▣ Глава 1. Домысливания и предположения. Как рождается иллюзия знания
Пытаясь закрыть не известное, скрытое от восприятия, реализуя свое желание знать. Человек начинает предполагать и домысливать. Используя только те данные, которые ему известны. Таким образом, как будто ткет новое одеяло, но оно из старых лоскутков. Ибо в мышлении человек может апеллировать только известными ему интеллектуальными объектами. Так, нахмуренные брови сразу говорят нам о злости собеседника. Орущий ребенок сообщает нам о его не чем не обоснованном капризе специально что бы раздражать нас, а пасмурная погода непременно стимулирует нас взять зонт.
Один беглый взгляд и нам все понятно. Зачем изучать объект, получая более полную информацию о всех точках влияния? Это сложно. Лучше по быстрому все придумать в своей голове. Сделать выводы и действовать на основании своих умозаключений. То есть создать суррогат истины из собственных домыслов и предположений. Которые по сути являются сказкой, рассказываемой человеком самому себе. И пусть бы жил этот сказочник себе на радость, другим на потеху. Но нет, со временем эта сказка становиться для него непреложной истиной, а он носителем знания, которое он с пеной у рта начнет доказывать близким, так как они время от времени нечаянно будут напоминать ему, что действительность отличается от придуманной им реальности, тем самым вызывая гнев и не понимание у жертвы само-придуманных иллюзий.
Обрастая такими истинами, человек начинает жить "в голове". В иллюзорной реальности, где он, словно Шерлок Холмс, «не вставая с дивана» все проанализировал, домыслил и понял истинную суть любой ситуации или поступков людей. Убегая от неизвестности, человек попадает в иллюзию с придуманным миром. Из домыслов и заблуждений. И теперь уже по привычке начинает придумывать то, чего нет на самом деле. В его голове автоматически возникают представления, рассуждения и выводы, которые, к сожалению, совершенно не соответствуют реальности.
И в этой статье мы рассмотрим, к чему приводит такой стиль мышления и почему. Важно прекратить строить домыслы уже прямо сейчас.
▣ Глава 2 Домысливание картины мира другого человека.
Рассматривать все сферы в которых человек имеет возможность строить мысленные предположения слишком широкая тема. Предлагаю сузить поток информации до одного аспекта жизни. Отношения с людьми. Довольно актуально учитывая вред, который домыслы и предположения могут нанести отношениям с близким вам человеком. И так во взаимодействии с другим человеком очень высока вероятность соскользнуть в домысливание, пытаясь интерпретировать на свой вкус мотивы поступков и причины решений других людей. Иными словами, выстраивание логических цепочек на тему почему другой поступил так или иначе.
Проблема не в домыслах и интерпретациях. Этим грешат все без исключения обладатели человеческого мозга. Не секрет, что у каждого человека в той или иной мере своя картина мира. Каждый смотрит на мир и события в нем происходящие, через собственные умозаключения, представления, рассуждения и выводы. И в какой-то степени это нормально. Так устроено наше мышление - сравнивать вновь узнанное с тем, что мы уже знаем. Поэтому одна и та же ситуация видится разным людям по разному. Более того, одна ситуация видится вам по разному, в зависимости от возраста, времени и места пребывания. Глобальные проблемы вас пятилетнего вызовут улыбку, у вас же пятидесятилетнего и так далее.
Но вернемся к близким. Исходя из вышесказанного, рассчитывать на то, что близкие вам люди будут иметь идентичные вам взгляды наивно и не обосновано. И даже очень близкие вам люди вполне могут иметь совершенно противоположные вам взгляды. В принципе каждый смотрит, как говориться, с собственной колокольни. И для некоторых в этом есть проблема, не так ли.
✿ Раздел 2.1 Деструктивный аспект желания единства взглядов
В чем же проблема? Например, какой брак считается хорошим? Основной постулат популярной психологии такой: «в благополучной семье супруги придерживаются единых картин мира.» Тишь да гладь взаимного доверия и уважения. Тем не менее конфликты случаются. Как же так получается? Ведь причина понятна: сходили к семейному психологу, он вам синхронизировал ваши системы и ценности, и все вы в счастливом браке.
