Найти тему
Киногик

«Узники страны призраков»: Николас Кейдж рвет и мечет

После того, как карьера Николаса Кейджа достигла дна он, как ни странно, начал скрупулёзно подбирать картины для съемок. Сначала появился фильм «Мэнди», где некогда обладатель «Оскара» в роли дровосека убивает сектантов в неоновых цветах, затем «Страна чудес Вилли» - еще более абсурдная работа, где наш герой не произносит ни слова, зато уничтожает оживших аниматроников в детском парке развлечений. Что «Мэнди», что «Страна чудес Вилли» - фильмы категории Б, но с шармом, лицом и атмосферой, которые в совокупности факторов превращают классические «trash movie» в нечто большее.

И вот теперь Кейдж появился в «Узниках страны призраков», где его персонаж, в общем-то, не слишком отличается от предыдущих: брутальный бандит, впоследствии превращающийся в мессию, должен спасти девушку, дочку Губернатора, из апокалиптических пустошей, появившихся после ядерной войны. Концепция фильма и синопсис во весь голос кричат, что перед нами очередной кринж-трэш-фильм, но это не так. Картина Сиона Соно куда более ГЛУБОКОЕ произведение.

Дано: классический японский сеттинг замешанный с футуристическими нотками, где правит некто Губернатор, существующий посреди выжженной земли, на которой обитают (возможно) призраки. Однажды попав в эти badlands, выбраться оттуда уже нельзя. И что вы думаете? Внучка Губернатора подрывается как раз туда. По стечению обстоятельств, Кейдж, пойманный за ограбление банка, должен вернуть ее дедуле: выхода у него нет.

Сначала совершенно непонятно, что вообще происходит. Какое это время? Почему белый Губернатор держит под контролем вроде бы в Японии огромную культурную агломерацию, состоящую из разных наций, этносов и народностей? Почему кто-то носит маски, а кто-то нет? Какие правила во вселенной «Узников страны призраков?». Как много вопросов!

Повествование не дает на них прямых ответов, но по ходу развития событий на экране появляются разнообразные подсказки и отсылки, помогающие понять, как выстроена система координат произведения (спойлер: даже с ними все еще ничего не ясно).

Визуально и концептуально фильм похож на неовестерн в азиатских декорациях, вдохновленный «Безумным Максом» и иже с ним. Также понятно, что «Узники страны призраков» - чистый постмодернизм, где смешались в кучу кони, люди. Самураи замиксовались с ковбоями, белые с черными, апокалиптические гробовозки с Toyota Celica. Перед нами эдакий мэшап, в центре которого оказался брутальный, кайфующий от своей роли Ник Кейдж. То он предстает обрыганом, которому оторвало яичко, то настоящим Спасителем; то неуклюжим воякой, то прирожденным убийцей; то бесчувственной скотиной, то настоящим джентльменом.

Что касается экшна, то он совсем не изобретательный – но это, что называется, на вкус и цвет. Исходя из концепции фильма логично было бы предположить, что насилие должно быть гипертрофированным, возведенным в абсолют, но нет. В «Узниках страны призраков» оно предельно простое и, можно сказать, пресное. Но очевидный минус – невзрачное музыкальное сопровождение: оно СОВСЕМ не запоминается. Оригинальные мотивы скучные, тут же вылетающие из головы, а других композиций в фильм не завезли. Просмотр идет на «сухую», и аудио-составляющая, по большому счету, отсутствует подчистую.

«Узники страны призраков» зайдут всем любителям качественного второсортного кино (и этот конструкт совсем не противоречие), а также ценителям картин, где за примитивным фасадом скрывается головоломка. Фильм намного сложнее и многослойнее, чем может показаться на первый взгляд, и трактовать его можно с различных точек зрения. Лично мне нравится воспринимать его как аллюзию на Японию после Хиросимы и Нагасаки.

Ожидания от ленты были совсем другими, но как говорил классик: «ваши ожидания – ваши проблемы». Поэтому перед просмотром не стоит возлагать больших надежд на коллаборацию Кейджа и Соно. Нужно просто попытаться словить кайф.