Найти тему
Древние артефакты

Было ли Рождество заимствовано из древнеримских языческих праздников?

Оглавление
Сатурналии Антуана Калле (1783). Было ли Рождество адаптировано из Сатурналий?
Сатурналии Антуана Калле (1783). Было ли Рождество адаптировано из Сатурналий?

Вы задавались вопросом о происхождении Рождества? Я заметил интересную тенденцию с тех пор, как стал популярным "Код да Винчи" Дэна Брауна, пронизанный теориями заговора. Во время курортного сезона всегда ходят разговоры о том, что Рождество было заимствовано из древнеримских языческих праздников.

В конце концов, в Библии не говорится о том, когда родился Иисус. Молчание Священного Писания приводит к ряду спекуляций.

Теория о том, что Рождество уходит корнями в языческие праздники, не нова. Первые упоминания об этой гипотезе мы можем найти в XII веке.

Но верны ли такие утверждения?

Действительно ли Рождество украло празднование Сатурналий? Совпадали ли христиане рождение Иисуса с днем ​​рождения римского бога Солнца Сола Инвиктуса?

Чтобы ответить н.э.и вопросы, давайте сначала обсудим римские праздники и их значение.

Сатурналии: Римское Рождество?

Руины Храма Сатурна, где начиналось недельное празднование Сатурналий.
Руины Храма Сатурна, где начиналось недельное празднование Сатурналий.

Сатурналии, праздник бога Сатурна, были одним из самых важных римских праздников. Празднества начались 17 декабря и продолжались до 23 декабря.

Праздник начался с жертвоприношения в храме Сатурна. После этого состоялся публичный банкет и вручение подарков. В то время людей не заботили социальные нормы. Публичные азартные игры были разрешены, и рабы обедали вместе со своими хозяевами. В некоторых случаях роли менялись, и владельцы подавали рабам ужин и вино.

Почему во время Сатурналий к рабам относились хорошо?

По словам римского историка Юстина, Сатурн правил доримской Италией. Правление бога было процветающим периодом в истории. Рабства не существовало, и ко всем относились с достоинством и уважением. В честь его правления во время Сатурналий римляне сломали социальные барьеры, разделяющие землевладельцев и рабов.

Первыми жителями Италии были аборигены, чей царь Сатурн, как говорят, был человеком такой необычайной справедливости, что в его правление никто не был рабом и не имел никакой частной собственности, но все вещи были общими для всех. и неделимое, как одно имущество, предназначенное для пользования каждого; в память об этом образе жизни повелено, чтобы на Сатурналиях рабы повсюду садились на угощениях со своими хозяевами, при этом ранг всех был уравнен".- Юстин, Воплощение Помпея Трога 43.3.

Раздача подарков, вечеринки и разврат были частью празднования. Но была и другая причина проведения фестиваля: приветствие зимнего солнцестояния. Макробий , один из наиболее важных древних источников о празднике, говорит, что Сатурналии были фестивалем огней в честь зимнего солнцестояния.

Мы можем согласиться с этим объяснением, поскольку люди во всем мире отмечают Зимнее солнцестояние.

Сол Инвиктус, бог Солнца, на римском серебряном диске III века.
Сол Инвиктус, бог Солнца, на римском серебряном диске III века.

В 274 г. н.э. Аврелиан , последний великий император Рима, объявил 25 декабря официальным днем ​​рождения Солнца Инвиктуса. Римляне называли праздник Dies Natalis Solis Invicti , или "День рождения непокоренного Солнца".

Позже богословы предложили отмечать день рождения Иисуса Христа 25 декабря, чтобы продолжить традицию чествования бога Солнца. Эта гипотеза имеет некоторые недостатки. Начнём с того, что, в отличие от Сатурна, Солнце не было главным римским богом.

Эта теория была впервые предложена через несколько столетий после распада Римской империи в XII веке и получила распространение в XVIII и XIX веках.

Некоторые предполагают, что Аврелиан выбрал 25 декабря днем ​​рождения Бога Солнца, чтобы противостоять растущей популярности христианства, введя новый праздник. Мы не знаем, праздновали ли христиане день рождения Иисуса 25 декабря во II веке, но идея не абсурдна, как мы увидим позже.

В то время Рим переживал период религиозных перемен и беспорядков. Поэтому разные императоры создавали праздники в зависимости от религии, которую они предпочитали. Нехватка источников о Solis Invicti по сравнению с Сатурналиями позволяет предположить, что у римлян не существовало давней традиции отмечать день рождения бога Солнца.

