Найти тему
Денис Николаев

Некоторые мысли о семантике и тексте, как совокупности символов

Юрий Михайлович Лотман - советский литературовед, представитель семиотической школы
Юрий Михайлович Лотман - советский литературовед, представитель семиотической школы

Классический текст состоит из системы знаков (символов).

В постмодернистском тексте знаком является сама система символов. Система символов это знаки, которые, в свою очередь, образуют текстовую систему.

Выход за горизонт постмодернизма - это создание некоторого кубического объёма. Если сам знак - это некая точка на плоскости, знак в квадрате - это система = двумерная плоскость, то знак в кубе - это система систем, сочетание различных плоскостей = трёхмерное измерение = сфера. Так вот, в новой языковой системе, базовым знаком будет являться система систем символов, то есть сфере символов, то есть символ в кубе.

Иначе говоря:

1.Классический текст - символ = символ;
2.Постмодернистский текст - символ = система символов;
3.Выход за пределы постмодернизма - символ = система систем символов.

Если брать в расчёт, что мир будущего это мир повышенной сложности, то и мышление людей в нём будет сложнее. Соответственно, тексты будут всё усложняться. Это очень напоминает уровни понимания Торы. "Существует четыре уровня понимания Торы: первый уровень " Пшат" (простое, непосредственное восприятие текста Торы; второй уровень " Ремез" (намёк); третий уровень "Драш" (толкование); четвёртый уровень " Сод" (тайна, секрет)."

Пшат - уровень знаков и базового языка, язык = система знаков. Ремез - постмодернистский намёк, отсылка, реминисценция (подчас, вставленная ради самой отсылки).
Драш - это полноценный знак в квадрате, это конфета в обёртке, смысл в скорлупе, это намеренная шифровка языка; знаки из систем знаков. Сод - в сущности это работа с системами систем. Когда вы поднимаетесь по аллегорическому дереву генеалогий, которое и является системой различных систем, то с его высоты вы видите некоторую сферу, то есть Сод = система систем.

Этот условный элемент "Сод" и будет базовым знаком в новой культурной парадигме. В дальнейшем дельта между означаемым и означающим будет ещё больше расти. Мы неуклонно движемся в ту сторону, где, чтобы выразить нечто, мы будем намеренно избегать его называния и идти по пути всё большего запутывания. До того момента, пока объяснение не превратится в нечто апофатическое, где смысл, чем является вещь, будет сводиться к тому, чем она не является.

Впрочем до этой черты путь ещё долог. Пока в нашем будущем арсенале имеется система сфер, сфера сфер, четырёхмерный языковой код, ну или хотя бы банально система систем, то есть просто сфера.

Дельта между означаемым и означающим (между знаком и тем, что вы хотите сказать этим знаком) и называется семантикой. Юрий Лотман пишет о семантике, как об отношении заменяющего к заменяемому, суть одна и та же. Между дефиницией и её значением существует определённая широта. Чем она больше, тем шире семантика. Здесь базовая проблема, почему мы до сих пор не может войти в контакт с неземными цивилизациями. Очевидно, что их языковые системы в разы сложнее, чем наша. Один из параметров сложности это и есть ширина семантического спектра. Даже если внеземные цивилизации есть, их семантический спектр нам недоступен, мы его не улавливаем.

Семантический спектр ясно ощутим, когда разговариваешь с мудрецами или монахами. Говорят они обычно немного, зато их семантический спектр чрезвычайно широк. Например, они могут сказать слово: "Гора", но это слово в контексте разговора будет шире любой дефиниции из словарей, из-за чего речь мудрецов подчас нам кажется бессвязной и непонятной. В сущности, это выход за пределы системы, это попытка к выходы на уровень системы систем.

Так вот. У нас есть некоторая абстрактная категория - Бог. Можно с уверенностью сказать, что семантическая ширина Бога - максимальная и, возможно, это и делает Его Богом. Преодолеть эту широту невозможно, как скорость света в нашем понимании. Вернее, теоретически пофантазировать можно, но выход за пределы этой широты ломает незыблемые законы единства нашего мироздания. Бог - един. Овладеть большим семантическим спектром означало бы попрекнуть в единстве Бога, став соразмерным Ему, или даже больше Него.

Дело в том, что нас окружают сплошные языки и языковые системы. На бытовом и на глобальном уровне. Язык это нечто схожее с поэтикой. Язык рекламы, язык библиографии, язык математический, язык драматический, язык кинематографа; шире - язык культурный, язык мифов; ещё шире - язык природы (Линей, Дарвин), язык физического мира (механика, теория относительности), язык космического мира (физика будущего), наконец, язык мира духовного (эзотерика, гностика, магия). Где-то над этим всем пребывает в абсолютной гармонии и единстве язык Бога, который совершенно неведом нам. Базовое "противоречие" христианства: "Если Бог есть, почему Он допускает столько смертей, болезней, эпидемий и войн по всему миру".

С точки зрения языка можно ответить так: "Семантический спектр Бога гораздо шире нашего, по каким законам он работает мы не знаем; язык, спектр Бога не доступен для нашего восприятия, как недоступны нашему слуху волны частотой ниже 20 Гц или выше 20 кГц".