«Поспешай медленно»
Народная мудрость
Добрый день, мой читатель, коллега, клиент и просто прохожий!
Мой многолетний опыт работы с подростками, снова и снова убеждает меня наглядностью, что уже к этому возрастному периоду формируются устойчивые паттерны поведения – те стратегии, которые по меткому выражению Юнга становятся судьбой во взрослом возрасте.
Так происходит, потому что, многие наши решения возникают за долго до пубертата и этот особый период из детства в зрелость только лишь их закрепляют.
Вспомнить детское решение из позиции взрослого человека, еще та задача! И сложность не только в давности лет, а в том, что детская логика очень сильно отличается от взрослой.
Например, родители развелись, а ребенок принял решение «Я виноват!», посчитав себя причиной расставания родителей.
Надо сказать, что такой замечательный инструмент как ЭОТ помогает восстановить эпизод прошлого, старое решение и помочь своему ВР переписать сценарий (принять новой решение) при поддержке взрослой части.
В нижеследующей истории я опишу одну из таких подростковых стратегий, которые формируются и из семейного сценария, и из решения ребенка еще в начальной школе.
Таким решением может быть «желание» ребенка (желание пишу в кавычках, т. к. оно не является подлинным, а вырастает из потребности (истинное желание ребенка) получить любовь и одобрение родителя) все успеть.
Пройдемся по школьным коридорам, заглянем в класс и окажемся на уроке.
Идет урок.
Дети разные и работают каждый в своем темпе.
Кто-то все успевает записывать за учителем, а кто-то запаздывает.
Кто-то из учащихся последней категории не успеет и забудет, кто-то будет корпеть дома, переписывая весь конспект начисто из тетрадки более расторопного одноклассника, а кто-то будет весь урок страдать и мучится, пытаясь догнать большинство.
Рассмотрим последнюю стратегию, ведь именно о ней и речь в данном материале.
Вот писал такой товарищ, писал и вдруг что-то записать не успел.
Ему бы сделать паузу, отступить место, чтобы потом восстановить конспект и продолжить со всеми, НО нет, он настойчиво старается вернуться к месту, где случился «обрыв», призывая на помощь и педагога и соседа по парте и других одноклассников, которые давно ушли вперед и только злятся на него, того, кто их отвлекает от процесса.
Уже в школе видно как настойчиво такие дети пытаются успеть за всеми и одновременно заполнить пробел, который остался в прошлом (даже если это прошлое случилось 5 минут назад).
Ребенок искренне старается, но вместо результата – отсутствие конспекта да еще и агрессия учителя и одноклассников.
Казалось бы что он такого сделал? Просто хотел успеть и справиться без ошибок и пробелов, быть не хуже, чем те, кто быстрее?
А вместо идеального результата еще и тычки одноклассников, подмоченная репутация и масса негативных эмоций с чувством вины и стыдом во главе.
«Опять не справился!», «Опять не успел!».
Если в такие моменты ребенка не приняли и не поддержали родители, то дальше стратегия закрепляется, формируется установка, что рассчитывать можно только на себя и глубоко поселяется ощущение собственной несостоятельности.
Такая попытка почти любой ценой исправить то, что упущено во времени (и в общем в нашем примере вполне себе поправимо, если вовремя сделать паузу и дальше пойти со всеми), во взрослом возрасте, став стратегией, обходиться очень дорого!
Время не вернешь и попытки из бессознательного желания сделать все идеально, дабы избежать наказания, не быть отвергнутым и т. п. чреваты постоянным проскакиванием очередного жизненного периода.
Одна нереализованная задача наслаивается на другую, время жизни утекает как песок сквозь пальцы, только потому, что ты не смог себе позволить оставить где-то там позади, чистый лист, и, перевернув его начать с новой страницы!
Желаю Вам важных осознаний и напоминаю, что психотерапия – это то место, где ты можешь вернуться к своему чистому листу и решить здесь и сейчас, что ты на нем напишешь!
Автор: Сердюк Алевтина Александровна
Психолог, Терапевт ЭОТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru