Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов.
«Школьный психолог выявляет индивидуальные проблемы ученика, помогает преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме этого, он общается с родителями детей, а ещё может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием». Артём Дмитриевич закрыл папку с должностными инструкциями и, ещё раз убедившись, что педагог-психолог, работающий в его школе должен по инструкции «проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием», принял решение.
***
Мальчик, вернее сказать, молодой человек, шестнадцати лет, плакал, сидя в кабинете школьного психолога и твердил, что уйдет из школы, заберёт документы и пойдёт куда глаза глядят, лишь бы завтра в класс не приходить. А если что, то и река вон недалеко… Какое право он теперь имеет смотреть в глаза своим одноклассникам? Рома Королёв, один из лучших учеников 10 «А» класса, подвёл своих товарищей, учителей и маму, которая уже сорвалась с работы и едет по вызову классного руководителя в школу.
От новости, что сейчас приедет мама, Ромке лучше не стало. Плакать он перестал, притих и безвольно стал ожидать своей участи. Что скажет мама? Маму он любил сильно. У него и была-то только мама. Она и друг, и родитель, и учитель. Отца своего он не видел никогда. Было детское время, когда ему хотелось на него посмотреть. Но потом это желание прошло. А зачем? Мама заменила Ромке и его. Самое страшное, что сейчас из-за этого поступка мама перестанет его любить. Одноклассники, понятное дело, больше не примут такого «товарища», возможно встретят и побьют. Он им и предложил сразу это сделать, чтобы не дожидаться вечера или завтрашнего дня. Но мама! Она расстроится. Какой же он дурак, ничтожество, идиот, вечно попадающий в неприятности из-за своей тупости! Роману было стыдно за себя. Одновременно страшно: весь класс ополчился на него. Его не простят. Сегодня он пойдёт домой с матерью, а завтра точно встретят и изобьют. А как дальше он будет ходить в школу? Он теперь в глазах своих одноклассников – предатель!
***
Кира была на работе, когда ей позвонила классный руководитель её сына Ромки и сказала, чтобы она срочно приезжала в школу, нужно поговорить. Кира человек очень впечатлительный и эмоциональный. Может гороскопы виноваты, которые сообщали об эмоциональности её знака Зодиака, а может быть отец, так же близко принимавший всё к сердцу и страдающий, если приходилось долго находиться в состоянии неопределённости. Поэтому Кира взмолилась: хоть намекните, что случилось! Классный руководитель сказала, что не может это обсуждать по телефону, но ничего страшного и криминального. Пока женщина ехала в автобусе и бежала к школе, в её голове возникали разные картины ужасных деяний её сына. И ведь только вчера она проговорила, какой он молодец, что не доставляет ей никаких проблем, что ни разу по поводу поведения Киру в школу не вызывали.
***
Психолог Ольга Юрьевна изучала Киру. Плюс-минус пятьдесят. Выглядит интеллигентно. Голос тихий. Не истеричка, это точно. Скорее всего жаловаться в вышестоящие органы не пойдёт. Но мальчика своего родила поздно и, возможно, из-за гиперопеки, присущей возрастным родителям, может устроить небольшой скандал географичке и директору. Внешне женщина располагала к общению. Поэтому Ольга Юрьевна не знала какую ей выбрать тактику – нападать или всё же дать понять матери, что она готова к мирному диалогу. Кого защищать: учителя, свою коллегу, или ученика, тоже, между прочим, не безгрешного? На подмогу психолог вызвала классного руководителя, чтобы та описала ситуацию.
