В конце 19 века в песках Древнего Египта, в Фивах, был обнаружен свиток, чудесным образом сохранивший одно из величайших произведений древней литературы.
История начинается с внезапного события: смерти фараона Аменемхета I:
"В тридцатом году, на седьмой день третьего месяца разлива Нила, божественный лик фараона скрылся за горизонтом; Схотепибра (Схотепибра — (Любезный сердцу Ра), тронное имя Аменемхета I) , владыка Верхнего и Нижнего Египта, вознесся на небо и соединился с Солнцем, тело бога вновь слилось с божеством, которое его породило. Двор погрузился в молчание, все сердца охватила скорбь. Большие двойные ворота были заперты, придворные сидели, склонившись лицом в колени, а народ причитал."
Далее события развиваются стремительно:
"Тогда семеры, друзья фараона, послали вестников к сыну его, чтобы предупредить о случившемся во дворце. Гонцы застигли его в пути и предстали перед ним, хотя была уже ночь. Наследник фараона не стал медлить ни мгновения: божественный Сокол со своею свитой устремился ко дворцу, не оповестив даже войско свое.
Но в ту же ночь прибыли гонцы и к другим сыновьям фараона, находившимся при войске вместе с наследником. К одному из них тайно явился вестник, и я услышал их голоса, потому что стоял поблизости.
Но, когда я услышал, о чем они говорят, сжалось сердце мое, опустились руки мои, и дрожь охватила меня с головы до ног. Большими прыжками я удалился от них и спрятался. Я лег между двумя кустами, чтобы те, кто двигался по дороге, прошли мимо и не заметили меня.
Переждав, я направился на юг. Но во дворец фараона решил я не возвращаться. Опасался я, что вскоре начнется там междоусобица и я погибну в этой борьбе за трон."
Итак, наш герой, Синухет, важный чиновник, охвачен страхом, который вынуждает его бежать из Египта.
Путешествие ведет его на восток, через Синайскую пустыню:
"Остановился я на острове Великого Черного озера с горькой водой. Одолела меня жестокая жажда. Гортань моя пересохла, горло мое забило пылью, и тогда сказал я себе: «Это вкус смерти!»
Но вскоре услышал я рев стада и увидел кочевников-бедуинов. Сердце мое ободрилось, и силы вернулись ко мне. Шейх (Шейх — старейшина у арабских племен) бедуинов, побывавший в Египте, узнал меня. Он дал мне воды, а затем приказал вскипятить для меня молока. Вместе с ним предстал я перед людьми его племени, и они обошлись со мною радушно."
В конце концов, он оказывается очень далеко от Египта:
Однажды призвал меня к себе Ненши, сын Аму, правитель Верхнего Ретену (Ретену — область, охватывающая предположительно часть Сирии и север Палестины) и сказал он мне:
— У меня тебе будет лучше, ибо здесь ты услышишь египетскую речь.
Так сказал он потому, что знал о моих достоинствах и наслышан был о моей мудрости. Египтяне, которые находились при нем, за меня поручились.
И еще спросил он:
— Почему пришел ты в эту страну? Что тебя заставило? Не случилось ли чего-нибудь при дворе фараона?
Отвечал я ему:
— Владыка Верхнего и Нижнего Египта, Аменемхет, покинул землю и скрылся за горизонтом. Никто не знает, что теперь будет.
И еще сказал я, решив утаить половину правды:
— Эту весть передали мне, когда возвращался я из похода против страны Техену. Разум мой помутился, сердце мое вырвалось из груди и повлекло меня по дорогам пустыни, хотя никто меня не оскорблял, никто не плевал мне в лицо, никто меня не обвинял, и глашатай, разыскивающий преступников, не выкрикивал мое имя. Я и сам не знаю, что привело меня в эту страну! Видно, так уж было угодно богам...
Тут спросил он меня:
— Что же будет с этой землею без прекрасного божества, перед которым все страны дрожали, как перед богиней войны Сехмет в годину черного мора?
