Википедия считает временем основания усадьбы XV век.
Однако первый по- настоящему усадебный ансамбль с парком был устроен в середине XVIII в. При Головиных.
В 1811 году усадьбу купил Оболенский. Не знаю успел он справить новоселье. Но на следующий год усадьба сгорела. Французы сожгли.
В 1859 г. пепелище покупает купец- миллионщик Е.В. Молчанов. Разбивает в усадьбе парк. И строит большой трехэтажный дом.
И что вы думаете? Тоже спалили. Но уже при следующем хозяине. И не французы. А местные землепашцы. Осерчали барина- самодура.
Третью попытку сделал купец М.С. Грачёв. От него и название осталось. В 1895 г. усадьбу приобрел. Уже не дом. Дворец построил. И опять неудачно.
- Что? Опять сгорел?- спросит читатель. Не балующий Ховрино своими посещениями.
Дворец стоит. Да вот только хозяин его так и не увидел. Помер. За год до окончания строительства.
А ведь еще не старый человек был. 59 лет.
Вот. Это якобы он идет.
Во главе своего многочисленного семейства.
После службы в Знаменской церкви.
Церковь еще при Молчанове построена.
Ну как при Молчанове? Деньги дал Евграф Владимирович. И та же история. Не дожил буквально пару месяцев до открытия церкви. Почил о Господе в 1869 году.
- Наверное, эти купчины здесь и похоронены были- подумает читатель- Вряд ли кладбище сохранилось.
Не сохранилось кладбище. Естественно. Вокруг многоэтажки понастроены.
Вот только не здесь эти московские богатеи были похоронены. У каждого своя усыпальница была. Семья купцов Молчановых в Андрониковом монастыре церковь Евграфа мученика построила. А Митрофан Грачев- храм Митрофания Воронежского в Петровском парке.
Церковь Евграфа мученика уничтожили большевики- богохульники. А в Петровском парке церковь стоит. Только вдова М.С.Грачева перезахоронила супруга в 1918 году. Греха подальше.
Пару раз собирались снести и эту церковь.
В 1928 году железнодорожники со станции Ховрино требовали. Разобрать этот оплот мракобесия. И на его месте клуб построить. Для культурного досуга рабочих.
В 1960 году Ховрино вошло в состав Москвы. И хотели на этом месте эстакаду построить. Даже фабрику общества слепых, которая здесь была, выселили.
Но опять обошлось. А вместо артели слепых склад разместили. Забором обнесли.
Зато сейчас все в порядке.
Стоит церковь. Краше прежнего. Мозаиками- иконами стены украшены.
А еще 28 сентября 1897 года в церкви Знамения венчался поэт Валерий Брюсов.
Почему здесь?
В конце XIX века- Ховрино популярное дачное место. Вот одну из дач и снимали Брюсовы.
В 1897 году 24- летний поэт пришел к выводу- пора жениться. «Одиночество томило, давило. Друзья доказали, что им своя рубашка ближе к телу. Итак, возьму подругу. По характеру я склонен к семейной жизни».
Далеко искать невесту не стал. В феврале 1897 года Брюсовы взяли гувернанткой австро-венгерскую подданную Иоанну Рунт. Для младших братишек и сестренки Валерия Яковлевича. Вот на ней и остановил свой выбор служитель муз.
- Понятно- вижу ехидные ухмылки читателей- по залету небось.
Ничего подобного. Шаг был взвешенным и обдуманным.
«Расходов будет не больше. (Полагается, что детей не будет.)»- размышлял поэт.
Детей у той счастливой пары за более чем четверть века совместной жизни действительно не было.
Перечисляя достоинства своей избранницы Брюсов отмечал: «Она молода и недурна», «Она не русская (а это очень важно)», Она прилично образована». И, главное, «Она покорна, неприхотлива».
Короче, идеальная невеста.
Зинаида Гиппиус по- доброму называла Иоанну Брюсову «маленькой женщиной, необыкновенно обыкновенной».
Свадьбу сыграли на даче.
Как вспоминал один из участников торжества «Уже смеркалось, когда мы шумною толпою покинули дачу, направляясь на станцию, чтобы ехать в Москву. С нами вернулся и Брюсов, который в тот же вечер выехал с курьерским поездом в Петербург».