Вернемся на шаг назад. А что, если супруги воспринимают само понятие брак по-разному? Что будет с таким союзом? Популярная психология сразу выдаст ответ: «Из такого брака ничего путного не выйдет. Так как члены этого союза должны иметь единые взгляды и ценности.»
И проблема даже не в том, что супруги разные по умолчанию и просто не могут иметь одинаковое мировоззрение, так как они выросли в разных семьях, формировались в разных социокультурных средах, имеют разный уровень интеллекта. О каком единстве может идти речь в принципе. Может это единство очередная приманка специалистов, которые за деньги помогают достигать не достижимое и постигать не постижимое. А я хочу сказать вам, что не разность взглядов является причиной конфликтов, а идея о необходимости единства этих взглядов является основной причиной конфликтов.
Если один из участников отношений убежден, что нормальные отношения предполагают единство взглядов, то выяснить и построить эти отношения с ним невозможно. Он будет постоянно убеждать и переубеждать заблуждающегося с его точки зрения партнера. Который портит его идеальную картинку отношений. Если партер думает по другому, значит единства нет. И с мыслью "Союз обречен, необходимо исправить партнера и заставить его думать как я! ". Человек начинает спасать отношения, уничтожая их полностью.
И вот он, парадокс: "Стремление к единству становиться главной причиной тотального разъединения. ".
Желание натянуть свое понимание об устройстве каких либо процессов мира на другого человека абсолютно противоестественно. Даже если партнер реально заблуждается и идет в "яму" которую видите только вы. Скажите один раз о яме и если вас не услышали. Не мешайте ему становиться лучше, так как только яма, в которую он упадет, сможет изменить его и сделать умнее. Вас он слушать не будет. Спасать и учить жизни - прерогатива Бога, и не надо указывать Ему, как это делать.
Предлагаю мысленно создать упрощенную модель реальной действительности и вообразить гипотетическую ситуацию, в которой ваше понимание истинно на 100%. Допустим, на вас снизошло откровение, и вы досконально разобрались в вопросе, как говориться "собаку съели". Даже в этом случае не стоит вдалбливать это другому, достаточно один раз сказать, подсветив его гипотетически ошибочное понимание. И если человек отреагировал игнорированием ваших предостережений или даже сопротивлением, сразу отойти в сторонку и дать заблуждающемуся совершить ошибку, от которой вы хотели его уберечь. Он такой и с таким пониманием и мировоззрением. Сейчас воспроизведу клише: Позвольте ему быть таким! Оставьте его на том уровне, на котором он находится.
Разность ваших пониманий ни как не мешает вам быть счастливым вообще и в отношениях с непонимающим в частности. Хочу напомнить, ситуация, где ваше понимание истинно, но 100% гипотетическая. А значит не реализуемая. Это еще один аргумент не лезть к ближнему, так как очень даже вероятно, что вы тоже заблуждаетесь.
▣ Глава 3. Домысливание мотивов поступка другого человека
Вот какие мысли вы думаете, когда ваш близкий человек не берет трубку или по непонятным вам причинам задерживается?
Так или иначе, это провокационный вопрос с очевидным ответом. Вы думаете те мысли, которые в данный момент подсветило ваше сознание в вашем же мозге, оснащенном одной очень важной функцией - Мышлением.
Поэтому, когда вы пытаетесь думать о неизвестном, о том, что вы не можете непосредственно воспринять, то ваш мозг начинает создавать образы не известного, делая его известным лично для вас. Напоминаю, к реальному положению дел этот образ не имеет никакого отношения, так как создан он целиком и полностью в вашей голове из информации, которой вы наполнили базу данных вашего мозга.
Поэтому, если в соседней комнате раздался звук падения и рассыпавшихся осколков, то один подумает, что это разбилась ваза эпохи династии Минь, а другой подумает про литровую банку, так как понятия не имеет ни о каких династиях и вазах. Ваше сознание способно подсветить только ту информацию, которая есть у вас в наличии.
