Найти тему
SPIK.KZ

Национальные меньшинства в Казахстане: нужен ли закон о защите их прав?

В законодательстве развитых и демократических стран специально оговариваются права национальных меньшинств, связанные в том числе с сохранением их языковой, культурной идентичности и даже представительством в органах власти. Делается это с целью не допустить их дискриминации, обеспечить межэтнический баланс и стабильность. Не пришло ли время пойти на такой же шаг и в Казахстане, где численное доминирование государствообразующего этноса становится все более очевидным? И если да, то какие конкретно нормы необходимо принять? Слово экспертам.

Евгений Жовтис, эксперт в области международного права на свободу от дискриминации:
«Ключевая проблема — слабое участие меньшинств в общественно-политической жизни»

- Ситуация с обеспечением соблюдения языковых и других культурных прав национальных меньшинств в Казахстане различается в зависимости от того, о каких конкретно этносах идёт речь. Например, у уйгуров и дунган, не имеющих своей государственности, она одна, а у имеющих её узбеков и русских – другая. И по этому поводу существует много разных рекомендаций, особенно в рамках ОБСЕ (Гаагские, Ословские, Больцанские, Люблянские и прочие), однако то, как они у нас выполняются, оставляет желать лучшего. Кстати, в нашем законодательстве даже само понятие «национальные меньшинства» не используется.

Ключевая проблема — это слабое участие этнических меньшинств в политике и общественно-политической жизни. С одной стороны, есть положительный зарубежный опыт, когда то или иное государство поощряет активную вовлечённость их представителей в формирование политики и принятие управленческих решений с учетом интересов национальных меньшинств. Но у нас в Казахстане власти боятся этого. Особенно по отношению к русским, с учетом печального опыта в Восточной Украине и опасений, зачастую небезосновательных, что значительная часть этой этнической группы может представлять собой «пятую колонну» и соответственно определенную угрозу для суверенитета и независимости РК.

С другой стороны, стоит вопрос о политической самоидентификации самих меньшинств, прежде всего, славян. Связывают ли они свое будущее и будущее своих детей, внуков с Казахстаном, что подразумевает и владение государственным языком, и вовлечение во внутреннюю общественно-политическую жизнь как полноценных граждан, участвующих в развитии своего государства? Увы, за прошедшие тридцать лет такой самоидентификации практически не произошло. Полагаю, именно это и будет представлять главную сложность и для национальных меньшинств, и для государства с точки зрения обеспечения стабильности, межэтнического согласия и устойчивого развития.

Зульфия Имярова, исследователь:
«Этническое происхождение играет важную роль в продвижении по службе»

- Действительно, обеспечение прав национальных меньшинств является важным фактором поддержания равновесия и стабильности в Казахстане. Особенно в условиях, когда представители нетитульных этносов глубоко обеспокоены своим будущим здесь, и эти страхи, как показывают наши исследования, с каждым годом лишь усиливаются.

После распада СССР они, прежде ощущавшие себя гражданами, которые имели равные со всеми другими права, вдруг стали именоваться «этническими меньшинствами» или, что еще хуже, «гостями», как любят говорить местные национал-радикалы. А в течение последнего десятилетия наблюдаются устойчивая тенденция к стиранию многокультурности и курс на построение моноэтнического государства. Дошло до того, что малочисленные этносы могут напомнить о себе и своей культуре лишь два раза в год: во время празднования Наурыза и в День единства (1 мая). В остальное время они как бы растворяются. Или возьмите школьные учебники, в которых едва ли есть материалы о других этносах, населяющих страну. Поэтому неудивительно, что нынешняя молодежь не имеет представления о том, как формировался многонациональный Казахстан.

Кроме того, стремительно сокращается количество национальных школ, в частности, таких, где обучение ведется на узбекском и уйгурском языках. Основные причины – недофинансирование, а также невозможность сдать на них ЕНТ (оно проходит только на казахском и русском) и соответственно поступить в казахстанские вузы. Впрочем, это уже необратимый процесс...

В этом же ряду – активная смена названий улиц, сел и районов с использованием исключительно казахской топонимики. Например, то и дело поднимается вопрос относительно переименования Уйгурского района. Как утверждают национал-патриоты, этническим группам нельзя позволять такую «роскошь», поскольку она, дескать, поощряет сепаратистские настроения. Разве не абсурд?!

Да, в Казахстане нет дискриминирующих законов, однако на деле этническое происхождение играет важную роль в продвижении по службе, особенно в госсекторе. В последнем численность неказахов сократилась уже до минимума, что, на мой взгляд, во многом связано с недоверием к ним. Даже в местах компактного проживания малых этнических групп (где они составляют 80 процентов населения и больше) акимами сельских округов, директорами школ, руководителями медучреждений являются люди, присланные из области, а не те, кто там издавна живет. Как показали полевые исследования, которые мы проводили на таких территориях, именно эти факторы вызывают у местных сообществ наибольшую озабоченность.

Для улучшения ситуации можно предложить следующие меры.