И сказал я ему в ответ:
— Конечно, сын фараона вступил во дворец. По праву завладел он наследством отца своего, ибо нет ему равного и нет никого, кто бы мог его в чем-либо превзойти. Мудрость ему подвластна, замыслы его совершенны, приказы его превосходны. Все повинуются каждому слову его."
Со временем Синухет приобретает популярность и авторитет, женится на дочери и становится заметной фигурой в обществе:
"И вправду, поставил меня Ненши, сын Аму, выше детей своих и женил меня на своей старшей дочери. Повелел он мне выбрать надел из наилучших в стране своей на границе с другой страной. Прекрасна была эта область, и называлась она Иаа. Росли здесь смоквы и виноград, вина здесь было больше воды, масло и мед имелись в изобилии, и всевозможные плоды вызревали в садах. На полях произрастал здесь ячмень и пшеница, а стада мои были разнообразны и неисчислимы.
Великими милостями осыпал меня Ненши, сын Аму, из любви ко мне. Сделал он меня вождем племени, одним из избранных страны своей. Положил он мне ежедневную долю вина и других напитков, и каждый день посылал он мне долю пищи: мяса вареного и птицы жареной, не считая мелкой дичи пустыни. Эту дичь для меня ловили всегда и клали передо мной, сверх того, что приносили мне мои охотничьи собаки. Также выпекали для меня всевозможные хлебы и все кушанья для меня готовили только на масле и молоке.
Так прожил я в стране Иаа немало лет. Выросли дети мои, окрепли, и каждый из них стал вождем племени. Гонцы, куда бы ни направлялись они, на север или на юг, ко двору фараона, всегда останавливались у меня: всем путникам я давал приют. Я поил водой жаждущего, я выводил на дорогу заблудившегося, я помогал ограбленному."
Несмотря на новообретенный статус и комфорт, сердце Синухета по-прежнему привязано к Египту:
"Кто бы ни был ты, бог, предначертавший бегство мое, смилуйся надо мной и дозволь мне вернуться на родину! Дай мне вновь узреть те места, где пребывает сердце мое! Сделай так, чтобы тело мое погребли в той земле, на которой я был рожден! Что может быть выше этого и желанней? Помоги же мне!"
Он часто размышляет о своей родине, выражая глубокое чувство тоски:
"Пусть проникнет жалость в сердце бога, который изгнал меня и принудил жить на чужбине. Неужели он не смилуется сейчас надо мной? Пусть услышит он мольбу изгнанника, взывающего издалека. Да протянет он руку тому, кто был им повергнут в прах, и да возвратит он его в страну, из которой изгнал его."
Синухет обращается с искренней просьбой к новому фараону, Сенусерту I, преемнику Аменемхета, выражая свое желание вернуться домой и получить прощение за свое бегство:
"О владыка Египта, будь благосклонен ко мне! Дай снова жить милостями твоими! Дозволь мне приветствовать супругу твою, владычицу Земли, во дворце твоем, дозволь мне служить ее детям!"
Тронутый словами Синухета, фараон отвечает на его просьбу, гарантируя ему теплый прием:
"Обошел ты дальние земли, прошел от Кедема до Ретену, и сердце твое заставляло тебя бежать из одной чужеземной страны в другую. Но что совершил ты, чтобы страшиться кары? Не злословил ты, и нечего тебе бояться речей своих. Не хулил ты совет знатных, и нечего тебе опасаться слов своих. Страх овладел твоим сердцем, но не было злого умысла против тебя в сердце моем. Повелительница твоя, небо твое, и ныне живет и здравствует во дворце. Голова ее увенчана знаками царского достоинства, и дети ее при дворе. Осыплют они тебя подарками драгоценными, и будешь ты жить их дарами.
Возвращайся в Египет! Там увидишь ты снова двор, при котором вырос, поцелуешь ты землю у Больших ворот дворца и присоединишься к семерам, друзьям фараона. Ведь сейчас ты уже начинаешь стареть, теряешь мужскую силу, и должен ты думать о дне погребения и о последнем пути к вечному блаженству.