Думаю, не открою вам секрет, если скажу: "Не существует одной универсальной вселенной, потому что в каждом мозге существует своя вселенная из информации, образованной личным восприятием. Поэтому кому то банка, а кому то ваза. Но вернемся к нашему примеру со звуком разбиения предмета. Там вообще ничего не разбилось, ибо это звук вызова телефона, который дочка забыла дома.
✿ Раздел 3.1. Информационное наполнение мозга
Пришло время немного отвлечься от отношений. И поговорить о мыслях. Существует одна очень красивая теория. Теория базы данных мозга человека или его информационного наполнения. Согласно которой результаты ваших действий и жизни в целом зависят не от псих. травм, положения родителей, звезд, энергий или чего-то там еще. Ваш потенциал обусловлен только Богом и информационным наполнением вашего мозга на настоящий момент.
В нашем субъективном предметном мире не существует материального объекта без информации о нем в нашем мозге. Образ материального объекта - информация, так или иначе полученная нами когда-то в прошлом. Иначе говоря, согласно этой теории, мозг задаёт систему сохранения и кодирования информации, по которой затем декодирует её в картину привычной именно нам физической реальности. Но эта реальность строго субъективна и создана нашим мозгом только для нас. Никто другой её во всей полноте увидеть не может.
Но вернемся к близкому, который не звонит или опаздывает. Согласно вышеуказанной теории, все продумываемые вами сценарии развития событий - это чистый продукт вашего мышления, и они практически никак не связаны с реальным положением дел. Если вы переполнены изменами, грабежами и прочей информацией такой направленности, то что подсветит ваше сознание в вашем же мозге?
✿ Раздел 3.2. Практика. Проверка информационного наполнения вашего мозга.
Есть возможность заглянуть за пыльную ширму и увидеть триллионную долю (0, 000 000 000 001) ваших мыслей. Необходимо осуществить небольшой эксперимент над самим собой. Запаситесь несколькими листами А4 и таймером на 5 минут.
И в течении пяти минут просто записывайте все свои мысли на один из листочков. Не создавайте повествование или рассказ, словно бы вы какой-то крутой писатель. А просто фиксируйте ваши мысли, словно бы вы летописец. Фиксируйте все! Когда же таймер издаст символическое пи-пи, заканчивайте с этой писаниной. Теперь пришло время ознакомиться с вашим творчеством. Просто посмотрите на содержание и объем ваших мыслей всего за пять минут.
Удивительно, как их много и какие они разные. Без намека на последовательность и повествование: как говориться " и про Фому и про Ерёму. ". Без структурный поток данных, лишенный логики и последовательности. Ваше сознание подсветило мысли вашего мозга, а затем по моей просьбе записало пятиминутный отрывок из этого бесконечного потока длиною в жизнь. Вот он процесс и ход ваших мыслей. Вот она частичка вашего информационного наполнения.
✿ Раздел 3.3. Опять негативные мысли, что с ними делать.
Мышление,становится противоестественным. При попытке избавиться от мыслей, которые мы интерпретируем как неприятные, пугающие, деструктивные и так далее. Борьбой со своими собственными же мыслями мы наполняем их значимостью и силой, а значит, маркируем их для сознания как необходимые к постоянному подсвечиванию. Так, согласно теории информационного наполнения мозга, и появляются различного рода навязчивости или обсессии. Иными словами, вы фиксируетесь на определенной информации, содержащейся в вашем мозге.
Уж не знаю, как ученные это сделали, но существуют исследования, которые показали, что 80% содержащейся в нашем мозге данных - это информация о "негативных" сценариях, и только 20% - информация о позитивных сценариях.
Однако, учитывая современные достижения диагностики мозга человека, курам на смех эти исследования, так как на сегодняшний день нет оборудования, которое бы могло прочитать мысли человека. А значит, подобные исследования проводятся методом опросов и тестов. При опросе человек преимущественно расскажет нам сказку, основанную на личном мировосприятии. Поэтому исследования с опросами давно пора исключить из внимания. Это моё субъективное мнение, не судите строго. Но речь не об этом. И так становиться ясным: в мозге есть информация, часть из неё негативная, часть позитивная. Но что определяет пропорцию?
