Елабуга является одним из древнейших городов Поволжья, обладая тысячелетней историей. Елабуга известна своим историческим центром, где сохранились здания XVIII–XIX веков, в том числе уникальные примеры деревянного зодчества. Город привлекает туристов своими музеями, архитектурными памятниками и живописными пейзажами. Елабуга связана с жизнью, работой и смертью известных людей – кавалерист-девицы Надежды Дуровой, художника Ивана Шишкина, врача и ученого Владимира Бехтерева, поэта Марины Цветаевой
Древняя история и археологические находки
История Елабуги начинается с периода позднего палеолита или мезолита. Находки, обнаруженные на территории современного города и его окрестностей, свидетельствуют о раннем заселении этого региона древними людьми.
Одной из наиболее значимых археологических находок в районе Елабуги является Ананьинский могильник. Он дал название эпохе раннего железного века финно-угорских народов, датируемой примерно VIII–III веками до нашей эры. Могильник представляет собой уникальный исторический объект, который позволил ученым значительно углубить знания о жизни, культуре и традициях финно-угорских народов в древности. Находки из него включают предметы быта, украшения и орудия труда, что свидетельствует о развитом обществе, существовавшем на этих землях более двух тысяч лет назад.
Тюркский период и Елабужское городище
Одним из важнейших археологических и исторических памятников тюркского периода является Елабужское городище, также известное как Чертово городище. Оно расположено в непосредственной близости от современного города и представляет собой остатки значительных построек.
На территории городища обнаружена каменная башня, представляющая собой типичный образец военного зодчества Х–XIV веков. Она служила как защитное сооружение и наблюдательный пункт.
В рамках археологических раскопок также были найдены руины болгарской крепости-мечети XI века.
Русское поселение и колонизация
История Елабуги в период русской колонизации начинается в 50-е годы XVI века. Этот период ознаменован началом русского влияния в регионе. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству территория вокруг современной Елабуги стала привлекать русских переселенцев, которые начали осваивать новые земли.
Одним из значимых событий начала XVII века для Елабуги стало основание Троицкого монастыря, вокруг которого была образована монастырская слобода, ставшая одним из первых русских поселений в этом районе.
Троицкий монастырь стал центром притяжения для православных христиан региона, а также способствовал укреплению русского влияния в Елабуге. Он играл ключевую роль в духовной жизни населения, а также в развитии образования и культуры в регионе.
Уездный город Елабуга
В 1780 году Елабуга получила статус уездного города. Это событие произошло в рамках административных реформ Екатерины II, Елабуга была включена в состав Вятского наместничества.
Самым главным делом города стала купеческая деятельность. К середине XIX века Елабуга относилась к числу наиболее богатых торговых городов Вятской губернии: имея население почти в три раза меньше, чем губернский город Вятка, Елабуга равнялась с ним по числу лиц купеческого сословия и имела внушительный торговый оборот. К концу XIX века купеческое сословие в Елабуге насчитывало 600 купцов на 11000 жителей. Здесь проживали известные на всю страну купеческие династии Стахеевых, Гирбасовых, Ушковых, Черновых.
Самые известные музеи города - мемориальный дом-музей Ивана Шишкина и дом-музей Надежды Дуровой, Музей уездной медицины имени Бехтерева, Дом памяти Цветаевой и посвященный ей же литературный музей, а также оригинальный музей «Портомойня», где можно познакомиться с историей прачечного дела и мыловарения; в нем воссоздана старая прачечная.
Среди достопримечательностей города – «Чертово городище», Спасский собор - самый известный храм Елабуги, со смотровой площадкой на колокольне, застройка центральных улиц.
Со второй половины XIX века в Елабуге проводилась ярмарка, приуроченная к Успенскому посту, во время которого, празднуются три Спаса — так в народе называют празднества освящения меда, яблок и орехов. Она проводилась с 15 по 26 августа и привлекала купцов и гостей из всех уголков России. На Спасскую ярмарку товары привозились из 86 городов; на нее везли готовое платье, обувь, меха, кожи, стеклянную и фарфоровую посуду, оренбургские пуховые платки, кустарные изделия. Ярмарка становилась большим праздником, проходили народные гуляния, играл духовой оркестр, звонили колокола, шла торговля сладостями - мороженым, вафлями, елабужскими фигурными пряниками. Работали карусели, выступали артисты, фокусники и танцоры.
После революции 1917 года исчезли купцы, а вместе с ними и ярмарка. Однако уже в 1922 году ярмарка как необходимый момент реализации политики нэпа, снова начала свою работу и просуществовала до 1940 года.
Новое возрождение Спасской ярмарки произошло в 2008 году. Ярмарка проводится в начале августа и с каждым годом привлекает все больше участников
Она продолжает традиции Спасской ярмарки XIX – начала XX века – одной из самых известных в России. Во время ярмарки проводится фестиваль колокольного звона.
Спасибо, что дочитали до конца. До новых встреч.