Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

ОЛДСМОБИЛЬ

Или ОЛДСМОБИЛ.

Источники утверждают, будто за свою более чем вековую историю компания Oldsmobile произвела более 35 миллионов автомобилей и являлась одной из старейших автомобильных марок.

Но вот, если честно, за свои 56 лет я ни разу не видел ни одной машины с этим логотипом (точнее - ни с одним из). Хотя само название много раз встречалось мне в разных литературных произведениях зарубежных авторов.

Помните, как там у Джеймса Хэдли Чейза:

"- Вам наверняка мешает мое радио, - сказала она. - Угадала?
- В общем...
- Ладно, выключу. Извините. - Она кивнула на "олдсмобил". - Ваша?
- Да, - не задумываясь, соврал Том.
- Ну и машинка.
Он ухмыльнулся.
- Ну и девочка."

Источник http://lib.ru/DETEKTIWY/CHEJZ/prelest.txt

Или у Эрла Стенли Гарднера:

"- Вот об этом и расскажите, пожалуйста, поподробнее, - попросил Бюргер. - Опишите эту машину.
- Хорошо, сэр. Это был "олдсмобил" с белыми шинами.
- Вы не заметили номер машины?
- Заметила.
- Ну и какой у нее был номер?
- JVJ-113."

Источник - https://sharlib.com/read_42195-82?ysclid=lsn3wjc7h9314544481

-2

А началось всё в 1897 году, когда американский предприниматель, конструктор и изобретатель Рэнсом Эли Олдс (3 июня 1864 - 26 августа 1950)

построил первый самоходный трёхколёсный экипаж на паровом ходу, затем, в 1896 году, собрал первый работоспособный автомобиль с бензиновым двигателем собственной конструкции, а потом ещё и участвовал на нём в гонках.

Рэнсом родился в городке Дженива, штат Огайо, в семье фермера и бригадира, который работал на металлургическом заводе, а затем стал пастором и владельцем механической мастерской. Так что любовь к железякам и вера в лучшее у него была в крови. Он получил полное среднее образование и отучился полгода в коммерческом училище, а потом решил заняться изобретательством.

Благодаря финансовой поддержке одного богатого лесопромышленника, Олдс в 1899 году основал компанию Olds Motor Works и стал в ней самым главным человеком. Автомобили собственной конструкции официально назывались «Olds automobiles», однако в разговорной речи именовались «Oldsmobiles». Их производили на заводах в Лансинге и Детройте и стоили они относительно недорого - порядка 650 долларов (не знаю, если честно, что можно было купить за эти деньги в начале прошлого века).

Прочему-то считается, что именно именно Генри Форд начал массовое производство своих машин конвейерным способом, благодаря чему цена на них сильно упала. Однако на самом деле, то же самое и с тем же успехом проделал ранее Рэнсом Эли Олдс.

ОЛДСМОБИЛЬ Curved Dash. Фото с сайта https://xr793wp.dezosgarage.com/wp-content/uploads/2017/02/1900-Oldsmobile-1024x685.jpg
ОЛДСМОБИЛЬ Curved Dash. Фото с сайта https://xr793wp.dezosgarage.com/wp-content/uploads/2017/02/1900-Oldsmobile-1024x685.jpg

В период с 1901 по 1904 год модель Curved Dash была первым массово производимым автомобилем. В год делали до 2500 машин, но потом произошёл пожар, завод и склад готовой продукции сгорели до тла, и это позволило Генри Форду моментально выбиться в лидеры на автомобильном рынке и остаться без главного конкурента.

Ещё через три года производство удалось восстановить, более того, нарастить выпуск до 5000 единиц в год. Но тут в дело вмешался теперь уже человеческий фактор, и Олдс вступил в противоречие с тем самым инвестором, на чьи деньги и был построен завод. Тот требовал начать делать более дорогие модели, чтобы получить больше прибыли, а конструктор хотел, чтобы машины были доступны массовому потребителю.

