ВЫХОДНЫЕ НА ДИВАНЕ
Доброго дня, друзья! Сегодня в традиционной рубрике моих советов, что почитать-посмотреть на выходных, я обращусь к сложной теме на примере двух разных по исполнению, но схожих по сюжету фильмов.
Принятие жизни и принятие смерти. Уйти или остаться.
Все изображения для статьи взяты с ЯндексКартинки.
В раздумья я погрузилась после просмотра мелодрамы 2016 года "До встречи с тобой" с Эмилией Кларк.
Молодая девушка Луиза устраивается сиделкой к парализованному Уиллу, которого 2 года назад сбил мотоцикл, и с тех пор мужчина обездвижен. В задачи Лу входит не физический уход за Уиллом, а забота душевная - составлять ему компанию, всячески развлекать и скрашивать будни. Наняли такую сиделку родители мужчины, чтобы повлиять на решение, уже принятое сыном, - уйти из жизни, о чем уже договорено со специализированной клиникой.
Получилось у Луизы спасти Уилла или это Уилл спас Луизу - рассказывать не буду, если вдруг вы еще не смотрели фильм.
Казалось бы, тема поднята более, чем серьезная и даже страшная, если осознать. Но общая атмосфера истории довольно жизнерадостная, яркие краски, чудесные локации, мир богатых людей показан в полной мере их возможностей. Луиза - очаровательно-смешлива и оптимистична, несмотря на обстоятельства. Эмилии удалось передать характер героини так, чтобы зритель прочувствовал весь контраст между обреченностью одного и силой жизни другого.
Закончив просмотр и переварив эмоции, я вдруг вспомнила, что в молодости уже видела подобный сюжет в кино. И тот фильм произвел на меня более мощное впечатление.
Индийский фильм "Мольба" 2010 года с Риттиком Рошаном и Айшварией Рай в главных ролях.
"Мольба" - драма, которую оценят даже нелюбители индийского кино. Да, здесь присутствуют традиционные неотъемлемые национальные черты как песни и даже один танец, но в меру и уместно.
Это сложный психологический рассказ о жизни человека, жаждущего активности, но запертого в неподвижном больном теле. Некогда успешный артист цирка, иллюзионист Итен при выполнении сложного трюка получает травму и остается парализованным на всю оставшуюся жизнь. Причем, с каждым годом здоровье его ухудшается. Итен пытается найти себя в иных областях деятельности, ведя радиопередачи. У него даже образовалась большая аудитория, восхищающаяся жизнерадостностью и остроумием диджея. Но никто не знает, что за образом неунывающего оптимиста скрывается мрачный и уставший от такой жизни человек. Лишь ограниченный круг друзей и обслуживающего персонала знают всю изнанку реального существования Итена, полноту страданий, постепенно подводящих мужчину к черте.
В Индии эвтаназия запрещена, поэтому герой обращается в суд за разрешением на процедуру. Это шокирует не только его близких, но и общественность. Начинается целое расследование и сбор доказательств "за" и "против" подобного решения.
И теперь мне хотелось бы сравнить два фильма. В обоих поднимается одна идея - право человека прекратить то существование, которое ему в тягость.
Британская версия выбирает подход к проблеме с помощью демонстрации возможностей и перспектив, имеющихся у человека в коляске. Это и возможность путешествовать, и присутствие на интересных мероприятиях, и общение с друзьями, и т.д. Особенно легко так жить, когда ты - отпрыск богатейшей аристократической семьи, как Уилл.
Казалось бы, это призыв взять себя в руки, найти в себе силы жить дальше, не быть слабаком! Но Уилл четко обозначает свою позицию - даже если я снова попал на океанское побережье или на те же скачки, это не означает, что я - прежний. Я уже никогда не смогу всё это прожить и прочувствовать в нужной мне мере и степени. И осознав, обдумав и приняв сей факт, мужчина принимает единственно верное для себя решение, заключив договор на эвтаназию с клиникой.
Проникнуться этой мыслью не сразу получается, наблюдая героя в атмосфере шикарных курортов в компании милой обаятельной хохотушки Луизы.
Индийский же фильм демонстрирует другой ракурс рассмотрения ситуации. Действие разворачивается на ГОА, то есть красоты и шикарных локаций здесь не меньше, чем в "До встречи с тобой". Вообще весь фильм - это сплошная эстетика и визуальное удовольствие. Но в "Мольбе" всё подчинено деталям и мелочам. Шаг за шагом, эпизод за эпизодом нам методично показывают тяготы Итена, подводящие мужчину к грани.
И то, как он не может сам почистить зубы. Не может совершить туалет. Не может самостоятельно повернуться в нужную сторону.
Меня просто потряс эпизод, когда во время дождя начала протекать крыша. Ночь, все спят, а капли с потока методично падают на лицо Итена. Он не может отвернуться от них. И вынужден лежать так до утра, подвергаясь практически пытке и не в силах решить такую, казалось бы, простую проблему, пока с рассветом не приходит Софи, сиделка.
В этой короткой сцене настолько пронзительно показаны эмоции, оттенки переживаний на лице героя, что невольно наворачиваются слезы.
И таких эпизодов в фильме множество.
Вообще, в отличие от британской драмы, индийская версия более полно и детально раскрывает характеры и личности. Герои не плоские, со своими сложными характерами и внутренними драмами.
Меня восхитила Айшвария Рай, которую обычно считают просто красивой картинкой.
Актриса потрясающей красоты, не поспоришь. Но в "Мольбе" она еще и раскрыла драматический талант, отыграв по полной самоотверженную и отчаянную любящую женщину.
Оба фильма логически поднимают вопрос - можно ли оправдать эвтаназию? И ни один не дает однозначного ответа. Да по-другому и не может быть...
Британец Уилл боролся со своим недугом 2 года, прежде чем принять свое решение. Индиец Итен прожил 14 лет, прежде чем пришел к осознанию своего желания. Уилл за время неподвижности был сосредоточен только на себе, только на своих поисках спасения или излечения. Итен эти годы помогал другим всем, что было в его власти. Уилл практически сразу же превращается в злого циника, стремящегося побольнее задеть тех, кто рядом и здоров. Итен - воплощение жизнелюбия, человек, пытающий сохранить душу, принявший факт болезни, но не смиряющийся с фактом бездеятельности и беспомощности.
Можно ли осуждать тех, кто решает добровольно уйти из жизни?
Считать их слабыми людьми, опустившими руки и не желающими бороться до последнего?..
Или же напротив, это люди величайшей силы духа, честные в первую очередь перед самими собой, признающие нежелание влачить жалкое существование и не быть собой, потому принимающие решение всё прекратить?..
И имеет ли право вообще здоровый человек судить больного и давать оценку его решениям?..
Я пока не могу однозначно ответить на поставленные мной же вопросы...
Но впечатление от обоих фильмов хочу выразить словами Итена:
Жизнь слишком коротка, проживите её от всего сердца.