Согласно теории информационного наполнения мозга, пропорцию определяет сам носитель мозга. То есть человек, употребляя информацию ото всюду. Интернет, СМИ, окружение, из событий и процессов, в которых он принимал участие. Чем, как говориться наполнен, то из него и льется.
Некоторые популярные психологи советуют заменить эти мысли на другие мысли или изменить их. Однако теория информационного наполнения мозга дает нам однозначный и не двусмысленный рецепт. Наполняйтесь хорошей информацией, новыми данными.
Обратимся к метафорическому объяснению. Представим мозг человека как кастрюлю с пересоленным борщом. Как исправить ситуацию и превратить супчик в съедобный? И так, задача снизить концентрацию натрия в супе решается только добавлением новых пресных ингредиентов: новой чистой пресной водички, картошки, капусты и так далее. Оставьте соль там, где она была. Она уже растворена и суп соленый. Аналогично оставьте свои негативные мысли. Вы уже когда-то наполнились этой информацией, и суп в вашей голове стал таким, какой он есть. Наполняйтесь новой информацией. Разбавьте соль своих мыслей свежими и хорошими данными.
Подведем промежуточные выводы. Прошу прощения за эту академическую выкладку, но для понимания необходимо осмыслить следующее. Очень грубо и упрощенно, но обратимся к нейрофизиологии. Разум человека - это не эфемерная, плавающая в квантовом поле субстанция, а вполне себе материальный субстрат, имеющий довольно хорошо изученную биологическую основу. Разум существует в нейронах головного мозга, которые создают связи друг с другом, отражая воспринятую нами информацию. Какие то эпизоды попали в мозг, как говориться, в радости, а какие то в огорчении, а иногда благодаря постоянным повторениям. Вся совокупность информационного наполнения мозга - это и есть модель окружающего мира. И находится она именно в нейронах, общающихся друг с другом по синоптическим связям посредством электро-химические импульсов. Эти импульсы повышают эффективность работы синапса (место контакта между нейронами). И он усиливается на основе постоянного повторения, пусть даже мысленного. Так информация запоминается. А если синапс нейрона продолжительное время неактивен, он ослабевает и исчезает. Так информация забывается.
Согласно теории информационного наполнения мозга, вы окружены информацией, которую воспринимаете ежемоментно. И даже сейчас, читая эти строки, вы воспринимаете то, что здесь написано. Воспринимаете и запоминаете в нейрофизиологическом срезе, создаете синоптические связи в нейронной сети вашего мозга. Что бы сознательно вернуться к запомненному, вы подсвечиваете информацию, которая была воспринята и запомнена вами. В нейрофизиологическом срезе между нейронами происходит электро-химический импульс, активирующий и усиливающий синапс (место контакта между нейронами). В этот момент к вам как будто приходит мысль. На самом деле она никуда и не уходила, а всегда была с вами в клетках вашего мозга. Затаилась в нейронах в ожидании, когда вы обратите на неё внимание.В общем, все что вы когда либо подумали, придумано вами из известного вам же. Поэтому негативные мысли есть результат вашей не осмотрительности в вопросе информационного поглощения. Негативная информация прочно укоренилась в мозге благодаря многократному повторению. А значит эту информацию можно только принять и дать ей место, то есть разрешить быть у вас. Параллельно наполняясь позитивной и полезной информацией, стимулируя общение нейронов друг с другом на новую тему. И эти импульсы, повышая эффективность работы синапса (место контакта между нейронами), улучшая прохождение электрического импульса. Будут усиливать эти новые связи на основе повторения новой информации. Стимулируя её запоминание. А старые синапсы нейронов на тему негатива при продолжительном времени не активности ослабеют и исчезнут. Забирая хранимую в них информацию. В забытье.
Грубо говоря, всю совокупность вашего информационного наполнения можно классифицировать на два огромных раздела. Раздел один мы назовем "стакан на половину пуст", а второй - "стакан на половину полон". Оба раздела с информацией противоположной по смыслу и направленности одновременно сосуществуют в вашем мозге. Но вы почему то решили неистово бороться с разделом номер один и раз и навсегда убрать из головы негативные мысли. Отформатировать мозг по команде не возможно, но можно начать наполнять раздел номер два информацией. И тогда мозг сам начнет подчищать информацию в разделе номер один. В процессе нейропрунинга-Синаптической обрезки. При которой человек теряет синаптические связи в нейронной сети, потому что он их не использует. Таким образом негативная информация уйдет в забытье. А вам полегчает.