Дело заключалось в следующем. На уроке географии все дети, по законному в настоящее время требованию, сложили телефоны в коробку, которую учитель убрала в шкаф до перемены. Рома Королёв это не сделал. Посреди урока он достал свой телефон, спрятал его от учительских глаз под крышкой стола и, думая, что никто не заметит, рассматривал на телефонном экране интересующее его видео. Учитель Лидия Петровна заметила это. И объявила, что раз Королёв обманул её, не выполнив требования, касающиеся телефона на уроке, то из-за него ВЕСЬ первый ряд, где Королёв сидит, будет ПРЯМО СЕЙЧАС писать контрольную работу. Лишняя контрольная, да без подготовки для подростка представляется ужасным событием. Так было во все времена существования школы в её современном виде. О, да! Это действенное наказание. Но почему ВСЕ? Ребята, сидевшие на первом ряду, и даже Ромкин друг Саня, поспешно пересели на два других ряда, возмущаясь и презирая Романа Королёва, «козла» и «предателя», при этом угрожая расквасить ему «рыло» и суля прочие неприятности. И вот он, Ромка, красный от стыда и от, чего уж там говорить, страха, остался сидеть один на первом ряду, готовый провалиться сквозь землю и совершенно не знающий, как поступить и вообще, как жить дальше.
Так и просидел он в одиночестве до конца урока. Звонок прозвенел, контрольной не было. Наверное, завтра будет, подумали все ученики 10 «А». Душа и сознание Романа рвались на части. В голове шумело, в груди жгло.
«Давайте, побейте меня!», - зачем-то крикнул Ромкин голос. Все засмеялись. Кто-то из девочек догадался сообщить классному руководителю, что Королёв взбесился. И вот он здесь, обливаясь слезами, ругает себя почём свет стоит, ставя под сомнение ценность своего существования.
При повторном прослушивании, психолог Ольга Юрьевна осознала весь ужас последствий этой, казалось бы, очевидной истории, где ученик виновен, а учитель прав. Ей стало жалко Рому Королёва. Она поставила на его место своего сына, представив его уже тридцатилетним, сидящем в одиночестве на первом ряду от окна… Как бы он справился с ситуацией? Куда бы побежал, если бы та УМНАЯ девочка не позвала классного руководителя? И если бы не классный руководитель Галина Сергеевна. Она сразу поняла, что сейчас ребёнка нужно держать под контролем взрослых.
***
Кире не стало легче, когда она узнала, что её сын никому не нахамил, никого не побил, да и вообще вёл себя тихо. Мать тревожили мысли сына и возможные последствия! Да, она знала людей, которые бы сейчас обвинили Романа в подлости, вранье, слабости характера. Но Кире стало его так жалко, что ей пришлось проглотить слёзы, подступившие к горлу. Ей так хотелось обнять своего мальчика, защитить от несправедливости, его же ошибок, неумения справляться с ситуациями и достойно выходить из них, научить отвечать за свои действия. Всё это обсуждалось с ним не раз. И, конечно, даст свои плоды. Но советское происхождение и воспитание не позволяло Кире защищать своего ребёнка в стенах образовательного учреждения, где, как её научили в детстве, и урок для учителя, и звонок с урока тоже. Они встретились глазами с Ольгой Юрьевной. Психологу было жалко Ромку, она не знала, какова будет реакция матери, но не стала прятать своих чувств и сказала: «А мне Рому жалко». Повисла небольшая пауза. Рома, почувствовав поддержку Ольги Юрьевны, немного осмелел и спросил: «Как я завтра явлюсь в класс?» Решили, что просто нужно прийти и, не напоминая о том, что произошло, вести себя как ни в чём не бывало. А если кто вспомнит, то попробовать включить чувство юмора, сказать, простите, мол, с кем не бывает (действительно, каждого уже на разных уроках с телефонами вылавливали), а контрольную я помогу всем написать. Королёв поможет – он же эрудит у нас! Ну и поругали Ромку, конечно, чтобы впредь не обманывал учителей и выполнял правила школьного распорядка. Мальчик пытался оправдаться: «Мама, я же всё то, что нам рассказывала учительница знаю, даже больше, хочешь расскажу!» Тут от взрослых последовало: повторенье мать ученья, и опять же – не положено сидеть с телефоном на уроках! Рома сделал вид, что да, вы правы.
***
А потом они шли домой, мама и сын. И мама в который раз говорила о том, как она его ждала 16 лет назад, как его любит. Она сказала: «Если нет тебя, то нет и меня». Сын сейчас нуждался именно в этих словах. После них мальчик сжал лежащий в кармане листок с запиской, где просил прощения у всех, винился, считая, что без него этому миру будет лучше. Этой же рукой измельчил листочек и выбросил в ближайшую урну.