А что же невеста? Что, что. Ей с детьми заниматься надо. Она ведь «покорна, неприхотлива».
- А где же сама усадьба?- спросит читатель.
Да можно сказать, церковь прямо на территории усадьбы и стоит.
Правда, забором отделена. Высоким. Но решетчатым. Как и вся остальная территория.
Вписанная в Грачевский парк. (Церковь- в нижнем правом углу плана).
В парке тоже архитектурные объекты присутствуют. Малых форм.
Эта полуротонда, похоже, тоже к усадебному комплексу принадлежит. С другой стороны забора похожая стоит.
Прямо от церкви к главному дому, построенному знаменитым архитектором Кекушевым, аллея ведет.
Справа что-то типа барака.
Постройка дореволюционная. Но не Кекушевская.
А слева- оранжерея.
Это уже Лев Николаевич соорудил.
А вдали полуротонда проглядывается.
На ту что в парке похожая.
А вот и главный дом. Дворец.
Кекушев на славу потрудился. Чего только не налепил. Башенки, ризалиты, затейливая крыша, чешуйчатые купола, лепнина, скульптуры тут и сям понатыканы. Возможность была. Простор. Не то что на узенькой Остоженке.
Некоторые находят сходство с казино в Монте- Карло.
Вот откуда у Митрофана Семеновича такое богатство? Чтобы дворцы фешенебельные строить?
Ну да. Папаша не бедный человек был. Купец. Но наследство ведь на одиннадцать детей пришлось делить.
Рассказывают такую историю. Мол, в молодости Митрофанушка был в этом казино. Поставил рублик- выиграл. Потом ещё. Опять выиграл. Короче. Наутро миллионером вышел.
Вот и попросил Кекушева. Мол, сделай мне, Лёва, как в Монте- Карло. Мол, смотреть буду. И вспоминать. Счастливый миг удачи.
- Постойте- скажет внимательный читатель- В Монте- Карло две башенки. А тут одна.
Ну да. Как-то не симметрично кекушевская постройка выглядит.
Но это как раз и подтверждает, по мнению рассказчиков этой легенды, ее правдивость.
Мол, монакский князь был в долгах как в простынях. И торопился как можно скорее запустить этот источник дохода в нищем княжестве. Вот и открыл казино в недостроенном здании.
Якобы, Кекушев в проекте две башни нарисовал.
- Откуда вторая башня?- изумился Митрофан Семенович- При мне одна была.
- Так вот фотография- засуетился архитектор- Две башенки.
- Ничего не знаю- уперся купчина- Убирай вторую.
Немного по- сиротски выглядит левая пристройка.
А в остальном- великолепие.
Парадная лестница.
Со статуями теток.
И львами. Снегом запорошенными. Львы- фирменный знак всех творений Льва Николаевича.
Под крышей он их чуть ли не сотню налепил.
Кариатиды.
Египетского вида. Почему-то.
Башня.
На которую часы просятся.
Другие фасады тоже не плохи.
За забором можно разглядеть и некоторые другие строения.
Кусочек северного служебного корпуса и угол каретной перед ним.
- А что же сейчас в усадьбе?- поинтересуется читатель.
Да ничего.
На воротах красуется табличка.
Однако работа этого центра реабилитации давно прекратилась.
Это, может и правильно. Как жаловалась одна из бывших реабилетанток, «везде лестницы, лестницы, лестницы, по которым лазают пациенты с травмами ног, спины, на костылях, на ходунках». Ну не продумал г-н Кекушев создания во дворце безбарьерной среды.
- Так чего бы не допустить народ к его достоянию?- спросит простодушный читатель- А то и во дворец с экскурсией пустить.
Ведь, как пишут, в помещениях сохранились не только камины с мраморными порталами и зеркалами, но и бронзовые люстры и настенные бра, мебель XIX–XX веков.
Нельзя.
Так ответило председателю движения «Зов народа» областной минздрав. Когда он также простодушно с тем же вопросом туда обратился.
Мол, сейчас идет процесс передачи объекта культурного значения в «в казну Московской области».
А пусти хоть одного любителя старины на территорию усадьбы. И все. Будет сорван этот важный процесс.
А пока здание ветшает. Штукатурка отваливается.
Затянется важный и трудоемкий процесс передачи в казну. Глядишь. И вопрос сам собой отпадет.