▣ Глава 3. Вред домысливания
В чем же вред домысливания? Ведь по сути это простое фантазирование и безобидная декомпиляция содержащейся в мозге информации в новые комбинации. Но недостатки все таки есть и по очевидности их можно определить так:
• Первый и самый очевидный недостаток заключается в пустой трате времени. Этот не восполняемый ресурс можно потратить на "почему он со мной не поздоровался? " или "молчит наверно плохо про меня думает" или что-то еще по вашему выбору. Время и нейроресурс будут безвозвратно потрачены на выяснение вопросов, ответы на которые вам принципе не нужны. Ну да ладно. Уж если вас реально интересует, почему условный Петр с вами не поздоровался, то вместо того, чтобы гонять у себя в голове различные сценарии с ответами, просто открыто задайте Пете этот почему-то волнующий вас вопрос.
• Второй по очевидности недостаток - большая вероятность ошибки. Возьмем пример из предыдущего абзаца. Когнитивное искажение под названием"Чтение мыслей", словно огонек собирает вокруг себя мотыльков, которые предполагают, что они знают, что думают другие мотыльки. Почитаем небезызвестного Аарона Бека. Он пишет: Чтение мыслей - Это убежденность в том, что вы и без объяснений других прекрасно знаете, о чем они думают, что чувствуют и почему поступают именно так, а не иначе. "Я ему не нравлюсь" "Он меня ненавидит" "У тебя на лице все написано". Ответы, естественно, придумываем сами и на основании этих ответов принимаем ошибочные решения и совершаем не правильные действия.
• Третий, менее очевидный, но более опасный недостаток домысливания. Заключается в достройке в своей голове чего-то о реальной картине, рисуя в своих фантазиях проекции о ситуациях и людях. А значит, со временем эта совокупность представлений, рассуждений и выводов может овладеть сознанием человека, которому как минимум придется обратиться за оказанием экстренной медицинской помощи. Так как это не что иное, как бредовое расстройство. Домысливание ведет к потере контакта с настоящим в пользу фантазийного прогнозирования.
• Четвертый, вообще не очевидный. Домысливание - это формирования в голове определенного сценария ожиданий. Допустим, некий человек подумал о развитии события чисто в позитивном ключе, продумал и его финал с хорошим результатом, который сулит определенные хорошие последствия, вызывающие ожидания по отношению к этим последствиям. Но ведь это все придумано. В реальности ситуация может развиваться и в негативном ключе с нежелательным результатом. И вот назревает еще один синдром. Синдром завышенных ожиданий, при котором человек ожидает одного, а получает другое. Грустно.
Возлагать определенного рода ожидания на обстоятельства, свои действия и действия других людей. Исходя из своего воображения, сулит чувство неудовлетворённости и разочарования. Не спорю, случается так, что некоторые наши ожидания могут быть оправданы в той мере, на которую мы рассчитывали. Но чаще реальное положение вещей таково, что противоречит тому, как было надумано.
▣ Глава 4 Причина додумывания
Жить в фантазиях и иллюзиях, галлюцинируя в худшем случае и прогнозируя в лучшем - не самая лучшая затея. Так как оба варианта предполагают выдумывание версий, которые мешают строить свою жизнь сообразно реальным обстоятельствам, происходящим в настоящем. Корректируя свои действия под домыслы и предположения о возможном будущем.
Почему же это так распространено? Почему столько желающих на различные курсы, которые даруют нам умение "читать других людей" по лицу, одежде, походке и так далее.
