Министр юстиции Украины Денис Малюська заявил, что зеки страны не имеют права выбирать, воевать им за ВСУ или нет, это их святая обязанность. Также его ведомство настаивает, чтобы Верховная Рада узаконила "последнее слово" об отправке на фронт не за гражданином, а за военкоматом.
"Никто их не будет спрашивать. Это обязанность каждого гражданина - защищать государство. Откровенно не понимаю, почему все обязаны защищать государство, и это почетная обязанность, а тот, кто когда-то давным-давно совершил преступление, почему он вдруг родину защищать не обязан?", - заявил Малюска.
Такой подход в корне отличает предложения Минюста от положений находящейся сейчас в Раде новой версии закона о мобилизации. Однако Минюст настаивает на "радикальных шагах" по мобилизации осужденных.
Также министр убежден, что решение об отправке украинцев на фронт должен принимать военкомат, а не сами граждане.
В прошлую среду, 7 февраля, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий мобилизацию. Правительство вносило документ в парламент дважды. В первый раз - 25 декабря, второй - 30 января.
За это время некоторые скандальные нормы в тексте законопроекта смягчили. Например, принимать решения в отношении уклонистов будут не военкомы, а все же суды.
Что еще предполагает новый закон о мобилизации:
- начинают работать электронные повестки, она будет считаться врученной сразу после того, как появится в электронном кабинете;
- консульские услуги за границей можно получить, только предъявив военный билет;
- те, кто получает второе высшее образование, а также аспиранты теряют отсрочку;
- выехать за границу можно только по военному билету, где есть отметка о снятии с учета;
- демобилизация возможна только спустя 36 месяцев службы по решению военного командования.
Украинское руководство неоднократно говорило, что для прорыва на поле боя необходимо увеличить набор в армию. Называлась даже конкретная цифра - 500 тысяч человек.