Не знаю, с каким фильмом ассоциируется у вас Брайан Де Пальма, но у меня, до данного момента, точно не с «Подставным телом». Между тем, это кино самого высокого уровня, которое должно стоять в одном ряду с флагманскими работами мастера Нового Голливуда. Впечатления от просмотра очень мощные!
Джейк – актер-неудачник, оказавшийся в паршивой ситуации: он застал девушку в постели с другим, остался без крыши над головой и работы. По странному стечению обстоятельств, ему подворачивается дружелюбный коллега по цеху, предлагающий присмотреть за дорогущим домом, пока тот в отъезде. Джейк соглашается и срывает куш – оказывается, в элитном особняке есть бинокль, из которого можно наблюдать за соседкой, каждый вечер устраивающей стриптиз. Главный герой погружается в это дело с головой, начиная замечать, что вокруг нее творится что-то неладное. Ведомый любопытством и половым влечением, он начинает нечто похожее на расследование.
По описанию выше – чистый детектив с элементами триллера, или наоборот, кому как нравится. Но все не так, как может показаться на первый взгляд. В работе Брайана Де Пальмы жанры и поджанры настолько спутались и смешались, что однозначно охарактеризовать «Подставное тело» нельзя. Поэтому кино так интересно смотреть: зрителя кидает из стороны в сторону, авторы поддерживают тонус, непрерывно накидывая загадки, демонстрируя нетривиальные сюжетные ходы и неплохие для своего времени твисты.
Первые двадцать минут, во время сюжетной экспозиции, повествование однозначно атрибутируется как триллер, плавно перетекающий в детектив. И все, вроде бы, движется по прямым рельсам, но в фильм резко врывается ключевой элемент: сексуальное напряжение. Черт возьми, во время просмотра оно чувствуется буквально физически, его видно невооруженным глазом: даже до демонстрации первых adult-сцен сложно пройти мимо этой наэлектризованности, витающей в воздухе. Сексуальность и эротизм – ключевые слова для дальнейшего развития событий, это движущая сила ленты, ее максима и абсолют. Они прекрасно вписываются в последующие сценарные конструкты, кренящиеся в сторону нуара с характерными терминологическими чертами и классической femme fatale.
И даже после этого «Подставное тело» не перестает удивлять. В один момент становится непонятно совершенно НИЧЕГО, а сценарий фокусируется на порно-индустрии. В этот момент завуалированное становится очевидным, секс-подтекст перестает быть подтекстом, являя себя во всей красе. Но пошлостью показанное назвать язык не повернется – создатели идут, что называется, по тонкой грани, удерживаясь в рамках игрового кино, используя классические провокации (а режиссёр, вообще-то, хотел пригласить на одну из ролей настоящую порно-актрису). Переживать, однако, не стоит: тема сисек раскрыта, и даже больше.
Чуть меньше, чем за два часа, демонстрируется сложносочиненная история, где важно внимание к деталям и полное погружение в фильм. Благо, оторваться от него сложно, и не в последнюю очередь из-за атмосферы и картинки.
Давайте посмотрим: 1980-ые, Голливуд, солнце, жара, голые девушки, погружение в процесс кинопроизводства. Все это в контексте запутанной истории с убийством и подставой. Кажется, квинтэссенция не работала бы так хорошо, если бы не операторская работа Стивена Бёрума – соратника Брайана Де Пальмы, который мастерски поработал за камерой. Проще говоря, у «Подставного тела» крышесносный визуальный и музыкальный вайб в стиле новой волны.
Есть у произведения еще одна интересная особенность, связанная с антагонистом - кто он становится понятно едва ли не с самого начала. И обычно в этот момент хочется завершить просмотр, потому что в дальнейшем можно выстроить логическую цепочку и раскрыть сюжет. В данном случае это не работает, и не потому тому, что в финале какой-то сверхмощный твист, а потому что зрителя запутывают настолько, что без помощи не разобраться – смотреть придется до конца. В этом, как мне кажется, и кроется истинное сценарное мастерство.
Считается, что «Подставное тело» - подражание Хичкоку. Если сгущать краски, с этим можно согласиться, но я бы назвал работу Де Пальмы оммажем с сугубо авторским почерком: все-таки, у фильма есть собственное лицо и неповторимая атмосфера. С времен Хичкока до выдающихся представителей Нового Голливуда прошло много времени, и это сыграло свою роль как в плане репрезентации историй, так и в плане их технического воплощения.
А у картины с этим проблем нет. Она цепляет с первой и до последней секунды. Де Пальма и компания демонстрируют объемную, разностороннюю историю под стать классическим голливудским сюжетам, где очевидное в начале по щелчку пальцев трансформируется в совсем неочевидное под конец.
«Подставное тело» - прекрасный образец ностальгического, восьмидесятнического кино с нотками вуайеризма (и даже элементами эксплуатационных жанров) от мастера американской кинематографии.
Кажется, для просмотра этого достаточно.