Предположительно корни такого желания находятся в нашем детстве, в котором от умения читать мысли и понимать мотивы родителей зависло многое. И потом по жизни буквально необходимо знать технологию додумывания. Ведь только с помощью додумывания можно познать тайное и словно какой ни-будь телепат знать все про всех. В школе психологию не преподают. Это причина того, что подростки вырастают, формируясь психологически по принципу как карта ляжет. И преимущественно под соблазном обладания некоей сверх-особенностью, начинают разбирать мотивы, рассуждать о поведении. Оценивать и примерять чужие ситуации на себя, делая глубоко обдуманные выводы, превращая эти выводы в личный свод правил, обязательный для исполнения. Но качество этих правил оставляет желать лучшего, так как эти выводы создал мозг подростка. Смекаете? Тем не менее, многие из нас продолжают нести верность этим выводам из детства, словно бы это нависший предел мудрости. Иными словами, додумывают и интерпретируют в лучших традициях телепатов, оракулов или провидцев, а затем свои додумки применяют на проживаемые ситуации, ведя себя как подросток. Популярные психологи сразу скажут: "Надо взрослеть! ". А вот как взрослеть скажут, но уже за скромную плату. Ну, профессионалы, им можно.
Благо, физически человек может повзрослеть и без психологов. Но в мышлении у него продолжает жить одна очень забавная привычка. Он любитель по фантазировать. Естественно, ему это видится как "анализировать". И вот наш доморощенный аналитик то и дело впадает в бесконечные прокручивания в голове вопросов, на которые самостоятельно же отвечает, пологая ответ за непреложную истину.
✿ Раздел 4.1 Иллюзия понимания другого человека
Вам только кажется, что вы понимаете другого человека. Также, кстати, как и ему. Каждому из участников отношений сложно понять другого человека. Так как он себя понять не до конца способен. И ниже я объясню почему.
Вот примерный перечень вопросов профессионального додумывателя:
• Что он (она) этим хотел (а) сказать?
• Какая мысль звучит между строк?
• Почему он (она) совершил(а) именно эти действия?
• Что чувствовал(а) он, (она) когда совершал(а) это действие?
• Что он (она) хочет донести до нас (меня) своим поведением?
Вот спросить бы самого фигуранта, ведь он сам то знает ответы на эти вопросы. Кстати, не всегда. Иногда человек сам не осознает истинные мотивы своих поступков.
Еще Апостол Павел писал: "Я и сам не понимаю, что делаю. То, что я хочу, я не делаю, а вместо этого делаю то, что ненавижу. ". (Рим. 7: 15).
Согласно теории бессознательного, механизмы психологической защиты, такие как отрицание или проекция, могут управлять вашим поведением в обход сознательного контроля. Любопытно ознакомится с понятием "Вытеснение" одним из механизмов психологической защиты, когда у человека как бы выпадают из сознательного поля определенные мысли или мотивы, которые, кстати, вполне могут жить в его психике, не будучи осознаваемыми, и вполне даже управлять его поведением в обход сознания. В теории бессознательного процесс вытеснения объясняется:
• Во-первых, ограниченностью нейро-мощности сознания, которое не способно с должной концентрацией фокусироваться на нескольких задачах единовременно, и какие то импульсы вытесняются активно и безоговорочно, что бы не мешать работе с решаемой в данный момент времени задачей.
• И во-вторых, процесс вытеснения происходит, что-бы устранить определенные побуждения из сознания. И смягчить тем самым негативные эмоции (зависть, тревожность, неприязнь и так далее) от несоответствия между реальным и надуманным. Не допуская данные о неосуществимых или не сбывшихся, но при этом задуманных планах до сознательного осмысления, психика нивелирует душевные муки и терзания, позволяя своему носителю спокойно заняться текущей жизнедеятельностью.
О каком же понимании мотивации действий другого человека может идти речь, коли он и сам то их иногда не осознает. Вывод: не пытайтесь додумавать мотивацию действий других людей. Вероятность ошибки - 129 %.
✿ Раздел 4.2 Домысливание как флажок паранойи
Не стимулируйте домысливание по поводу вашей персоны в другом человеке. Лучше приобретать и оттачивать очень полезный навык. Уметь не намекать, выражаясь не завуалировано, без "прочитай между строк". Иными словами, все, что вы хотите сказать в текущем моменте, излагайте именно в этом моменте. Прямо, недвусмысленно и открыто, без всяких интриг и таинственности на тему: сам догадайся.
