Найти в Дзене
Bond Voyage

Захват судна

В 1992 году в порт Новороссийск из Севастополя прибыл дизель-электроход "Изумруд", принадлежащий по документам Севастопольскому обществу слепых. До этого много лет "Изумруд" бороздил просторы Мирового океана во славу советской науки, но с распадом СССР после двухлетнего простоя и переоборудования он попал к новым владельцам и встал на постоянную линию Новороссийск - Стамбул для перевозки челноков.

На линии уже стояло около десятка грузопассажирских судов и два скоростных катамарана. Ежедневно оформлялось пограничниками и таможней не менее трех судов. Работали с 8 утра до 20.00, так как штатная численность сотрудников и пропускная способность старого морского вокзала не позволяли больше. На многочисленных совещаниях с судовладельцами и контролирующими органами было принято решение о жестком расписании движения судов. Если судно опаздывало, оно оставалось на внешнем рейде с закрытой границей до утра.

Итак, "Изумруд" в очередной раз вышел из пассажирской гавани Каракей и направился в Новороссийск. Все пассажиры высыпали на верхнюю палубу, чтобы полюбоваться вечерним Босфором.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

В это время повалил едкий дым. Была объявлена тревога: "Возгорание в машинном отделении!" Началась беготня судовой команды, разматывание пожарных шлангов. Пассажиры устремились на шлюпочную палубу, но к спасательным шлюпкам добраться не смогли: все проходы завалены ящиками с турецким мылом, печеньем, помидорами, жевательной резинкой и пивом. Спасательных жилетов тоже не нашли.

Наконец аварийная партия обнаружила источник возгорания: им оказался спрятанный от доблестной таможни прямо в машинно-котельном отделении турецкий ширпотреб, который от высокой температуры самовоспламенился.

Все потушили, пассажиры успокоились и пошли в судовой бар снять пережитый стресс. Как пиратский корабль, набитый добычей, перегруженный "Изумруд" с крейсерской скоростью девять узлов и креном десять градусов на левый борт упорно продолжал следовать в Новороссийск. Он выбился из расписания и прибыл на внешний рейд ближе к ночи. Капитан судна попытался встать к причалу, но ему было отказано. Оформление опоздавшего судна перенесли на утро.

Пограничники и таможенники уже заканчивали оформлять документы с предыдущих рейсов, когда поступила информация о захвате "Изумруда" на рейде. В эфире по радиостанции прозвучал женский голос с сильным кавказским акцентом: "Требуем поставить судно к причалу, у нас на борту оружие, будет плохо!"

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Что делать? В те годы еще не было случаев захвата морских судов, и как действовать в этой ситуации, никто не знал. Связались с капитаном судна, уточнили, все ли в порядке на борту, последовал неуверенный и невнятный ответ. Было принято решение разобраться в ситуации непосредственно на борту. На лоцманском катере вместе с лоцманом пошел пограничник и два офицера комитета, вооруженных только табельными пистолетами Макарова. Связались по УКВ с бортом, дали команду всем членам экипажа и пассажирам находиться в каютах, запретили передвижение по судну. Люди, находившиеся на судне, прильнули к иллюминаторам и всматривались в темноту. Казалось, что они стоят под прицелом автоматов!

Лоцман и пограничник поднялись на мостик, а за ними перебежками, страхуя друг друга, следовали офицеры. В этот момент медленно открылась дверь одной из кают, и в проеме показался мужчина. Не задумываясь, автоматически был нанесен удар ногой по двери, а затем последовал удар рукояткой пистолета снизу в челюсть, мужчина упал как подкошенный. Позже выяснилось, что любопытному матросу было интересно посмотреть на группу захвата, в результате - перелом нижней челюсти и сотрясение головного мозга.

Начали опрашивать капитана, и оказалось, что среди пассажиров были представители одной из кавказских республик, купившие заранее билеты на поезд из Новороссийска в Нальчик и не успевающие на него из-за опоздания судна. Они-то и подняли скандал. Капитан допустил их в радиорубку (что строжайше запрещено), и рыночные торговки ничего лучшего не придумали, как заявить о захвате судна.

Судно поставили к причалу, досматривали в течение суток. Весь багаж, до маленькой коробочки, просветили рентген-аппаратурой. Приехал для допроса из Краснодара комитетский следователь. Оружия не нашли, зато было оформлено более десятка дел о контрабанде на бесхозные предметы, а таможенных платежей начислено и получено в четыре раза больше, чем обычно. Действия пассажирки, угрожавшей захватом, переквалифицировали по статье "хулиганство", но как многодетная мать она была амнистирована.

В Краснодаре был создан третий отдел "Альфы", и на базе нашего порта регулярно проводились серьезные учения по антитеррору.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Через два года в турецком порту был захвачен пассажирский паром "Аврассия", направлявшийся в порт Сочи. Но это уже другая история.

Игорь Соломонов, 2011 год, Новороссийск. Редактировал Bond Voyage.

Все рассказы автора читайте здесь.

Записки таможенного офицера | Bond Voyage | Дзен

===================================================

Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк, написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.

===================================================

Желающим приобрести повесть "Две жизни офицера Де Бура" с авторской надписью обращаться dimgai@mail.ru

Повесть читайте здесь.

Две жизни офицера Де Бура | Bond Voyage | Дзен

======================================================