Музыкальная мелодрама «Женщина, которая поет» с певицей Аллой Пугачевой в главной роли вышла на экраны в 1978 году. Кинокартина стала отчасти биографичной для Примадонны — она сыграла артистку Анну Стрельцову, которая по сюжету проходит непростой путь к славе и становится главной эстрадной знаменитостью. Режиссер ленты Александр Орлов рассказал, какими скандалами сопровождалась работа над фильмом, как Пугачева плела интриги и даже довела гендиректора «Мосфильма».
Придумала слезливую историю
По словам Орлова, именно Примадонна предложила ему снять музыкальное кино о карьерном пути певицы. По другой версии, идея принадлежала композитору Александру Зацепину и поэту Леониду Дербеневу.
Писать музыку к фильмам в СССР имели право только члены Союза композиторов. Какого же было удивление Зацепина, когда он узнал, что в тайне от него произведения для «Женщины, которая поет» сочинял некий Борис Горбонос — якобы парализованный молодой поэт и композитор. Пугачева попросила Орлова включить в картину три песни Горбоноса, и режиссер согласился, так как музыка ему понравилась.
На самом деле под личностью «парализованного композитора Бориса» скрывалась сама Примадонна. Она не состояла в Союзе композиторов, поэтому ее тогдашний муж Александр Стефанович придумал эту слезливую историю, что привело к громкому скандалу.
Когда обман вскрылся, Зацепин не мог понять, зачем нужно было его обманывать и плести интриги за его спиной. В итоге он отказался быть композитором фильма, но согласился оставить там свои песни.
«Так не принято! Если ты композитор картины, то ты пишешь музыку и песни сам. Если приглашают еще кого-то, то обязательно с твоего согласия», — возмущался Зацепин.
«Хватит нам ее выкрутасов»
Во время работы над лентой певица рассорилась с тогдашним гендиректором «Мосфильма» Николаем Сизовым. Его возмутило заявление исполнительницы, что она будет сниматься не так, как ей говорят, а как решит сама.
«Хватит нам ее выкрутасов. Пугачеву — никогда! Никогда!» — негодовал Сизов.
Он поручил срочно заменить Примадонну на другую артистку. Орлов предлагал роль Людмиле Гурченко, но та отказалась, так как не могла играть молодую певицу в силу возраста.
Другой претенденткой стала солистка оркестра Леонида Утесова и ВИА «Веселые ребята» Валентина Игнатьева. Она прошла пробы, но Пугачева узнала о сопернице и попросила сделать пробы и с ней.
Обе версии показали руководству киностудии. Примадонна оказалась лучше конкурентки, и ее пришлось вернуть.
Индийский эпос
По словам Орлова, фильм «Женщина, которая поет» был необходим Пугачевой для официального признания. Певица приобрела популярность после победы на «Золотом Орфее» с песней «Арлекино», но по телевизору ее все равно почти не показывали.
Режиссер назвал Стефановича, раскручивавшего Примадонну, гением пиара. Кинокартина стала для Пугачевой трамплином, благодаря которому она из популярной певицы превратилась в голос эпохи, отметил кинематографист.
«Вообще история создания этого фильма — это "индийский эпос". Было много страстей и несуразностей, пересъемок, досъемок, мы вышли из бюджета. Алла морочила голову и себе, и другим», — вспомнил Орлов в беседе с kp.ru.
Любимая певица продавщиц ГУМа
Режиссер добавил, что в 1970-е много общался и дружил с Примадонной, хотя бывали и неприятные моменты, когда из-за нее можно было сесть в лужу. Вообще российская эстрада, по мнению кинематографиста, в основном состоит из людей категории «из грязи в князи».
«В чем был смысл их жизни: получить звание, высокую концертную ставку и жить припеваючи. Выбор-то был небогатый: либо чего-то добиться, либо катиться в канаву. Но когда они становились звездами, вдруг начинали думать, что "князьями" были от рождения», — объяснил Орлов.
По его словам, Пугачева была не только талантливой, но и цепкой девушкой, хотя ее мозги не всегда находились на месте. Певица владела творческой и житейской одаренностью, а также зрительской любовью, поднявшей ее талант наверх, отметил режиссер.
Происходящее с Примадонной сегодня даже нет смысла обсуждать, констатировал кинематографист. Артистка оказалась в сложном положении, к этому добавились проблемы со здоровьем, которые были у нее всегда, а с возрастом усугубились, сказал Орлов.
«Это уже не жизнь легенды, женщины, которая поет, а анекдот про человека, который потерял критическое отношение к себе. Это как джинна выпустить из бутылки. Человек вдруг почувствовал, что он джинн, ему подвластно все. Я в шутку Алле говорил: "Ты не джинн. Ты любимая певица продавщиц ГУМа"», — заключил режиссер.