Не стимулируйте домысливание в себе самом. Прекратите эту эпидемию повсеместного "чтения мыслей". Начните с себя.
По началу придется поработать над своим мышлением. Внутренний диалог лишился темы для постоянной болтовни, а значит, психика будет сопротивляться, то и дело подкидывая вам привычные вопросы про других людей: "Может я ему не нравлюсь" "может он меня недолюбливает" и так далее. Сопротивляемся. Основная функция мышления - вербальное отражение реальности. Вот и отражайте фактическое положение дел, а не выдумывайте свое отражение.
И если в друг по прочтению предыдущих абзацев появились такие размышления: "Придавать значения только действиям и словам, которые ведутся в открытую? Говорить все прямо и недвусмысленно? Это не безопасно! А как же жизнь, в которой все действия проходят тайно? Люди внешне ведут себя одним образом по дружески, доброжелательно, но на самом деле каждый из них думает, как бы обмануть другого и забрать все ресурсы себе. Ведь мир суров и ресурсов на всех не хватает, поэтому каждый метит "откусить по локоть" и фактически готов предать и обмануть."
При наличии таких мыслей. Возможно, но не обязательно. За привычкой додумывать стоит нечто более мощное. Это предубеждение. "Другие люди обязательно скрывают какую-то потаенную мысль или мотивацию в корыстных целях делают одно, а хотят другое. " Такое предубеждение не однородно и состоит из трех элементов, которые придется осмыслить и при наличии проработать.
• Первый элемент. Подозрение всех и каждого в желании скрыть от вас информацию. Доверие сводиться на ноль. Человек просто уверен в злонамеренности большинства людей по отношению к себе. Пока доверяя только близкому кругу, который, кстати, постоянно сужается, стремясь только к одному человеку, коим будет он сам.
• Второй элемент. Выборочное восприятие. Ситуации интерпретируются строго под себя. Замечается только то, что подтверждает подозрения. Концентрация именно на тех деталях, которые усиливают предубеждение. «Другие люди обязательно скрывают какую-то потаенную мысль или мотивацию в корыстных мотивах.» Под особое подозрение попадают все работники сфер обслуживания и торговли, которые "точно замыслили всучить подделку либо выполнить работу не качественно. По лицу же видно".
• Третий элемент. Как вы понимаете, при наличии первых двух элементов быстро развиваются эмоциональные качели. Появляются сильные эмоциональные реакции, как раздражительность, тревожность, злость и гнев, которые формируют соответствующие качества характера: недовольство, обидчивость и злопамятность.
Внутреннему диалогу, в котором доминируют эти три элемента. Везде мерещится подвох. И он активно придумывают то, чего человек не видел и не слышал. А вот что самое интересное: все выше описанные три элемента - признаки редкого хронического психоза.
По мнению психиатра-нарколога Василия Шурова. Паранойя - это редкий хронический психоз. Человек развивает бредовые идеи, вполне себе логичные и систематизировано выстроенные. Согласно Шурову, эти идеи имеют три признака: • Подозрительность человек никому не доверяет. • Нарушенное восприятие. Человек интерпретирует ситуации, чтобы они подтверждали его подозрения. • Яркость эмоций. На фоне страха человек может выдавать сильные эмоциональные реакции: раздражительность, тревожность, злость и гнев. Смекаете?
Это очень весомый аргумент, что бы прекратить осуждать реальность в том, что она недостаточная, неправильная, опасная, враждебная, гнетущая и так далее и тому подобное. Уже прямо сейчас необходимо прекратить не верить своим глазам и ушам!
✿ Раздел 4.3 Основной прием. для замены одной привычки на другую.
Самый эффективный способ заменить привычку додумывать, как и любую другую привычку, это наблюдение за человеком, который обладает нужным навыком. Так можно задействовать древнейший эволюционный механизм обучения, именуемый как идентификация или по простому подражание. Волей не волей вы начнете подражать его примеру, ибо его эффективность превосходит вашу, а продуктивность опережает вашу производительность в разы. Здорово, если у Вас есть такие люди в окружении, не занимающиеся додумыванием. Если же нет, ищите таких людей. И хотя бы просто наблюдайте за ними. Можно даже по телевизору.
