Очередные стоны западных стран касательно их собственной слабости и набирающего силу Китая. На эти стоны можно было бы не обращать внимание, если бы не пара моментов. Во-первых, стон американцев касается их военно-морского флота, который является основой мощи этой страны. Во-вторых, показательна скорость, с которой американские верфи сдуваются. Особенно на фоне Китая.
Почему вообще к Китаю прицепились и к китайскому лидерству? Запад очень любит циферки статистики и при этом любит игнорировать, что за любой статистикой стоит история, а история у Китая длинная. Как, в общем-то, длинная и у России. Вот только если русское и китайское государство живут относительно неизменно, западные меняются довольно часто. При этом главное отличие в том, что русское и китайское государство могут распадаться, но собираются вновь. Западные империи если раз распались, то уже окончательно.
И все же на протяжении истории Китай был экономическим лидером планеты. Да, в седые времена Рима и империи Хань никто такие исследования не проводил и страны имели смутные представления друг о друге, хотя вели торговлю и принимали послов. Экономический упадок Китая начался в период самоизоляции, когда империя Мин отказалась от морских исследований и морской торговли и сожгла свой флот из 250 деревянных кораблей, а это 1430 год, на минуточку. До эпохи западных великих географических открытий еще более полувека, а Китай уже обладает крупнейшим флотом в истории деревянных судов. Даже сейчас флот из более чем 250 кораблей что-то запредельное. Естественно, что ранги кораблей разные и сравнивать только количество судов — это даже не теплое с мягким, а вообще абсурдно. И все-таки такое топорное сравнение в лоб дает понять масштаб предприятия. Флот вообще дело затратное, даже выражение появилось: хочешь разорить маленькую страну - подари ей авианосец.
К чему это. Китай был лидером на протяжении большей части истории, Запад вырвался в лидеры буквально за последние 5 веков и не более. Нынешнее развитие Китая — это его восстановление до привычных для него показателей, чем что-то новенькое. Новеньким как раз был момент слабости.
Но это Западу не понять, там на полном серьезе решили, что их временное лидерство, полупустая гегемония - навсегда. Впрочем, философия Китая такова, что там считают себя центром мироздания и искать какие-либо земли вне Китая, для них бессмысленно. Они будут удаляться от центра, от благословенной земли Поднебесной и.т.п То есть все сказки, что Китай кого-то захватит, это для бедных. А вот бедный у нас Запад. И не только в духовном смысле, а в самом прямом, материальном.
Верфи? Верфи:
ВоллСтритДжорнал жалуется, что китайские верфи получают заказы на сотни миллиардов долларов, тогда как в это время западные верфи, бедствуют. Гниют и бедствуют. Внезапно все сказки о разрушенном российском кораблестроении реализовались на Западе. Опять и снова, трижды ага! Европа, некогда бывшая центром кораблестроения, производит сейчас 5% от общего числа коммерческих судов. Цифры США вообще стремятся к нулю, а на китайцев приходится более половины от мирового кораблестроения.
ВМФ США, в сущности единственный заказчик американских верфей, не может обеспечить их заказами. И не только не может, но и сами верфи не могут дать корабли в срок. Не справляются. Поставка срывается, а стоимость многократно увеличивается.
И вот это еще собралось в мировые хехемоны? Да, однако. Китайские верфи напротив расширяются из-за невозможности переварить все заказы, к ним поступающие. Идет набор сотрудников, расширяется производство, строятся доки и постепенно Пекин укрепляет лидерство.
К тому же в ситуации вокруг Тайваня все не так однозначно. Как в случае нас и Европы, время играет на стороне Китая. Еще несколько лет и США потеряют даже теоретическую возможность что-то сделать, оттого и торопятся начать. Вот только начать там и не закончив в Европе, не могут. Еще и Ближний восток требует подпитки.
Запад не просто разбазарил ресурсы, но и лишился базы для подпитки этих ресурсов. В итоге остается только истерить на страницах прессы.