***
Лидия Петровна, учитель географии, пришла домой. Скоро начнётся их с мужем любимый сериал. Они поужинали, поговорили о том, о сём, удобно расселись в мягких креслах перед телевизором и приготовились наслаждаться игрой актёров и захватывающим сюжетом. Вечер прошёл прекрасно, как обычно это бывает в их семье. Перед сном Лидия Петровна взглянула на расписание уроков. Завтра у неё 7 «А», 8 «А» и 8 «Б», да ещё пятые классы. Темы она посмотрит утром перед уроками.
***
На следующий день Ольге Юрьевне позвонила Кира Королёва и попросила не оставлять без внимания поведение учителя географии Лидии Петровны Семёновой. Её голос в трубке звучал жёстко и чётко. Ольга Юрьевна ответила, что да, конечно, она всё прекрасно понимает. Конечно психолог понимала, что Кира даже может потребовать от Лидии Сергеевны публичного извинения перед Романом, пойти в разные инстанции, прокуратуру. Но это всё ерунда по сравнению с тем, что мог бы наделать Ромка. Она знала, что шестнадцатилетние подростки способны на многое, когда их отвергает коллектив. Знала она, и на что способен коллектив шестнадцатилетних…. Кира больше не будет звонить в школу и вспоминать этот инцидент. Она поверила ей, школьному педагогу-психологу. И она, Ольга Юрьевна, доведёт это дело до конца. Психолог отправилась к директору школы.
***
10 «А» класс готовился к первому уроку. Королёв зашёл в класс, приветливо всем улыбаясь. «Ромка, привет!», - Саня похлопал друга по плечу. «Королёв, английский дай списать!», - Антоха с соседней парты, как обычно ничего не сделал. «Неужели всё по-прежнему», - подумал Роман. Ведь только вчера одноклассники в спешке отсаживались от него подальше. А наутро случилось так, как и предполагали взрослые. Галина Сергеевна, классный руководитель, даже не сомневалась, что ребята наши незлобивые и всё забудут, а мама напомнила Роману мультфильм про Крошку-Енота и страшного зверя с палкой, что сидел в пруду. Оказывается, надо только улыбнуться, и зверь этот станет твоим другом. Получается, что все вокруг любят его, Ромку Королёва! А Лидия Петровна, конечно права, он же обманул её.
***
Директор школы Артём Дмитриевич железным голосом объявил коллективу, что теперь раз в неделю все учителя будут посещать психологические круглые столы, иначе профессиональное выгорание может довести их до увольнения из школы по причине профессионального несоответствия. Артём Дмитриевич подумал, есть ли связь между профессиональным выгоранием и профессиональным несоответствием? Разберёмся. Зато прозвучало строго.
На первом заседании психологического круглого стола разбирали ситуацию с Ромой Королёвым. Фамилии участников не назывались. И никто из педагогического коллектива, кроме учителя географии, не знал, что герои истории невымышленные. Дискуссия шла недолго. Учителя начальной школы сказали, что с их учениками так можно было бы, но скорее всего не нужно. Молодые учителя назначили бы провинившемуся другое наказание, индивидуальное. А Лидия Петровна сказала, что зато теперь этот ученик так не поступит. И ведь она права: Ромка Королёв на её уроке телефон больше не достанет. А другой ученик? А не на её уроке? Вопрос оказался интересным настолько, что все решили подумать над ним дома.
***
Лидия Петровна, учитель географии, пришла домой. Скоро начнётся их с мужем любимый сериал. Их ждёт прекрасный вечер. Но что-то не даёт Лидии Петровне покоя. И вот за чаем учительница вспомнила: а контрольную-то в 10 «А» она так и не провела! Завтра она посмотрит, когда намечена контрольная по календарному плану, подумала Лидия Петровна и поудобнее уселась в кресле.
PS. Все совпадения считать случайными.