несмотря на новообретенный статус и комфорт, сердце Синухета по-прежнему привязано к Египту:

"Кто бы ни был ты, бог, предначертавший бегство мое, смилуйся надо мной и дозволь мне вернуться на родину! Дай мне вновь узреть те места, где пребывает сердце мое! Сделай так, чтобы тело мое погребли в той земле, на которой я был рожден! Что может быть выше этого и желанней? Помоги же мне!"
Жизнь в Египте.
Жизнь в Египте.

Он часто размышляет о своей родине, выражая глубокое чувство тоски:

"Пусть проникнет жалость в сердце бога, который изгнал меня и принудил жить на чужбине. Неужели он не смилуется сейчас надо мной? Пусть услышит он мольбу изгнанника, взываю­щего издалека. Да протянет он руку тому, кто был им повергнут в прах, и да возвратит он его в страну, из ко­торой изгнал его."

Жизнь в Египте.
Жизнь в Египте.

Синухет обращается с искренней просьбой к новому фараону, Сенусерту I, преемнику Аменемхета, выражая свое желание вернуться домой и получить прощение за свое бегство:

"О владыка Египта, будь благосклонен ко мне! Дай снова жить милостями твоими! Дозволь мне приветство­вать супругу твою, владычицу Земли, во дворце твоем, дозволь мне служить ее детям!"

Тронутый словами Синухета, фараон отвечает на его просьбу, гарантируя ему теплый прием:

"Обошел ты дальние земли, прошел от Кедема до Ре­тену, и сердце твое заставляло тебя бежать из одной чужеземной страны в другую. Но что совершил ты, чтобы страшиться кары? Не злословил ты, и нечего тебе бояться речей своих. Не хулил ты совет знатных, и нечего тебе опасаться слов своих. Страх овладел твоим сердцем, но не было злого умысла против тебя в сердце моем. Повелительница твоя, небо твое, и ныне живет и здравствует во дворце. Голова ее увенчана знаками царского достоинства, и дети ее при дворе. Осыплют они тебя подарками драгоценными, и будешь ты жить их дарами.
Возвращайся в Египет! Там увидишь ты снова двор, при котором вырос, поцелуешь ты землю у Больших ворот дворца и присоединишься к семерам, друзьям фараона. Ведь сейчас ты уже начинаешь стареть, теряешь мужскую силу, и должен ты думать о дне погребения и о последнем пути к вечному блаженству.
Здесь уготована тебе ночь с маслами благовонными, здесь ждут тебя погребальные пелены, сотканные ру­ками богини Таит. Здесь проводит тебя похоронное шествие в день последнего соединения с землей. Изготовят тебе саркофаг из золота, а изголовье его — из чистого лазурита. Свод небесный раскинется над то­бой, когда положат тебя в саркофаг и быки повлекут тебя. Музыканты пойдут впереди тебя и перед входом в гробницу твою исполнят священный танец Муу. Огласят для тебя список жертвоприношений. Заколют для тебя жертвы у погребальной стелы твоей. Поставят гробницу твою среди пирамид детей фараона, и ко­лонны ее воздвигнут из белого камня. Не умрешь ты в чужой стране, не завернут тебя в баранью шкуру и не зароют как варвара за простой оградой. Довольно тебе топтать землю чужую! Подумай о погребении тела сво­его и возвращайся!»
Похороны египтянина.
Похороны египтянина.

Сенухет пишет в ответ:

"Что же до бегства слуги твоего, то не было оно пре­думышленным: не таил я в сердце такого желания и не скрывал я мысли такой. Я и сам не знаю, что заставило меня покинуть землю свою. А потом показалось мне, что все это — сон: я почувствовал себя словно житель Дельты, очутившийся вдруг в Элефантине (Элефантина — древнеегипетский Иеб, остров в дельте Нила на границе с Нубией), или чело­век из страны болот, оказавшийся вдруг в песках Нубии.
Не страх гнал меня: ведь никто меня не преследовал, никто меня не оскорблял, никто меня не обвинял, и гла­шатай, разыскивающий преступников, не выкрикивал имя мое. Но почему-то затрепетало мое тело и ноги сами понесли меня: сердце вело меня, бог, предопределивший бегство мое, увлекал меня на дорогу."

Синухет возвращается в Египет морским путём и достигает дворца:

-7
"Я вошел и увидел его величество на троне в золотой нише. Простерся я перед ним на животе своем, услышал я, как божество обратилось ко мне с ласковыми словами привета, — и потерял сознание. Словно сумерки окру­жили меня! Душа моя отлетела, тело мое ослабло, сердце мое вырвалось из груди, и я уже не отличал жизнь от смерти.
Тогда приказал его величество одному из семеров:
— Подними его! Пусть говорит со мной!
А затем сказал он мне:
— Ну вот и вернулся ты! Ты бежал из Египта и долго блуждал по чужеземным странам. А теперь настигла тебя старость и дряхлость одолела тебя. Во-время вспомнил ты о своем погребении, — немалое это дело! Теперь не похоронят тебя варвары. Не поступай же во вред себе: говори, когда тебя спрашивают и называют твое имя!
Но страшился я кары и ответил, как отвечает испуганный человек:
— Что говорит мой повелитель? О, если бы я мог ответить! Но я не могу. Не по своей воле я бежал: дес­ница бога гнала меня. И сейчас еще сердце в груди моей сжимает страх, подобный тому, что был причиной моего злосчастного бегства. Вот я перед тобой, и жизнь моя принадлежит тебе. Да сбудется все, что прикажет твое величество по желанию своему!"
Возвращение Сенухета.
Возвращение Сенухета.