Во-первых, создать механизмы, которые будут способствовать активному продвижению представителей национальных меньшинств на всех уровнях государственного управления. Важно устранить препятствия, которые ограничивают их карьерный рост, да и в целом не обеспечивают равные возможности для граждан. Сложилось устойчивое заблуждение, что причиной неучастия неказахов в госсекторе является незнание государственного языка. Однако наши полевые исследования выявили обратное – те же уйгуры и узбеки свободно владеют тремя языками (казахским, русским и родным), но, тем не менее, устроиться на госслужбу им сложно, в том числе из-за отсутствия влиятельных родственников или знакомых.

Во-вторых, разработать и внедрить программы поддержки культурного наследия национальных меньшинств, включая эффективную языковую политику. Усилия должны быть направлены на обеспечение доступа к образованию на родном языке, сохранению и продвижению культурных особенностей в повседневной жизни.

В-третьих, активно противостоять любым проявлениям дискриминации на основе этнической принадлежности. Такая борьба должна включать в себя не только меры законодательного характера, но и широкую информационно-разъяснительную работу, имеющую целью формирование в обществе сознания того, насколько важно хранить и поддерживать культурное многообразие в Казахстане, а также понимать, уважать друг друга.

В-четвертых, пересмотреть учебные программы и содержание учебников с учетом многообразия этнических групп в стране, чтобы дети и молодежь могли более полно осознавать и уважать существующие различия.

Ну и, в-пятых, активно вовлекать общественность, включая представителей всех этнических групп, в диалог по вопросам национальной идентичности, равноправия и сближения культур.

Осуществление этих мер может способствовать созданию более справедливого и инклюзивного общества в Казахстане, где каждый гражданин будет ощущать свою принадлежность к государству и уважение с его стороны.

Арман Кудабай, преподаватель КазНУ им. аль-Фараби:
«Принятие закона о национальных меньшинствах усложнит ситуацию»

– Давайте сначала рассмотрим современную «концепцию гражданства», согласно которой человек, имеющий или получивший подданство определенного государства, наделяется всеми правами (и обязанностями, конечно) его гражданина. Тут нет разделения на граждан первого, второго и третьего сорта.

Законодательство Казахстана также позволяет сделать запрос и получить (при выполнении всех соответствующих требований – языковых и иных) паспорт гражданина РК любому заявителю, будь то выходец из европейских, азиатских или даже африканских стран. А это означает, что с момента получения заветной синей книжицы его права становятся ничуть не меньше и не больше прав других её обладателей. Лишение или ограничение гражданских прав может осуществляться только по закону и в случаях, к примеру, нарушений или преступлений против страны, причастности к терроризму и т.д., но никак не по этническому, конфессиональному или иным признакам.

И если уж принцип равноправного гражданства касается вновь получающих паспорт РК, то он не в меньшей, если не в большей степени касается и граждан, родившихся или долгое время проживающих на территории Казахстана. Никто, повторюсь, не может лишить кого-либо гражданства, а соответственно и части его прав, кроме государства. Пока есть паспорт, ты - гражданин республики.

А что включают в себя права гражданина? Помимо защиты со стороны государства, льгот и программ поддержки, это право на получение достойного образования, медицинских услуг, на неприкосновенность личной жизни, сохранение семейных ценностей, верований, своей культуры и традиций, право оберегать родной язык и говорить на нем...

К слову, я не сторонник использования терминов «национальные меньшинства», «диаспоры» и считаю всех граждан РК соотечественниками, а их традиции и языки – достоянием страны. Поэтому полагаю, что принятие закона о «диаспорах» или «национальных меньшинствах» только усложнит ситуацию, поскольку практически низвергнет их до «граждан второго сорта».

К примеру, зачем заново прописывать в каком-либо нормативном акте права и обязанности, если в Конституции они уже четко зафиксированы? Скорее, Казахстану необходим свой «антидискриминационный закон» - во многих странах такая практика существует. В частности, нужно говорить о защите равных прав граждан, например, при найме на работу или на государственную службу.

Айгуль Садвокасова, заместитель директора Института прикладных этнополитических исследований МКИ РК:
«Нынешняя политика позволяет обеспечивать стабильность»

- Казахстан как член мирового сообщества ратифицировал ряд основных международных договоров по правам человека, среди которых Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам; Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Указанные в них положения успешно интегрированы в следующие нормативно-правовые документы: Конституцию РК (ст.14), Закон о языках (ст.6), Закон о СМИ (ст.3), Закон об образовании (ст.9), Закон о государственной службе (ст.4).

Кроме того, в целях укрепления общественной стабильности и межэтнического согласия с 1995 года функционирует Ассамблея народа Казахстана как консультативно-совещательный орган при президенте РК. На региональном уровне открыты дома дружбы, созданы государственные учреждения «Қоғамдық келісім» и этнокультурные объединения.

Исходя из вышеперечисленного, можно говорить о соблюдении прав всех граждан страны вне зависимости от их этнического происхождения – как в социально-экономическом плане, так и с точки зрения доступа к органам власти. В культурном аспекте законные интересы национальных меньшинств тоже защищены, в том числе на уровне государственных мер поддержки. Такая политика позволяет регулировать межэтнические отношения, обеспечивая стабильность, не допуская проявлений дискриминационного характера. В связи с этим, считаю, нет необходимости принятия новых норм по данной линии.

Стоит отметить, что в официальном дискурсе РК термин «национальные меньшинства» не используется.

https://spik.kz/1778-nacionalnye-menshinstva-v-kazahstane-nuzhen-li-zakon-o-zaschite-ih-prav.html