Найти в Дзене
Раздумья о жизни

Как взрослыми постоянно нарушается право детей на образование

Большинство взрослых людей даже не подозревают, что своими действиями или бездействием могут нарушать права своих и чужих детей на образование. Они не осознают этого и искренне верят, что поступают правильно и во благо ребенка. Приведу пример. Ребёнок 4–5 лет не знает, чем заняться, капризничает. Мама или папа включают для него мультики (по телевизору или на компьютере), и таким образом на некоторое время ребёнок вроде занят и не мешает взрослым, и узнаёт что-то новое. Много ли ребёнок получит знаний, умений и навыков от такого просмотра мультфильмов? А ведь можно сделать по-другому: например, предложить посмотреть всего один мультфильм и заранее с ребёнком договориться, что он посмотрит его и потом расскажет о нём маме, или посмотреть мультфильм вместе, а затем обсудить его с ребёнком, что понравилось, почему. Таким образом, ребёнок будет учиться пересказывать, отвечать на вопросы, высказывать полные предложения. Те родители, которые усаживают ребёнка за компьютер или телевизор для пр
Оглавление

Большинство взрослых людей даже не подозревают, что своими действиями или бездействием могут нарушать права своих и чужих детей на образование. Они не осознают этого и искренне верят, что поступают правильно и во благо ребенка.

Планшет для копирования
Планшет для копирования

Приведу пример. Ребёнок 4–5 лет не знает, чем заняться, капризничает. Мама или папа включают для него мультики (по телевизору или на компьютере), и таким образом на некоторое время ребёнок вроде занят и не мешает взрослым, и узнаёт что-то новое. Много ли ребёнок получит знаний, умений и навыков от такого просмотра мультфильмов? А ведь можно сделать по-другому: например, предложить посмотреть всего один мультфильм и заранее с ребёнком договориться, что он посмотрит его и потом расскажет о нём маме, или посмотреть мультфильм вместе, а затем обсудить его с ребёнком, что понравилось, почему. Таким образом, ребёнок будет учиться пересказывать, отвечать на вопросы, высказывать полные предложения.

Те родители, которые усаживают ребёнка за компьютер или телевизор для просмотра большого числа мультфильмов, лишь бы он не мешал, нарушают право ребёнка на образование. Он в это время не развивается, привыкает к пустому времяпровождению, не проявляет самостоятельности. Родители же считают, что его в садике и в школе всему научат специалисты. Но одно дело — обучить ребёнка, который хочет учиться и уже имеет кое-какие навыки в обучении, и совсем другой результат будет в том случае, если ребёнок не хочет и не умеет учиться.

Кнут и пряник

Для воспитания человека во все времена использовали два метода: кнут и пряник. Задача педагога заключается в том, чтобы найти количественное соотношение этих двух методов для конкретного воспитуемого. Для большинства детей подходит соотношение 70% пряника и 30% кнута. Под кнутом понимается не физическое воздействие, а подбор такого стимула для воздействия на ребёнка, чтобы он, не выполнив чего-либо, столкнулся с неприятностями. Например, мама очень расстроится, не пойдёшь гулять, расскажу о твоём поведении папе, получишь «двойку» и т. д. Под пряником понимается подбор такого стимула для воздействия на ребёнка, чтобы он, выполнив что-либо, получил вознаграждение.

Основное образование дети получают в школе. В современной школе соотношение кнута и пряника нарушено: 90% пряника и лишь 10% (а то и меньше) кнута. С учителя требуют, чтобы он заинтересовывал всех учеников своим предметом на каждом уроке, мол, тогда дети будут хорошо учиться. Но на одном интересе (прянике) далеко в образовании не уедешь! Что-то надо выучить наизусть, что-то понять, какие-то навыки отработать, а для этого надо трудиться. Без стимула (кнута) на одном интересе большинство детей в достаточной мере трудиться не способны. В итоге дети просто перестают добросовестно заниматься, накапливают пробелы в знаниях, теряют навык трудиться и обучаться.

В школе сейчас трёхбалльная система оценивания: «колы» давно являются экзотикой, а за «двойки» ругают учителя, поэтому их стало очень мало. А ведь «колы», «двойки» и второгодничество — это кнуты, которые хорошо себя зарекомендовали в советское время. И современному учителю приходится стимулировать учеников к хорошей успеваемости только уговорами и угрозами (будешь плохо учиться — поставлю «два» и останешься на второй год), которые ученики уже в начальной школе перестают воспринимать.

Заключение

Право на образование нарушается тем, что современная система образования не может большинству детей обеспечить уверенное овладение знаниями, умениями и навыками. В немалой степени это связано с описанным выше. Есть, конечно, ещё много причин, почему дети плохо учатся, но главная причина - дисбаланс между кнутом и пряником, именно это является спусковым крючком неудовлетворительного образования детей. Более подробно об этом в статье Почему дети в школе плохо учатся?