Всё заканчивается благополучно:

"И сказал тогда фараон:
— Пусть он не страшится и не опасается! Он будет семером среди других знатных страны моей, он оста­нется при дворе. Отведите его в покои для избранных, в покои Восхваления, и укажите ему место его.
И вот вышел я из покоев фараона. Дети фараона по­дали мне руки, и мы направились к Большим воротам дворца.
Поселили меня в доме сына фараона, полном пре­красных вещей. Были там прохладные покои с изобра­жениями всех богов на стенах. Хранились там драгоцен­ности из сокровищницы фараона. В каждой комнате были одеяния из тончайшего полотна, благовонная мирра и ароматические масла фараона и любимых его придворных. Множество слуг жило там, и каждый был занят своим делом.
Здесь сделано было все, чтобы сбросил я тяжесть лет: остригли меня и причесали, паразитов с тела моего изгнали назад в пески, а варварские одежды вернули кочевникам пустыни. Облаченный в лучшие льняные ткани, умащенный лучшим благовонным маслом, отды­хал я на ложе, оставив пустыни тем, кто живет среди них, а деревянное масло тем, кто им умащается.
Затем предоставили мне отдельный дом с садом, принадлежавший прежде семеру. Множество рабочих перестраивало его; все деревья в саду они посадили вновь.
Жизнь в Египте.
Жизнь в Египте.
Приносили мне еду из дворца трижды и четырежды в день сверх того, что давали мне дети фараона, бес­престанно.
И построили мне гробницу из камня среди других гробниц. Начальник каменотесов разметил землю и воздвиг ее. Начальник художников расписал ее изнутри. Начальник скульпторов высек в ней изображения. На­чальник служителей некрополя позаботился о ней: приготовили мне все, что нужно для погребения.
На­значили мне заупокойных жрецов. Отвели мне погре­бальный надел при гробнице с полями перед ней: так делают лишь для первых семеров, друзей фараона. По­крыли мою погребальную статую позолотой, а передник ее изготовили из светлого золота. Сделали так по веле­нию его величества. Ни один простой человек не удо­стаивался еще подобной милости!
И так жил я, пользуясь благосклонностью фараона, до самого дня моей смерти."

История Синухета была написана в период времени, называемый Средним царством:

-10

Аменемхет I, основатель 12-й династии, положил начало эре централизованной власти, восстановив сильное правление после раздробленного правления предыдущей эпохи.

Его правление было отмечено значительными архитектурными проектами, основанием новой столицы в Ит-Тауи и усилиями по укреплению границ Египта.

Аменемхет I
Аменемхет I

Внезапная и загадочная смерть Аменемхета I в 1962 году до н.э., ключевое событие в истории Синухета, имела глубокие последствия для египетского государства.

Его преемник, Сенусерт I, столкнулся с проблемой передачи власти.

Сенусерт I
Сенусерт I

Именно на этом историческом этапе и разворачивается история Синухета.

Во времена 12-й династии Египет пережил всплеск внешних связей, торговли и военных экспедиций, особенно в Левант и Нубию.

Приключения Синухета в земле Верхнего Ретену открывает нам окно в культурную, политическую и социальную динамику Ближнего Востока в этот период.

Но Среднее царство стало также и временем расцвета египетской литературы. .

Эти повествования, часто начертанные на папирусе или высеченные на камне, служили различным целям, от чистого развлечения - до реализации религиозной преданности, от романтических стихов- до политической пропаганды.

История Синухета - это мастерское повествование, которое глубоко проникает в человеческую психику.

Стиль повествования - очень личный: оно представлено в виде автобиографического рассказа, который позволяет читателям тесно соприкоснуться с опытом, логикой и эмоциями Синухета.

Одним из самых ярких элементов истории является описание того, как жизнь Синухета в Ханаане контрастирует с его воспоминаниями о Египте: мы можем буквально ощутить эту напряженность между опасным, но знакомым, и удачным, но - чужим.

Эта двойственность еще больше подчеркивается внутренним конфликтом самого Синухета: хотя он добивается успеха и строит новую жизнь в Ханаане, он остается чужд этой действительности, его сердце привязано к родине.

Повествование также углубляется в изучение человеческих эмоций: бегство Синухета из Египта вызвано иррациональным страхом, паникой, которая определяет курс его дальнейшего жизненного пути. Тем не менее, по мере того, как он поселяется в Ханаане, ностальгия по Египту становится постоянным его спутником.

История Синухета стала предметом научного анализа, что привело к появлению множества теорий относительно ее происхождения и назначения.

Бегство Синухета из Египта и его последующую тоску по дому можно рассматривать как поучительную историю об добродетельной верности Родине.

Другая точка зрения рассматривает эту историю как размышление о природе судьбы и божественного провидения.

Жизнь Синухета, отмеченную неожиданными поворотами, можно интерпретировать как череду событий, организованных высшей силой.

Его возвращение в Египет предполагают веру в руководящую силу, обеспечивающую справедливость и порядок во вселенной.

Некоторые интерпретации предполагают, что история содержит критику иностранных культур, подчеркивая их неполноценность по сравнению с египетской цивилизацией: жизнь Синухета в Ханаане, несмотря на достигнутый комфорт, всегда омрачалась его тоской по Египту, возможно, подчеркивая идею культурного превосходства.

Некоторые ученые предположили, что история могла иметь историческую основу: Синухет мог быть реальной фигурой, а повествование - изложением реальных событий.