Забота о своей команде ‒ признак сильного и умного лидера. Ведь когда о людях заботятся, они лучше работают. По каким признакам можно определить сильно и заботливого лидера? Такой человек организует рабочие процессы таким образом, чтобы среди вещей, которые получают от него сотрудники, присутствовали:
1.Эффективная обратная связь
Чтобы обратная связь была эффективной, она должна соответствовать следующим критериям:
● РЕГУЛЯРНОСТЬ. Регулярные встречи 1 на 1, ежеквартальные обзоры и мгновенная обратная связь после выполнения задач помогают сотрудникам чувствовать себя ценными и понимать направление своего развития.
● КОНСТРУКТИВНОСТЬ. Критика должна быть обоснованной и предложена вместе с конкретными рекомендациями по улучшению. Важно сосредоточиться на поведении, а не на личности сотрудника.
● ДИАЛОГОВАЯ ФОРМА. Эффективная обратная связь ‒ это диалог, а не монолог. Начальник должен быть открыт к обратной связи от сотрудников, это способствует созданию атмосферы доверия и открытости.
● ЯСНОСТЬ. Вся обратная связь должна иметь четкую цель и быть ясно сформулированной. Сотрудники должны понимать, зачем им это говорят и как применить услышанное на практике.
● ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ. Давая подчиненному комментарии по его работе, следует учитывать его личные карьерные цели, жизненные приоритеты, особенности характера.
Организация эффективной обратной связи требует времени и усилий, но вложения окупаются созданием здоровой, мотивированной и высокопроизводительной рабочей среды.
2.Обеспечение комфортного рабочего пространства
В зону ответственности руководителя входит обеспечение:
● Достаточного освещения;
● Вентиляции;
● Комфортной температуры;
● Эргономичной мебели, такой как регулируемые столы и комфортные кресла;
● Необходимым для работы оборудованием и программным обеспечением;
● Пространства для тихой работы без помех и отдельных зон для отдыха, где сотрудники могут расслабиться или пообщаться друг с другом.
Все это кажется естественным и закономерным, когда речь идет о работе в офисе или на предприятии. Но и при удаленном режиме хороший начальник проследит, чтобы у подчиненных были нормальные условия для трудовой деятельности. Конечно, он едва ли сможет переселить своих работников в более комфортную и большую квартиру. Но, например, оплатить сотруднику более мощный ноутбук ‒ для крупных компаний норма.
3.Поддержка профессионального развития
Это включает в себя:
● Предоставление возможностей для обучения: то есть организация или оплата тренингов, мастер-классов, онлайн-курсов.
● Подбор задач таким образом, чтобы они помогали членам коллектива развиваться в профессии.
● Ротация кадров внутри компании, чтобы люди могли попробоваться в разных ролях.
Разумеется, все это возможно только при вовлеченности самих сотрудников. Если они не проявляют интерес, не стремятся к росту (а так тоже бывает, и это совершенно нормально), нужно просто позволить им продолжать делать то, что они хотят и умеют.
4.Признание заслуг и вознаграждение за них
Обратную связь рекомендуется давать тет-а-тет, без лишних свидетелей. Но такой ее аспект, как признание заслуг, напротив, рекомендуется делать громко и публично. Это станет положительным подкреплением как для сотрудника, добившегося успеха. А его коллеги увидят, к чему следует стремиться.
Хорошей идеей будет подкрепить словесное признание каким-то материальным вознаграждением:
● Разовой денежной премией;
● Прибавкой к зарплате;
● Повышением;
● Предоставлением дополнительных возможностей для отдыха (отгулами, продлением отпуска);
● Возможностью бесплатно пройти обучение квалификации;
● Любыми другими подарками.
Такие вещи многократно повышают лояльность сотрудников.
5.Благоприятный эмоциональный климат в команде
Здоровая психологическая атмосфера ‒ дело тонкое. И все-таки в значительной части она зависит от действий руководства. Например, начальнику, заботящемуся о подчиненных, следует:
● Следить, чтобы управленческие решения были прозрачными и понятными для подчиненных;
● Своевременно решать возникающие конфликты;
● При необходимости проводить обучение soft skills: организовывать курсы и тренинги по развитию эмоционального интеллекта, навыков общения и т.п.;
● Поощрять открытое общение и честность в команде;
● Развивать культуру взаимопомощи в команде.
Очень важно, как сам руководитель себя ведет. Насколько он открыт, позитивен и готов к конструктивному диалогу. Своим поведением начальство задает образец, которому подчиненные, иногда безотчетно для себя, следуют.
6.Уважение к личному времени сотрудников
Когда у подчиненного в жизни налажен баланс между работой и отдыхом, он более продуктивен. Хороший начальник это понимает. И старается не беспокоить сотрудников после окончания рабочего дня, на выходных, во время отпуска.
Все мы понимаем, что на практике практически в любой сфере иногда возникают особые обстоятельства. Когда критически важно быстро решить вопрос, и сделать это может лишь человек, прямо сейчас отсутствующий на рабочем месте. И хороший начальник, даже самый заботливый в мире, в этом случае вторгнется в личное время сотрудника. Но при этом он:
● Будет осознавать, что выходит за рамки.
● Постарается каким-то образом компенсировать переработки в будущем: оплатив их по двойному тарифу или предоставив дополнительную возможность для отдыха.
● Спокойно отнесется к ситуации, когда человек не готов прямо сейчас уделять внимание работе.
Бывают сферы и ситуации, когда сотрудник должен быть на связи 24/7. Но они оговариваются отдельно. И, как правило, оплачиваются соответственно.
7.Организация корпоративов и тимбилдингов
Это один из важнейших инструментов для поддержания благоприятного психологического климата. Коллективные выезды на природу, походы в караоке, соревнования по пейнтболу между отделами. Это сплачивает, улучшает качество коммуникации, снижает внутреннее напряжение.
8.Помощь новичкам с адаптацией
Для облегчения процесса адаптации нового сотрудника в компании начальник может предпринять следующие меры:
● Обучение таким вещам, как миссия и ценности бренда, особенности его корпоративной культуры;
● Четкая формулировка обязанностей и ожиданий;
● Назначение наставника ,который помог бы новичку вникнуть в рабочие процессы;
● Доступность для общения;
● Конструктивная обратная связь, включающая в себя оценку процесса адаптации.
Конечно, первое время человек в любом случае будет чувствовать себя неуютно. Но хороший начальник постарается по-возможности сократить этот период.
Эта статья была написана при поддержке компании Wendy, предоставляющей бизнесу услуги корпоративных психологов. Если вы являетесь руководителем и не уверены, что хорошо справляетесь со всеми перечисленными пунктами, или если вы хотите снять с себя часть нагрузки по их реализации, вы можете обратиться за помощью к корпоративному психологу.
Подписывайтесь на наш блог, у нас бывает много интересного и полезного!