Найти тему

Рецензия на фильм «Общага»

Кадр из фильм Р.Васьянова «Общага»
Кадр из фильм Р.Васьянова «Общага»

Автор статьи: Варвара Санти

Восторженно или нет – можно по-всякому относиться к режиссерскому дебюту голливудского оператора Романа Васьянова, который решил вновь перебраться на родину со стремлением экранизировать книгу Алексея Иванова «Общага-на-крови». Эта картина сложна в оценивании любителями достоверности или противниками чернушного кино. Но факт остается фактом: фильм по качеству добротный.

Главным источником всех недовольств является временной промежуток действия (80-е годы) и его места (внестоличный советский город, кажется, Свердловск). Мы знаем, что у нас в России политические взгляды варьируются как маятник в одну и в другую сторону, всегда принимая исключительно крайние позиции, не находя общей середины. Дореволюционный и советский период является вовсе запретной темой в любой беседе, если, конечно, эта беседа не хочет принять формы чумбивилькаского боя таканакуй. С пеной у рта каждый стремится доказать, что при Николае II было все замечательно (монархия рулит!), или что Сталин был конфеткой (коммунизм лучший!). Но, как-никак, в своих спорах никто дальше этого не продвигается.

Извечная любовь к крайностям у российского зрителя рождает и подобное отношение к просмотру, на заметочку, арт-хаузного авторски интерпретированного игрового кино, далеко не претендующего на достоверность. «Общага» - это фильм в минорном пересказе, розящий постаппокалиптическим и экзистенциальным настроением, поднимающий и взбаламутивающий весь порочный опустившийся на дно ил. Помимо ассоциаций с фильмами Балабанова, можно провести параллели и с пьесой М.Горького «На дне», с «Грозой» Островского и с «Левиафаном» Звягинцева. Но это намеренный авторский прием в контексте художественного произведения, а не попытка Васьянова опустить Советский Союз.

Кадр из «Общаги»
Кадр из «Общаги»

«Общага» про опустившихся людей, у которых нет желания что-то менять. Сделать человека подобным себе и затащить на дно – это пожалуйста, но переделать что-то в себе – ни за что. Это про людей, которые боятся перемен больше, чем чей-то смерти, несчастья, виня при этом каждого. И в процессе повествования, герои полностью теряют лицо.

Как бы выразился Добролюбов, то за лучик света в темном царстве мог бы выступить главный герой Забелла. Робкий, совершенно чистый и философски мыслящий парень с обостренным чувством справедливости абсолютно точно подходит под формат романтического героя. Такой герой введен не случайно, здесь он — антагонист приземленному донельзя обществу, которое варится в собственном эгоизме: его друзья и жители общаги. Забелла, стеснительный снаружи, но с внутренним стержнем, не согласился прогибаться под окружение. За что получил, как и подобная ему девушка Кира. Поскольку такое общество ломает непохожих. Но в данном фильме образы героев такие же категоричные и впадающие в крайности, как и его критики. В «Общаге» нет серого, там есть, подобно звездному небу, только черное с маленькими крапинками белого. Но и звезды периодически падают.

Изолированное место действия общаги визуально доведено режиссером до полуразвалившейся панельки, которое, видимо, находится не в Свердловске, а в Чернобыле. В приоритете колористов – холодные оттенки с усиленным затемнением. Композиционные решения по свету очень грамотные, но и не совсем похожи на голливудские: контрастные сочетания холодного с маленькими элементами теплого. Напрягает, как и задумано. В этом с операторским мастерством Васьянова не поспоришь.

Кадр из «Общаги»
Кадр из «Общаги»

Подобно детективам Агаты Кристи, локация героев – это их место действия, в котором они существуют. Выйди из него – ты теряешь себя, либо тебя просто-напросто нет. Когда наших героев выставили за порог общаги, за этим последовал долгий кадр с гипертрофированным постаппокалиптическим пейзажем. А после они, как мыши, которых вытолкали из теплого помещения веником, начали искать иные норки для проникновения в тот же дом. Это-то и логично, но такой усиленный образ отчисления из института и выселения, после которого будущее перестает существовать, а настоящее видется только в черном цвете, встречается только у сдающих ЕГЭ школьников, которым помешанные на рейтинговой системе учителя рисуют подобные картины. Страшно, но неправдоподобно. Однако атмосфера панически завораживает.

Роман Васьянов
Роман Васьянов

Мне фильм понравился. Понравилось и то, что зарекомендовавший себя в Голливуде Васьянов набрался смелости и вернулся в Россию, дабы показать свое визуальное мастерство. И видно, что потенциала в нем больше, чем в самом фильме. Посмотрим, не поглотит ли нашего романтического героя современная Россия. И надеемся, что концовка в этой схватке будет хорошая.

Творческое объединение SOYKA.

Надеемся, что вы прочитаете и оцените статью наших участников. Для нас, как и для них, это очень ценно! Заранее благодарим!