Перевалка грузов морскими портами Дальнего Востока выросла по итогам минувшего года на 4,5 процента, превысив 240 миллионов тонн. Главную роль в увеличении общего грузопотока играли внешнеторговые перевозки.
Динамика в текущих геополитических условиях вполне объяснима. Экспорт традиционно рос за счет сырьевых товаров, импорт — за счет грузов в контейнерах, прочие генеральные, включая грузы ро-ро (в основном автомобили и спецтехника), сократились. Незначительный спад каботажных перевозок топлива был отчасти компенсирован ростом перевозок в контейнерах, — прокомментировал «Российской Газете» заведующий лабораторией пространственной логистики морского университета Александр Гаврилов.
В транспортировке наливных грузов, несмотря на санкции, установлен рекорд — 81,1 миллиона тонн. Его обеспечил преимущественно приморский порт Козьмино, через который идет на экспорт сырая нефть, и отдельные терминалы, специализирующиеся на бункеровке нефтепродуктов.
Проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», пережив сложные времена, восстановили добычу на докризисном уровне. После почти двукратного сокращения перевалки в 2022 году порт Де-Кастри (Хабаровский край) практически вернул утраченные позиции. В Пригородном (Сахалинская область) из-за сокращения экспорта в Японию, выхода из проектов американских инвесторов и ремонтных работ перевалка сырой нефти упала на 19 процентов, СПГ — на девять.
«Через Дальний Восток пошел на экспорт метанол. Первые 150 тысяч тонн отправлены через «Восточный нефтехимический терминал» в 2022 году, в прошлом — порядка 720 тысяч тонн. Основные производители, ранее отгружавшие товар в Европу через порты Северо-Запада, Черного моря и Финляндию, переориентировались на Восток. Специализированный комплекс для перевалки метанола, построенный в Приморье в 2004 году, долгое время работал не по основному проектному назначению, осуществляя перевалку нефтепродуктов. Сегодня рядом с ним строится Находкинский завод минеральных удобрений, где метанол тоже будет производиться», — отметила эксперт лаборатории пространственной логистики морского университета Анна Вороненко.