Что такое поэзия? Многие ей увлечены, но понимают её значение лишь на интуитивном уровне. А между тем, прав Мандельштам, когда писал: "это заговор против пустоты". Положим, дефиниция есть, но она метафорична. Давайте расшифруем:
1.Заговор против пустоты
Поэт обнаруживает мир пустым. Некогда единое разбилось на многое. А чем было это единое? Ничем. Есть только точка зрения. Поэт это прекрасно понимает или хотя бы чувствует. Тогда он начинает наполнять мир кажущимися непустыми вещами, чтобы его оживить, расколдовать. Да по поводу расколдовывания - это уже следующий аспект - о нём позже. Поэт наделяет пустой мир творением, подобно Творцу. "Акт касания шариковый ручки о белый лист". Может и Господь нас вовсе однажды придумал и записал в одно архисложное стихотворение - предмет дискуссий. Но связь очевидна.
2.Расколдовывание мира
Хорошо, поэт, как Творец наделил небытие некоторым бытием, существующим в виде его творения, но как он это сделал, какое оно это бытие? Поэт не множит хаос и химер, он не борется с энтропией, он не ставит палки в колесо истории, как это делает конъюнктура, политика, реклама, торговля и масс медиа, напротив. Поэт упорядочивает хаос. Это и называется - расколдовывание. В определённом смысле, поэт это тихий мальчик, скурпулёзно строящий замок из песка (конечно, в готическом стиле), но которому постоянно мешает шушара из дворовых пацанов - они приходят и ломают его творение. Как можно упорядочить хаос? Надо свести всё к единому, "не умножать сущности", надо их "вычитать". Чтобы не разбивать ещё больше и так уже вдребезги разбитый мир, поэт его тщательно склеивает, приводит к подобию Единого. Склейка происходит вразрез большинству, вразрез мира фарисейства и лжи. Склейка противоестественна капиталистической модели, которая работает только на большее разбиение, поэтому она осуждается и презирается. Поэт это всегда юродивый, неугодный обществу человечишко, которого современный мир успешно изолировал (сакральная сущность поэта утрачена).
Так как же происходит расколдовывание? Может абсурдно, но, чтобы мир расколдовать, поэт сначала должен его заколдовать, но особым мифотворческим заклинанием. Поэт кодирует сакральное, поэт умышленно строит хаос, чтобы уже читатели его декодировали. Но хаос этот не просто хаос - это ребус, это мозаика, декодируя которую, читатель собирает подлинный Единый мир.
3.Замри мгновенье
Какими основными средствами на глобальном уровне пользуется поэт, чтобы нечто закодировать? Их два, это: либо заморозка мгновения / его растягивание, либо прыжок во времени. Оба приёма имеют один корень, но с разными векторами. Я здесь не буду говорить про образы - об этом расскажут в школьных учебниках. Образы ничего не объясняют. Любой культурный человек может образно мыслить и перекладывать это в определённый размер - это не показатель. Настоящий поэт либо замораживает явления (мгновения), запечатлевая их на плёнке вечности, как фотоаппарат, либо, наоборот, подобно футуристам, шагает своими ногами через тысячелетия и тонкими нитями сшивает глубокое архэ с настоящим, с будущим, а, возможно, и расшивает, расслаивает эпохи, как саван Пенелопы. "Суворов - русский Марс" - это колоссальный прыжок во времени, а Державин одним из первых и начал " прыгать через тысячелетия". "Замри мгновенье - ты прекрасно" - это декларация сути поэзии, нашего главного средства.