Здесь уготована тебе ночь с маслами благовонными, здесь ждут тебя погребальные пелены, сотканные руками богини Таит. Здесь проводит тебя похоронное шествие в день последнего соединения с землей. Изготовят тебе саркофаг из золота, а изголовье его — из чистого лазурита. Свод небесный раскинется над тобой, когда положат тебя в саркофаг и быки повлекут тебя. Музыканты пойдут впереди тебя и перед входом в гробницу твою исполнят священный танец Муу. Огласят для тебя список жертвоприношений. Заколют для тебя жертвы у погребальной стелы твоей. Поставят гробницу твою среди пирамид детей фараона, и колонны ее воздвигнут из белого камня. Не умрешь ты в чужой стране, не завернут тебя в баранью шкуру и не зароют как варвара за простой оградой. Довольно тебе топтать землю чужую! Подумай о погребении тела своего и возвращайся!»
Сенухет пишет в ответ:
"Что же до бегства слуги твоего, то не было оно предумышленным: не таил я в сердце такого желания и не скрывал я мысли такой. Я и сам не знаю, что заставило меня покинуть землю свою. А потом показалось мне, что все это — сон: я почувствовал себя словно житель Дельты, очутившийся вдруг в Элефантине (Элефантина — древнеегипетский Иеб, остров в дельте Нила на границе с Нубией), или человек из страны болот, оказавшийся вдруг в песках Нубии.
Не страх гнал меня: ведь никто меня не преследовал, никто меня не оскорблял, никто меня не обвинял, и глашатай, разыскивающий преступников, не выкрикивал имя мое. Но почему-то затрепетало мое тело и ноги сами понесли меня: сердце вело меня, бог, предопределивший бегство мое, увлекал меня на дорогу."
Синухет возвращается в Египет морским путём и достигает дворца:
"Я вошел и увидел его величество на троне в золотой нише. Простерся я перед ним на животе своем, услышал я, как божество обратилось ко мне с ласковыми словами привета, — и потерял сознание. Словно сумерки окружили меня! Душа моя отлетела, тело мое ослабло, сердце мое вырвалось из груди, и я уже не отличал жизнь от смерти.
Тогда приказал его величество одному из семеров:
— Подними его! Пусть говорит со мной!
А затем сказал он мне:
— Ну вот и вернулся ты! Ты бежал из Египта и долго блуждал по чужеземным странам. А теперь настигла тебя старость и дряхлость одолела тебя. Во-время вспомнил ты о своем погребении, — немалое это дело! Теперь не похоронят тебя варвары. Не поступай же во вред себе: говори, когда тебя спрашивают и называют твое имя!
Но страшился я кары и ответил, как отвечает испуганный человек:
— Что говорит мой повелитель? О, если бы я мог ответить! Но я не могу. Не по своей воле я бежал: десница бога гнала меня. И сейчас еще сердце в груди моей сжимает страх, подобный тому, что был причиной моего злосчастного бегства. Вот я перед тобой, и жизнь моя принадлежит тебе. Да сбудется все, что прикажет твое величество по желанию своему!"
Всё заканчивается благополучно:
"И сказал тогда фараон:
— Пусть он не страшится и не опасается! Он будет семером среди других знатных страны моей, он останется при дворе. Отведите его в покои для избранных, в покои Восхваления, и укажите ему место его.
И вот вышел я из покоев фараона. Дети фараона подали мне руки, и мы направились к Большим воротам дворца.
Поселили меня в доме сына фараона, полном прекрасных вещей. Были там прохладные покои с изображениями всех богов на стенах. Хранились там драгоценности из сокровищницы фараона. В каждой комнате были одеяния из тончайшего полотна, благовонная мирра и ароматические масла фараона и любимых его придворных. Множество слуг жило там, и каждый был занят своим делом.
Здесь сделано было все, чтобы сбросил я тяжесть лет: остригли меня и причесали, паразитов с тела моего изгнали назад в пески, а варварские одежды вернули кочевникам пустыни. Облаченный в лучшие льняные ткани, умащенный лучшим благовонным маслом, отдыхал я на ложе, оставив пустыни тем, кто живет среди них, а деревянное масло тем, кто им умащается.
