В 1949 г. Нина поступила в художественно-педагогическое училище. И сразу вся комната запахами масляных красок, рулонами ватмановской бумаги, большими папками, в которых лежали Нинины рисунки. Я впервые услышал новые слова: эпоха возрождения, колонковая кисть, мастехин, набросок, эскиз, пейзаж, натюрморт, пленер. Покупка молберта превратилась в целое событие. До чего же мне нравился этот лакированный ящик, Если его открыть, то он превращается в замечательную шкатулку: на внутренней поверхности крышки крепится обыкновенно грунтованный картон и делаются этюды маслом., а нижняя часть ящика разделена на множество отделений, в которых лежат тюбики с масляными красками, различные кисти, мастехин (нож для очистки от засохшей палитры от масляной краски), угольки, мелки и пр.
Нина просила меня посидеть некоторое время неподвижно, пока она делает эскиз с меня. Я помню, для меня было мучительно даже пять минут сидеть неподвижно, а приходилось сидеть и больше. Помню как однажды на меня надели мамино пальто, закутали в шаль, надели варежки, и так я должен был некоторое время сидеть пока меня рисовали. Я еле высидел. Когда эта экзекуция кончилась и меня раздели, то я был весь мокрый и красный. В свободное время от учебы Нина всегда что–нибудь рисовала, то карандашом, то углем, то акварелью, то маслом.
Комната наполнялась какими-то особыми запахами: свежеобработанного дерева, когда отец делал подрамники для картин, запах клея и ещё чего-то, когда грунтовали холст, натянутый на подрамник, сами краски пахли удивительно. И названия этих красок необычные: кобальт, сурик, киноварь, ультрамарин. В детстве запахи ощущаешь сильнее и ярче. Особенно усиливается обоняние в деревне. После приезда в деревню обоняние как бы оттаивает и ты начинаешь ощущать десятки разнообразных запахов.
Как-то летом 1951 г. мы с Ниной пошли в Третьяковскую галерею. Конечно, детей нужно готовить заранее к таким экскурсиям. И лучше всего посетить хотя бы один зал, где находятся картины одного художника, которые доступны для детского восприятия. После посещения галереи в голове у меня всё слилось в один цветной калейдоскоп. Запомнилась только огромная скульптура Петр I , его ботфорты были выше меня.
К этому же времени, а может быть годом раньше, относится моё первое посещение кинотеатра. Отец повел меня в кинотеатр «Новости дня», что на Тверском бульваре. Теперь этого кинотеатра нет, как нет и целого квартала, где он находился. Соорудили какой-то нелепый Новопушкинский сквер с фонтаном. До начала сеанса ещё оставалось время и мы пошли на улицу Горького (ныне Тверскую), подошли к стенду с газетами. Отец стал читать, а я глазел по сторонам. Так далеко от дома мы ещё не отходили и мне было все интересно. По улице мчались легковые и грузовые машины, автобусы, много было двухэтажных автобусов. Потом пошли в кино. Погас свет и начался фильм.
Фильм был про Миклухо-Маклая и его жизнь среди папуасов. Из фильма я ни чего не понял. Детские мозги ещё не воспринимали такие фильмы. Был бы это какой-нибудь сказочный мультфильм. В памяти остались кадры бегущих куда-то дикарей и морские волны, бьющиеся о скалы. Помню ещё салют, посвященный 800- летию Москвы. Это было в августе 1947 г., меня кто-то держит на руках. Мы стоим во дворе. Вдруг весь двор озарился ярким, фосфорисцирующим светом, в небе вспыхнуло множество разноцветных звёздочек, прокатился гром взрыва. Во дворе было много народу – взрослых и детей. Все радостно закричали. Небо разрезали лучи множества прожекторов. Потом было много салютов, но это был первый, который я запомнил.
Я был ребёнком «домашним», ни в какие ясли и детские сады нас с Татьяной не отдавали. Как только я родился мать ушла с фабрики «Красный Октябрь», на которой она работала с сентября 1936 г. Тогда такая ситуация была в большинстве семей и, как правило, матери не работало. Ещё сильны были традиционные устои, особенно в семьях приехавших из деревни. Муж – глава семьи, и должен работать и обеспечивать семью. Мать ведёт домашнее хозяйство и растит детей. Ведь даже этимология слова муж от слова мужество, т. е. мужественно и стойко переносить все лишения и невзгоды, и не смотря ни на что сохранить и воспитать потомство. А выйти замуж – это, проще говоря, спрятаться за мужа, его задачи защищать и обеспечивать семью, а жены - решать все внутренние вопросы. Теперь эти смыслы потеряны. Разрушение семьи началось не сейчас. Но об этом мы поговорим как- нибудь позже.