Существует не так много доказательств того, что рождение Христа 25 декабря было выбрано вместо дня рождения бога Солнца. Однако мы можем отдать должное Солу за то, что воскресенье стало днем ​​отдыха. 7 марта 321 г. император Константин объявил воскресенье, или Dies Solis, день Солнца, днем ​​отдыха для римлян.

Мы можем поблагодарить бога Солнца и Константина за 52 выходных в году!

Можем ли мы с уверенностью сказать, что Рождество уходит своими корнями в древнеримские языческие праздники? Нет. Но некоторые традиции Рождества, такие как дарение подарков и щедрые угощения, можно проследить до Сатурналий, хотя у скандинавских и германских народов также были подобные традиции во время Йоля.

Почему мы празднуем рождение Христа 25 декабря, если люди не выбрали его вместо дня рождения Бога Солнца? Христианские богословы древности, возможно, знают ответ.

Гипотеза расчета происхождения Рождества

Климент Александрийский был первым христианским богословом, упомянувшим рождение Иисуса.
Климент Александрийский был первым христианским богословом, упомянувшим рождение Иисуса.

Если мы посмотрим на первые дни христианства, то самыми важными событиями были Пасха и воскресение Христа, а не Рождество. По мнению некоторых ученых, христианские проповедники не одобряли годовщины рождения на начальном этапе истории религии.

Однако интерес к дате рождения Христа постепенно возрастал. Спустя 200 лет после рождения Иисуса христианский учитель Климент Александрийский делает первое известное упоминание о его рождении.

Есть такие, которые определили не только год рождения Господа нашего, но и день; и говорят, что это произошло в 28-м году Августа и в 25-й день [египетского месяца] Пахона (20 мая по нашему календарю). И рассказывая о Его Страстях с очень большой точностью, некоторые говорят, что они произошли в 16-й год Тиберия, 25-го числа Фаменота [21 марта]; а другие — 25-го фармути (21 апреля), а третьи говорят, что 19-го фармути (15 апреля) пострадал Спаситель. Далее, другие говорят, что Он родился 24 или 25 числа Фармуфи (20 или 21 апреля) – Климента Александрийского.

Как видите, Климент предлагает несколько дат, но 25 декабря не входит в их число. Так почему же 25 декабря было выбрано датой рождения Христа?

Одна школа мысли утверждает, что выбор 25 декабря в качестве даты рождения Христа не имеет ничего общего с языческими праздниками. Скорее, день был выбран на основе религиозных убеждений.

Ранние христиане считали, что Христос был зачат и умер в один и тот же день. Хотя мы не знаем, когда родился Иисус, история предполагает, что он умер либо 25 марта, либо 6 апреля.

Руководствуясь этими датами, христианские историки выбрали 25 декабря, через девять месяцев после его зачатия, как день рождения Иисуса.

Некоторые христианские общины, такие как греческая православная и армянская православная, отмечают Рождество 7 и 6 января соответственно, исходя из даты зачатия 6 апреля. 25 декабря стало популярным, поскольку римляне могли относиться к нему лучше благодаря существующим праздникам вокруг зимнего солнцестояния.

В 336 г., во времена правления императора Константина, римская церковь официально начала праздновать Рождество 25 декабря.

____________________

Трудно сказать, какая теория о происхождении Рождества верна. Однако доказательств того, что праздник имеет языческие корни, не так уж и много. Бог Солнца Сол не был популярным римским божеством, и вполне возможно, что император Аврелиан спонсировал празднования, чтобы бороться с ростом христианства.

Гипотеза расчета логична. Но возникает вопрос, почему ранние христианские ученые предлагали так много дат рождения Христа, прежде чем остановились на 25 декабря.

Возможно ли, что, несмотря на исторически низкую известность Сола, он добился известности под покровительством Аврелиана? Константин стал христианином, но один день недели сделал праздником в честь бога Солнца. Зачем ему это делать ради непопулярного божества?

Некоторые традиции Рождества мы можем проследить до Сатурналий. В раннехристианских праздниках пышные пиры и обмен подарками были редкостью. Но щедрые пиры и раздача подарков характерны не только для Сатурналий, и другие языческие праздники имели схожие традиции.

Какая теория кажется вам наиболее убедительной? Расскажите в комментариях.

Дорогие друзья, если вам понравилась статья, ставьте 👍 и подписывайтесь на наш ДЗЕН.