Затем предоставили мне отдельный дом с садом, принадлежавший прежде семеру. Множество рабочих перестраивало его; все деревья в саду они посадили вновь.
Приносили мне еду из дворца трижды и четырежды в день сверх того, что давали мне дети фараона, беспрестанно.
И построили мне гробницу из камня среди других гробниц. Начальник каменотесов разметил землю и воздвиг ее. Начальник художников расписал ее изнутри. Начальник скульпторов высек в ней изображения. Начальник служителей некрополя позаботился о ней: приготовили мне все, что нужно для погребения.
Назначили мне заупокойных жрецов. Отвели мне погребальный надел при гробнице с полями перед ней: так делают лишь для первых семеров, друзей фараона. Покрыли мою погребальную статую позолотой, а передник ее изготовили из светлого золота. Сделали так по велению его величества. Ни один простой человек не удостаивался еще подобной милости!
И так жил я, пользуясь благосклонностью фараона, до самого дня моей смерти."
История Синухета была написана в период времени, называемый Средним царством:
Аменемхет I, основатель 12-й династии, положил начало эре централизованной власти, восстановив сильное правление после раздробленного правления предыдущей эпохи.
Его правление было отмечено значительными архитектурными проектами, основанием новой столицы в Ит-Тауи и усилиями по укреплению границ Египта.
Внезапная и загадочная смерть Аменемхета I в 1962 году до н.э., ключевое событие в истории Синухета, имела глубокие последствия для египетского государства.
Его преемник, Сенусерт I, столкнулся с проблемой передачи власти.
Именно на этом историческом этапе и разворачивается история Синухета.
Во времена 12-й династии Египет пережил всплеск внешних связей, торговли и военных экспедиций, особенно в Левант и Нубию.
Приключения Синухета в земле Верхнего Ретену открывает нам окно в культурную, политическую и социальную динамику Ближнего Востока в этот период.
Но Среднее царство стало также и временем расцвета египетской литературы. .
Эти повествования, часто начертанные на папирусе или высеченные на камне, служили различным целям, от чистого развлечения - до реализации религиозной преданности, от романтических стихов- до политической пропаганды.
История Синухета - это мастерское повествование, которое глубоко проникает в человеческую психику.
Стиль повествования - очень личный: оно представлено в виде автобиографического рассказа, который позволяет читателям тесно соприкоснуться с опытом, логикой и эмоциями Синухета.
Одним из самых ярких элементов истории является описание того, как жизнь Синухета в Ханаане контрастирует с его воспоминаниями о Египте: мы можем буквально ощутить эту напряженность между опасным, но знакомым, и удачным, но - чужим.
Эта двойственность еще больше подчеркивается внутренним конфликтом самого Синухета: хотя он добивается успеха и строит новую жизнь в Ханаане, он остается чужд этой действительности, его сердце привязано к родине.
Повествование также углубляется в изучение человеческих эмоций: бегство Синухета из Египта вызвано иррациональным страхом, паникой, которая определяет курс его дальнейшего жизненного пути. Тем не менее, по мере того, как он поселяется в Ханаане, ностальгия по Египту становится постоянным его спутником.
История Синухета стала предметом научного анализа, что привело к появлению множества теорий относительно ее происхождения и назначения.
Бегство Синухета из Египта и его последующую тоску по дому можно рассматривать как поучительную историю об добродетельной верности Родине.
Другая точка зрения рассматривает эту историю как размышление о природе судьбы и божественного провидения.
Жизнь Синухета, отмеченную неожиданными поворотами, можно интерпретировать как череду событий, организованных высшей силой.
Его возвращение в Египет предполагают веру в руководящую силу, обеспечивающую справедливость и порядок во вселенной.
Некоторые интерпретации предполагают, что история содержит критику иностранных культур, подчеркивая их неполноценность по сравнению с египетской цивилизацией: жизнь Синухета в Ханаане, несмотря на достигнутый комфорт, всегда омрачалась его тоской по Египту, возможно, подчеркивая идею культурного превосходства.
Некоторые ученые предположили, что история могла иметь историческую основу: Синухет мог быть реальной фигурой, а повествование - изложением реальных событий.