15 февраля 1846 года скончался Отто Евстафьевич Коцебу – русский капитан, который по праву числится в особом списке русских мореплавателей и которому принадлежит множество географических открытий. На его счету три полноценных кругосветных путешествия, в отечественную историю его имя занесено золотыми буквами.
Море зовет
Наш герой родился 30 декабря 1788 года в Ревеле. Родитель его был известный на всю Европу писатель и драматург Август Коцебу. Мать его умерла рано, и воспитанием мальчика занималась мачеха, которая его очень любила и совсем не была похожа на злых мачех из европейских сказок. Звали мачеху Кристина фон Крузенштерн, что очень здорово повлияло на его дальнейшую судьбу. В 8 лет Отто начал обучаться в Петербургском морском кадетском корпусе. Очень быстро море стало главным увлечением в жизни юноши, а уже в 15 лет он в качестве юнги-волонтера становится участником первого кругосветного плавания (1803–1806) на шлюпе «Надежда» под командованием его земляка Ивана Крузенштерна. Действительно, его мачеха – тоже Крузенштерн – сестра знаменитого капитана. Так что можно считать, что место на корабле юнга получил «по блату». Будет правильным упомянуть также, что вахтенным начальником был еще один известный мореплаватель, позже вице-адмирал Макар Иванович Ратманов. Так что компания для будущего капитана подобралась подходящая.
Три года Отто обучался морской картографии, проводил астрономические исследования. По прибытии на родину он по личному именному указу императора был произведен в мичманы и продолжил службу на Балтийском и Белом морях.
Призвание – открывать острова
Новое кругосветное плавание началось в 1815 году и продолжилось до 1818 года. Под руководством Коцебу состоял корабль «Рюрик». На этом корабле было сделано множество географических открытий. В Тихом океане было открыто 399 островов, а к юго-востоку от Берингова пролива – залив, получивший его имя, и архипелаг, названный именем Румянцева. Путешествия в первой половине XIX века – это не современные плавания на комфортабельных лайнерах. Выживание в тяжелых природных условиях требовало от экипажей кораблей невероятного напряжения физических и нравственных сил. Путешествия проходили с постоянным риском для жизни. Во время прохождения мыса Горн в январе 1816 года штормовая волна смыла капитана за борт. Но чудеса иногда случаются. Отто Коцебу сумел спастись, схватившись в последний момент за канат.
Путешественники долго искали мистическую Землю Дейвиса к западу от побережья Чили, а в «преддверьях» Океании Отто Евстафьевич открыл несметное количество обитаемых и необитаемых островов. Возле берегов Аляски ученые экспедиции продолжили научные исследования. На берегах Северной Америки ими был открыт ископаемый лед с бивнем мамонта и были сделаны этнографические описания североамериканских эскимосов. В январе 1817 года он продолжил исследование Маршалловых островов и открыл еще семь обитаемых атоллов.
К заслуге экспедиции Коцебу надо отнести и то, что он нанес правильные координаты многих островов, которые ранее открыли другие путешественники. А еще ему удалось «закрыть» несколько несуществующих островов. Коцебу высказал верную идею о происхождении коралловых островов, позднее разработанную Чарльзом Дарвином.
Море зовет, покой нам только снится
Долго быть на берегу Коцебу не мог, и 1823 году он отправляется в третье кругосветное путешествие. На этот раз он возглавляет первоклассный корабль – шлюп «Предприятие». Первоначально в его задачу входили географические открытия, но перед отплытием команда получила небольшую нагрузку: надо было доставить на Камчатку разные грузы и какое-то время заниматься охранением русских.
Но сначала путь Отто Евстафьевича вновь лежал в Океанию. Здесь продолжились открытия новых земель (несколько десятков), проводились опыты по изучению воды в умеренном и жарком поясе.
Длительные морские путешествия существенно подорвали здоровье капитана, и по возвращении на родину он больше в море не выходил. До 1830 года Коцебу занимал ряд должностей на берегу, а в 1830-м и вовсе был уволен со службы.
В отставке Отто Коцебу занялся сельским хозяйством в своем эстонском имении. Примечательно, что привыкший во всем быть впереди капитан отличился и на сухопутном поприще. Он прославился как владелец одного из лучших хозяйств в Эстонии. Скончался Коцебу 15 февраля 1846 года в Ревеле, а могила его находится рядом с могилой другого известного русского флотоводца Самуила Карловича Крейга.