▶ Они наглядно покажут вам:
• Как это красиво - находиться в моменте и адекватно вести полемику, парируя все намеки и двойные послания.
• Как это прекрасно - не искать больше скрытые смыслы и не прятать свои в надежде на способность к чтению мыслей собеседника.
• Как это роскошно. Говорить без намеков и напрямую. Слышать именно то, что говорят, даже если это не нравится. Даже если не согласен.
• Как это потрясно. Пресекать у себя попытки понимания, намеков и скрытых сигналов.
В коммуникации люди и так по-разному понимают значения одних и тех же слов и предложений. Поэтому, что бы быть максимально понятым и услышанным, придется очень точно формулировать свою точку зрения. А что бы максимально понять, очень точно формулировать свои уточняющие вопросы. Смелость и решительность в трансляции своих мыслей. Не стоит отказываться от своего мнения, если оно кому-то не нравятся. А также терпимость и принятие. Не стоит закрываться или передумывать чужое мнение, если оно не нравиться вам.
Но это не значит, что нужно трястись со своим мнением, как с торбой и добровольно заключить себя в инфо-пузырь из собственных предубеждений. Ваше мнение выпестовано годами и имеет ценность, но вы не Бог, а ваше мнение не истина, а всего лишь маленькая частичка информации в огромном океане данных. Поэтому соблюдайте баланс между весом своих умозаключений и весом умозаключений других людей. Этот баланс имеет одно очень точное название - гибкость. Умение быть гибким дает полюс пять сантиметров к вашему интеллекту. И позволяет уловить понимание: "А что если чья-то мысль действительно лучше, ярче, красивее, чем моя. ". В таком случае нет ничего предосудительного в том, чтобы пересмотреть свое сокровенное знание и обновиться на более новую версию.
Ваши принципы не пострадают, а внутренний стержень не хрустнет от наличия в вашем мышлении критичности и здравого смысла. Некоторые назовут это "переобуться". Что ж, пусть будет так. Но иногда лучше переобуться и одеть новые сандалии, чем ходить в одних и тех же всю жизнь.
▣ Заключение
Немного помечтаем и вообразим идеальный мир. С детства каждый человек уяснил все обаяние жизни без додумывания. Что хотел сказать человек своим поведением, поступком, мимикой или позой? А кто его знает, что он тамм хотел? Он, поди, и сам до конца не понимает.
Намного лучше подумать о понимании прямого и буквального смысла сказанного и отследить свою реакцию именно на этот смысл. Удивительно, как по-разному люди воспринимают информацию и как важно хотя бы пытаться понимать друг друга, проясняя все в честном и открытом диалоге. Возможно, так станет чуть больше взаимопонимания. Ну все, хватит мечтать. Взаимопонимание между людьми невозможно априори!
Приведу один очень красивый стих. Домыслить - значит пририсовать хвост чужим мыслям. Написанный Ариной Забавиной:
Уж если я поставлю точку-.
То хвостик к ней не пририсуют.
Ей никогда Скажу вам точно-.
Не превратиться в запятую.
Уж если точка, значит точка.
И продолжения не будет-.
Ни фразы, ни малейшей строчки.
Когда всё сказано по сути.
И больше нечего добавить-.
Тогда я просто умолкаю.
Не буду уточнять. и править.
Тех, кто додумав, извращает.
Мои слова, поступки, мысли.
Разубеждать не стану вовсе.
Пусть продолжают Ядом брызгать.
Собака лает - ветер носит.
И так, домысливание или додумыванение равно придумыванию, которое используется не по назначению. Придумывайте в творческой активности, при написании рассказов или сказок. А в повседневной жизни и тем более в отношениях лучше ничего не придумывать, а брать в расчет все как есть. Мышление позволяет нам вербализировать происходящие вокруг процессы для познания мира. Все что знаем, вербализируем: "это песок, он сыпучий", "это вода, она мокрая" и так далее. А все, что не знаем, уточняем, прикасаясь, рассматривая по внимательней или спрашивая у тех, кто знает.