Небольшое введение в контекст
У меня есть ученица, которой очень тяжело даётся учёба. Назовём её Анной.
Её успеваемость в школе пробивает дно, поведение оставляет желать лучшего. Аню хотят выгнать из школы, по некоторым предметам она не аттестована. Но её сестра борется за неё: наняла ей репетиторов практически по всем предметам, отстаивает ее положение в школе, водит к психологам.
Немецкий язык — второй иностранный для нее.
Я занимаюсь с Аней немецким с 12 января 2023 года. Наше расписание нестабильно, но в среднем это два урока в неделю по 60 минут. В часах считать не буду, потому что уроки часто пропадали во время каникул, о временной период составляет примерно 11 месяцев.
Вчера мы с ней выполняли одно упражнение и снова выяснилось, что она не знает, что такое "Deutsch" 😅
А также "Schule", "Lehrer" и всё такое
Мы повторяем это, наверное, каждое второе занятие. Из урока в урок у нас перетекают примерно одни и те же слова, но каждый раз она видит их как в первый 🙃
Конечно, ей очень тяжело даётся обучение языку, она с трудом запоминает слова. Я это понимаю, мы работаем над этим, даже добились некоторых успехов: она любит наши уроки, ей весело и интересно, она гордится тем, что знает немецкий лучше других предметов (ей так кажется 🙈)
Но я представляю, что кто-то из её родителей или учителей просит: Sprichst du Deutsch? Wie heißt du?
А она даже не знает, что значит это загадочное Deutsch 😀
Тогда возникнут закономерные вопросы:
А ты точно уже год учишь немецкий с репетитором?
Что там за учитель такой?
Почему так происходит?
Я выделяю два фактора, которые негативно влияют на её успеваемость (помимо очевидного отставания от сверстников)
- Мы занимаемся по WhatsApp, поэтому многие эффективные средства обучения отпадают.
На наших уроках мы смотрим видео, которые я ей показываю на экране ноутбука с помощью камеры телефона; таким же образом мы выполняем интерактивные упражнения; в остальном наши задания ограничиваются теми, которые можно прислать в виде изображения и обсуждать вместе вслух.
Аня не была готова самостоятельно выполнять задания по моей инструкции, невнимательно списывала слова, не могла писать под диктовку. Мы осваивали эти навыки вместе.
- У Ани неё сложилась эмоционально сложная ситуация в школе и с родителями, и тоже не способствует повышению эффективности обучения.
Учёба для неё в целом про стресс.
Родители платят зря?
Я уверена, что нет, и не потому, что я заинтересованная сторона.
Я искренне радуюсь, когда у неё что-то получается сделать или сказать правильно, но также я не питаю иллюзий насчёт того, что она в скором времени сможет отвечать хоть на самые простые вопросы или переводить самые лёгкие слова.
К сожалению, читать по-немецки она так и не научилась.
Но за год мы достигли некоторых успехов в развитии метапредметных навыков.
Аня научилась:
- писать диктанты
- понимать инструкции к заданиям и исполнять их
- запоминать типовые задания и выполнять их самостоятельно
- записывать слова в словарик
- чертить и заполнять таблички
Я считаю, в нашем случае это успех.
В этой ситуации меня беспокоит лишь то, что могут подумать о моём профессионализме люди со стороны, которые хоть немного разбираются в немецком и смогут оценить её уровень при случае 🙈😅
Боюсь, скоро её родители и сестра будут спрашивать: куда уходят наши деньги?