4.Преодоление
Наконец, поэт работает в существующей матрице: и когнитивной, и научной, и литературной, и трендовой. Поэт преодолевает матрицу. Любую. Он идёт против течения, как "Панк Христос" (сравнение Егора Летова). Не назло и не вопреки. Просто суть его такая - идти вразрез, преодолевать. Великий поэт - великий новатор. Равно с голосами прошлого, он слышит и голоса ещё не наступившего будущего. Отсюда и пророческий дар поэта, дар в действительности прогностический (вспомним хотя бы, что большинство литераторов знало, когда они умрут) Частот поэт воспринимает больше. Только не на уровне звука, а на когнитивном. Новаторство не идёт вразрез с традицией. Новаторство не плодит химер, оно лишь даёт новые формы для кодирования. И это сразу видно: вот "новатор" Лев Рубинштейн - блуждающий между своими страхами человек, опрокинувший семантику (а вместе с тем и Единство, а если так, то противоречие, следовательно, это не поэзия), а вот истинный новатор Виктор Соснора - сохранил вектор, устремлённый в Единство, но создал новую форму - браво. Первый - жулик, второй мастер слова и настоящий заговорщик против пустоты. Поэт также видит других настоящих больших поэтов. И истинно великий поэт никогда не ступит в реку другого великого мастера. Реки их будут течь параллельно, возможно, иногда пересекаясь. Посему поэт преодолевает инерцию других поэтов и чужие мысли не повторяет. У настоящего поэта свой уникальный язык.
К чему я это всё? Возможно, ли было совершить этот когнитивный прыжок без меланхолии? Смог бы человек нащупать пустоту мира, ощутить её без этого явления? Нет! Меланхолия это один из этапов становления поэта и поэзии вообще, а потому мне она крайне интересна. Обнаружив зло в себе или вокруг, утратив нечто очень ценное, либо по-настоящему полюбив, поэт впитывает сок меланхолии. Он сосёт сосцы вечности. И происходит его когнитивный и поэтический рост.
1.Травма
Поэт ведь в действительности и начинает писать о своей травме, это первое, что врезается в его печальные глаза. Посмотрите раннего Блока, Ахматову, Цветаеву - там одна цветущая сине-розовая язва.
2.Преодоление и борьба
Символизм, футуризм, акмеизм это разные способы преодоления своей травмы, заигрывание с ней.
3.Победа над травмой
Это зрелый возраст, когда поэт уже просто принимает свою травму и с ней живёт. Его состояния становятся стабильными, вытачивается поэтика и мастерство.
Здесь есть два пути:
-Акме (ясность настоящего) - военная лирика, бытовая, сюжетная, социальная и т.д.
-Работа с мифами (прошлое) - новый взгляд на мифы или их развитие.
-Эксперименты (образ поэтики будущего) - попытка сказать несказанное .
4.Величие слова
Последний этап - это создание своего мифа. Великий поэт должен оставить после себя некоторый миф, который кто-то дальше будет развивать. Сначала поэт работает с чужими мифами, затем создаёт свои. Я считаю, что это подлинное проявление и реализация поэта.
Сакральная сущность поэта утрачена. Давайте её возрождать, друзья!
Что такое поэзия? Многие ей увлечены, но понимают её значение лишь на интуитивном уровне. А между тем, прав Мандельштам, когда писал: "это заговор против пустоты". Положим, дефиниция есть, но она метафорична. Давайте расшифруем:
1.Заговор против пустоты
Поэт обнаруживает мир пустым. Некогда единое разбилось на многое. А чем было это единое? Ничем. Есть только точка зрения. Поэт это прекрасно понимает или хотя бы чувствует. Тогда он начинает наполнять мир кажущимися непустыми вещами, чтобы его оживить, расколдовать. Да по поводу расколдовывания - это уже следующий аспект - о нём позже. Поэт наделяет пустой мир творением, подобно Творцу. "Акт касания шариковый ручки о белый лист". Может и Господь нас вовсе однажды придумал и записал в одно архисложное стихотворение - предмет дискуссий. Но связь очевидна.
2.Расколдовывание мира
Хорошо, поэт, как Творец наделил небытие некоторым бытием, существующим в виде его творения, но как он это сделал, какое оно это бытие? Поэт не множит хаос и хим