В итоге Олдс ушёл и основал ещё одну компанию - REO Motor Car Company. Сначала дела у неё шли хорошо, машины с логотипом REO хорошо продавались, но потом началась чёрная полоса, продажи упали, Олдс снова ушёл, правда, с деньгами, и хорошо вложился в производство газонокосилок собственной конструкции и земельные спекуляции во Флориде. Символично, что город Олдсмар получил название в честь одного из проектов этого человека.

А ту компанию, в названии которой присутствует его имя, в 1908 году приобрела могущественная General Motors. И торговая марка ОЛДСМОБИЛЬ просуществовала аж до 2004 года.

Если перечислять всё, что вышло под брендом ОЛДСМОБИЛЯ, будет слишком долго и длинно. Вот некоторые, наиболее интересные изделия.

Limited Touring. Фото с сайта https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/oldsmobile/1911/oldsmobile_limited_touring/image_902765?desktop
Limited Touring. Фото с сайта https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/oldsmobile/1911/oldsmobile_limited_touring/image_902765?desktop

Модель Limited Touring стала топовой и наиболее престижной из линейки Oldsmobile. в 1910 году её продавали по цене $4600 (версия лимузин - $5800), что соответствовало стоимости большого дома с тремя спальнями. За свои деньги покупатели получали салон, отделанный козлиной кожей, 60-сильную рядную «шестёрку» объёмом 11,58 л, стартер Bosch Magneto, подножки и пятиместный салон. В качестве опций можно было также заказать спидометр, часы и цельное лобовое стекло.

ОЛДСМОБИЛЬ 1937 года был впервые в мире оснащён четырёхскоростной полуавтоматической коробкой передач. А в 1940 году компания начала выпуск машин с полностью автоматической коробкой передач на четыре скорости.

Во время Второй мировой войны компанию перепрофилировали на производство крупнокалиберных пушек и снарядов. Но когда опять настали мирные времена, всё пошло по-старому. Точнее, по-новому, ибо в 1949 году Oldsmobile стал первопроходцем, выпустив мотор V8 с оригинальной компоновкой. Он выдавал значительно больше мощности, нежели его современники и поэтому был невероятно популярен среди гонщиков.

-5

50-е годы ознаменовались выходом в свет модели с мотором «Rocket V8» которая стала лидером по мощности и скорости.

-6

Потом были Oldsmobile Dynamic 88 и Oldsmobile Super 88, и много чего ещё интересного... Но в какой-то момент General Motors утратил лидерство на рынке, и его продукция стала всё менее и менее популярной. Включая ОЛДСМОБИЛИ.

Так продолжалось вплоть до 70-х, пока, наконец, новый дизайн "олда" не вдохнул новую жизнь в угасающий бренд.

 Oldsmobile Cutlass Фото с сайта https://ru.pinterest.com/pin/999447342275580680/
Oldsmobile Cutlass Фото с сайта https://ru.pinterest.com/pin/999447342275580680/

Oldsmobile Cutlass стал самым продаваемым автомобилем в Северной Америке в 1976 году, потеснив таких монстров как Pontiac и Plymouth.

А в 1990 году марка потеряла свои позиции на рынке.

Одна из последних удачных моделей ОЛДСМОБИЛЯ - Aurora.

Фото с сайта https://www.drive2.ru/b/531557523132516362
Фото с сайта https://www.drive2.ru/b/531557523132516362

На ней, кстати, присутствовал новый, последний, логотип компании, который, по задумке дизайнеров, был призван соответствовать "ракетной" теме.

Можно ещё назвать Bravada, но это, к сожалению, уже можно считать остатками былой роскоши...

Фото с сайта https://mavink.com/post/C59651FD1E3280F9DF848503A809683870AM7D2EDC/oldsmobile-bravada-toy
Фото с сайта https://mavink.com/post/C59651FD1E3280F9DF848503A809683870AM7D2EDC/oldsmobile-bravada-toy

29 апреля 2004 года автомобили марки Oldsmobile перестали выпускать.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!