Найти в Дзене

Портреты писателей. Александр Куприн

Большинство читателей помнят Александра Куприна по рассказу "Гранатовый браслет" из школьной программы. Но сам писатель намного больше этого. Куприна можно назвать одним из самых "широких" явлений русской литературы: он писал абсолютно обо всём и обо всех. Главные жанры: короткий очерк, рассказ, сцена из жизни людей какой-то профессии или сословия. Его жизнь начиналась довольно скучно и традиционно: военная гимназия, потом училище, четыре года службы подпоручиком в глубокой провинции. Единственный выход оттуда - поступление в Академию Генерального штаба. Но по пути на сдачу экзаменов Куприн во время скандала сбрасывает полицейского в воду. Этот инцидент ставит крест на его служебных перспективах и дарит русской литературе ещё одного талантливого автора. Выйдя в отставку, Куприн не имеет никакой гражданской профессии, поэтому решает посвятить себя журналистике и литературе. Недостаток жизненного опыта он начинает исправлять с особым усердием. Из толпы современников позже его выделяло у

Большинство читателей помнят Александра Куприна по рассказу "Гранатовый браслет" из школьной программы. Но сам писатель намного больше этого. Куприна можно назвать одним из самых "широких" явлений русской литературы: он писал абсолютно обо всём и обо всех. Главные жанры: короткий очерк, рассказ, сцена из жизни людей какой-то профессии или сословия.

Его жизнь начиналась довольно скучно и традиционно: военная гимназия, потом училище, четыре года службы подпоручиком в глубокой провинции. Единственный выход оттуда - поступление в Академию Генерального штаба. Но по пути на сдачу экзаменов Куприн во время скандала сбрасывает полицейского в воду. Этот инцидент ставит крест на его служебных перспективах и дарит русской литературе ещё одного талантливого автора.

Выйдя в отставку, Куприн не имеет никакой гражданской профессии, поэтому решает посвятить себя журналистике и литературе. Недостаток жизненного опыта он начинает исправлять с особым усердием.

Из толпы современников позже его выделяло удивительное знание жизни. Вот неполный список профессий, которые он сменил после неудачной попытки построить военную карьеру: журналист, грузчик, рабочий на стройке, актёр, землемер, он путешествовал с цирком, был псаломщиком в сельском приходе и учётчиком на сталелитейном заводе. Весь этот жизненный опыт - главная тема его творчества. Первый же его сборник рассказов поражает читателей пестротой сюжетов.

Эта пестрота, кстати, стала главной причиной неоднозначного к нему отношения. С одной стороны, каждый читатель мог найти среди его произведений что-то интересное на свой вкус, но с другой - некоторые тексты получались (или казались) неудачными. Нельзя было угадать, что и как он напишет в следующий раз. "Всеядность" по отношению к материалу не всегда оставалась понятой читателями.

Тип его рассказа в чём-то напоминает популярные ещё в 1840-е годы "физиологические очерки". Тогда авторы открыли для себя бездну незнакомого материала, описывая жизнь городских низов и мелкого чиновничества. Позже схожие идеи встречаем в натурализме - стремление к документальности, фотографии, изображению единичных случаев без обобщений. Всё это можно сказать и о текстах Куприна.

О сущности занятия литературой он писал:

"Ты - репортёр жизни. Иди в похоронное бюро, поступи факельщиком, переживи с рыбаками шторм на оторвавшейся льдине, суйся решительно всюду, броди, побывай рыбой, женщиной, роди, если сможешь, влезь в самую гущу жизни".

Из современников своим учителем Куприн считал Чехова, что не удивительно. Их проза во многом схожа: тот же интерес к обыкновенным житейским сюжетам, простота и лаконизм. На первых порах Куприн получил серьёзную поддержку и от Горького, но к концу 1900-х годов он отходит от социальной проблематики, и их пути расходятся.

Как и для многих современников, большую роль в карьере Куприна сыграл Л.Н.Толстой: в его доме читались новые рассказы автора, а однажды Толстой написал, что "Куприн выше Горького и Андреева". Куприн, в свою очередь, посвятил Толстому и любимой повести "Казаки" рассказ "Анафема" (очень советую).

Главная сила автора стала одновременно и главным испытанием. В годы эмиграции зависимость от "живой жизни", необходимость постоянно контактировать с материалом не позволила продолжать полноценно писать. Когда Бунин и Шмелёв писали о России по памяти, Куприну это удавалось редко: большую часть этого периода он посвятил уже новым зарубежным впечатлениям, но былого успеха не имел.

В 1937 году ему наконец-то удалось вернуться в Россию и даже напечатать пару восторженных впечатлений (идут споры, кто на самом деле был их автором), но в это время он уже был серьёзно болен и вскорости умер.

Трудно выделить из сотен текстов Куприна какие-либо произведения, а тем более их советовать: выбор будет крайне субъективным. Но мы попробуем. 

Из раннего творчества одним из самых известных остаётся рассказ "Молох", о котором вскорости выйдет отдельная статья. Типичное для того времени обращение к промышленной тематике и тема социального неравенства здесь усложняются мифопоэтическим переходом к образу завода как онтологического зла, пожирающего всё живое.

Настоящую славу Куприну принесла повесть "Поединок". История о разложении армии на примере провинциального полка попала точно в настроение общества: это был период шока после поражения в русско-японской войне. Авторское сомнение в устоявшихся армейских порядках давало читателям возможный ответ на вопрос "кто виноват?".

Интересно, что не по сюжету, но по настроению тотальной безысходности "Поединок" сравнивали с вышедшей годом ранее "Жизнью Василия Фивейского" Л.Андреева. Не самое очевидное сравнение.

Из наиболее близких к поэтике натурализма выделяется повесть "Яма" - истории из быта публичного дома, а главным произведением эмигрантского периода стал роман "Юнкера".

А вот газета "Правда" вспоминает те же повести, что и мы
А вот газета "Правда" вспоминает те же повести, что и мы

Я намеренно только называю тексты и не даю никаких комментариев, так как главный талант Куприна заключается в изображении, изложении, а не идейности, поэтому кратко пересказать их невозможно. Его произведения зачастую не проповедуют ничего, кроме интереса к жизни в разных её проявлениях. Это не хорошо и не плохо, а просто факт. В конце концов, к тому же типу относят бесспорного классика первого ряда И.А.Гончарова.

Друг Куприна, историк литературы Ф.Д.Батюшков писал в статье "Стихийный талант", что об этом авторе проще сказать "читайте, это подлинное искусство, оно всякому понятно без комментариев". Чего всем и желаю.

---------------------------------------

Телеграм-канал для тех, кто хочет читать книжки хотя бы по цитатам:

https://t.me/+H-MBm3GL408zZmMy