Найти тему

ПО ПОВОДУ СЛУЖБЫ ИЛЛЮЗИЙ НЕ СТРОЙТЕ – «ПОЕДЕТЕ, РЕБЯТА, В АФГАН».

Сегодня исполнилось 35 лет со дня вывода советских войск из Демократической Республики Афганистан (ДРА). Рассказ о боевых буднях того времени, глазами рядового десантника.

«На призывной пункт Андрей в составе 25 призывников прибыл 9 ноября 1984 года. Офицер, приехавший за их командой, иллюзий по поводу службы не строил: «Поедете, ребята, в Афган».

Туркестанский военный округ. 5 месяцев в мотострелковой учебной части. Окончание учебы в должности наводчика-оператора.

28 апреля 1985 года был переброшен в Афганистан, в мотострелковую часть, в провинции Наргархар, в 20 километрах от границы с Пакистаном.

Тяжелые военные будни. Сопровождение колонн с грузом на БМП… Жизнь в бесконечном напряжении сил под вечной угрозой смерти, затаившейся вдоль дорог.

Настоящие боевые действия начались для него с переводом в отдельный десантно-штурмовой батальон. Вот здесь и началось: неделя боевых, две - отдыха. Служба заключалась в следующем: разведка, обнаружив противника, передает координаты ДШБ и те, прочесывают местность, навязывают «духам» свою тактику боя, уничтожая засады и склады.

Неоднократно участвовал в крупных операциях, как это случилось под Файзабадом, осажденном «духами», где ими был блокирован гарнизон советских войск, оставшийся без воды и продовольствия. В этом бою их рота приняла огонь на себя для того, чтобы вывести из-под губительного, перекрестного обстрела два соседних подразделения.

- «Духи» так пристрелялись, что казалось, не было камня, за которым можно было бы укрыться. Тогда отступили, не выдержав атаки, слава Богу, без потерь, вызвали авиацию, та основательно обработала местность. Выстрелов с позиций душманов больше не было.

И так каждый день. На следующее утро роту десантников перебросили к границе. По разведданным ожидался караван с оружием из Пакистана. После короткого боя «духи» сопротивлялись неохотно, караван был взят.

- 50 ослов с грузом подобрали «вертушки»…

Покончив с караваном, после короткого отдыха, десантников на следующее утро, подняли в воздух и перебросили в незнакомую местность. Когда вертолеты зависли над площадкой для десантирования, «духи» открыли плотный огонь из ДШК. Под свист пуль стали выпрыгивать, сходу вступили в бой. Три вертолета были мгновенно прошиты очередями крупнокалиберных пулеметов и свалились в ущелье…

В первые минуты боя они не знали, что вступили в бой с хорошо обученными и экипированными китайскими наемниками. Тяжелый бой длился несколько часов. Китайцев загнали в узкую щель в скале, откуда те злобно огрызались пулеметными и автоматными очередями. Невозможно было поднять голову. Пришлось забрасывать их гранатами.

- Мы просто выдергивали чеку и по гладкому, отвесному склону скатывали гранаты прямо в щель. – В ответ взрывы, крики по-китайски, беспорядочная стрельба. Бой завершили расчеты гранатометчиков и огнемет. 39 боевиков остались на камнях, остальные сумели уйти.

Два дня передышки – и опять на блокировку дороги в Файзабад.

- Нет, награды я получил за Газнийскую операцию. Нас было семь человек: автоматчики и я – снайпер, не потому что классный стрелок, а так получилось.

Роте, в которой служил Андрей, приказали прочесывать первый квадрат. Разбившись на группы, двинулись вперед. Снега было по пояс. Шли долго…

Обнаружили склад с боеприпасами, оружием, обмундированием. Подорвали их. Подоспевшие на взрывы душманы обстреляли группу. Пришлось уходить. Подъем в горы, когда снега по пояс, с наседавшим противником, был не из легких. Из-за неравного боя пришлось менять площадку для вертолета. Шли более 8 часов. За найденные важные документы и карты группу представили к наградам.

Кроме этой медали дали еще «афганку» - медаль от благодарного афганского народа и знак воину-интернационалисту. За время прохождения службы была объявлена благодарность за образцовое выполнение патриотического и интернационального долга в составе ограниченного контингента войск в ДРА».

Выписка из газеты «Придонские вести» 1991 год, статья «МЫ ВОПОЛНИЛИ СВОЙ ДОЛГ» записал воспоминания В. Кравченко.