Найти тему
Виктор Киселёв

Работа инженера в НИИ в 60-е годы

По окончании института в 1961 году я работал инженером-исследователем на предприятии п/я 993 (сейчас ЦНИИАГ). Директором тогда был И.И Погожев, известная в оборонной промышленности фигура, позднее стал Героем Социалистического труда. Это режимное (оборонное) предприятие и там, естественно, была достаточно жесткая дисциплина. Например, за одно опоздание в течение квартала квартальная премия уменьшалась на 25%, за 2 – на 50%, за три – полностью лишали премии.

ЦНИИАГ
ЦНИИАГ

Во избежание незапланированных трат, все мчались к проходной, чтобы успеть пройти до момента начала рабочего дня. Пропуска хранились в проходной. Каждый называл номер ячейки, вахтер сверяла фотографию с личностью входящего и выдавала пропуск. Все, кто не успел получить пропуск до звонка о начале рабочего дня, считались опоздавшими. При выходе пропуска сдавали вахтеру.

Интересный случай произошел с моим однокурсником Сашей Прохановым (сейчас это известный писатель, журналист, общественный деятель). Во время отпуска он отрастил бороду и не был опознан вахтером. Пришлось ему фотографироваться и оформлять новый пропуск.

Начинался рабочий день с обмена не связанной с работой информацией между сотрудниками (футбол, хоккей, кино, покупки и т.п.). Коллектив был, в основном, молодой и тем для обсуждения было достаточно.

Структурное подразделение, в котором я работал, имело статус лаборатории. Состав её был около двухсот человек. Начальник лаборатории Висягин Дмитрий Александрович имел тесные контакты с некоторыми Главными управлениями Министерства обороны, заказы которых мы выполняли. Лаборатория подразделялась на группы в соответствии с возложенными на них функциями. Я работал в группе, занимавшейся разработкой системы автоматического слежения за подвижной наземной целью. Руководителем группы был Пахомов Эдуард Петрович. Сохранились фотографии некоторых сотрудников лаборатории.

-2

Группа наша делилась на три части, каждая из которых занималась разработкой и исследованиями одного из блоков системы: сопровождения цели по дальности, сопровождения по азимуту и селекции подвижных целей.

К работе я приступил сразу после получения диплома. Раскачка мне не требовалась. Систему я изучил в процессе прохождения преддипломной практики. Эта же система была и темой моего дипломного проекта, который я мог писать только на территории предприятия, поскольку она имела гриф “Совершенно секретно”. До моего прихода уже был определенный задел по разработке системы. Я занялся отладкой отдельных блоков и разработкой новых блоков. Так что прохлаждаться не приходилось. Через месяц я с готовым блоком поехал на полигон в Лугу. Работа мне нравилась, я чувствовал себя, как говорится, ”в своей тарелке”. Поэтому, наверное, у меня все неплохо получалось.

Не могу сказать, что у всех, кто меня окружал (я имею ввиду инженеров), было фанатичное отношение к делу. Ни в коем случае не хочу утверждать, что все они бездельники. Они честно выполнят полученное конкретное задание. Но инициативы от них ожидать не приходится. В таких случаях проще всё сделать самому. Нужны ли такие сослуживцы? Да! Во-первых, гораздо приятнее работать в коллективе, чем в одиночестве. Даже если они не могут подкинуть новую идею по техническим вопросам, они могут рассказать что-то интересное, отвлечь от неприятных мыслей, наконец, составить приятную компанию на очередном корпоративе. Когда-то один партийный работник, являвшийся руководителем крупного подразделения в НИИ, сказал, что мог бы уволить треть своих сотрудников без ущерба для дела. На вопрос, почему же он так не делает, ответил: “Если все так сделают, в стране будет безработица”. Кстати, иногда я сам оказывался в роли бездельника. Например, в промежутке между командировками, когда аппаратура находится на полигоне. Чем заняться? На полигоне, когда на станции работают другие, можно в карты поиграть, летом поплавать в озере, рыбку половить, по лесу погулять – ягоды, грибы. В Москве же даже за территорию предприятия невозможно выйти. Остается только с друзьями, не занятыми в это время, как и ты, общественно-полезной работай, поболтать. Или заняться какими-либо поделками для себя. Тогда ведь у нас не было мобильников, планшетов, смартфонов и других средств развлечения, как сейчас. В лаборатории был один телефон – в кабинете начальника лаборатории.

Оглядываясь назад, вижу, что, несмотря на строгость режима, я никогда не ощущал административного давления, бюрократических препонов, чем грешат некоторые руководители, так называемые “эффективные менеджеры”. Я, рядовой инженер, мог беспрепятственно зайти к директору, если он не занят, чтобы, например, подписать командировку. При поездке в командировку инженеру оплачивался проезд в плацкартном вагоне. Чтобы бухгалтерия оплатила проезд в купейном вагоне, надо было написать заявление на имя директора. Иногда мы ездили на нашем автобусе или грузовике. Тогда приходилось ехать на вокзал и покупать билет у проводника приходящего поезда (за 50 копеек). Как-то я купил билет в мягком вагоне. В заявлении написал ”…так как не было других билетов”. Потом вся наша группа веселилась над резолюцией: “Скорый купейный, мягкость за свой счет. И.Погожев ”.

В процессе отладки системы на полигоне, заметил, что прицельная марка в процессе слежения за целью дрожит. Рассчитал устойчивость следящей системы (не я ее проектировал). Получилось, что передаточное число редуктора надо увеличить в 10 раз. Сказал руководителю группы Эдику Пахомову (при посторонних - Эдуарду Петровичу), что нужен другой редуктор. Говорит, лети в Новосибирск. Оформил за час командировку. Прилетел, пришел на завод, рассказал ребятам, что надо. На другой день сделали. Без всякой бюрократии. Поехал в Лугу. Заменил редуктор, всё стало нормально.

Когда макет нашей РЛС показал хорошие результаты при полевых испытаниях, на нашем опытном производстве были изготовлены стандартные блоки для их установки в танк. Эти блоки проходили проверку и регулировку в лаборатории. Когда все было готово, блоки установили внутри танка Т-10, антенну разместили на башне. Эти работы проводились на загородной базе Кировского завода, где я провел около месяца. Когда все было готово, я поехал в Лугу. Туда же переправили танк.

Тяжелый танк Т-10
Тяжелый танк Т-10

Когда вся система после установки на танк была отлажена, провели стрельбы. Танк установили на высотке, с которой открывался вид на равнину, простиравшуюся на много километров. На расстоянии 2-х километров установили мишени, снабдив их уголковыми отражателями, имитирующими цель. Сигнал должен от чего-то отражаться. Меня для связи экипажа танка с наружными наблюдателями посадили на место командира слева от лафета пушки. Заряжающий, сидевший справа от лафета, укладывал в затвор снаряд и заряд, которые досылались к стволу. По команде наводчик производил выстрел. При выстреле танк, эта махина массой более 50 т, почти подпрыгивал. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 960 м/с. Наблюдатель снаружи в стереотрубу определял место попадания снаряда в мишень. Не помню, сколько выстрелов мы сделали, то ли 15, то ли 20, но все снаряды попали в мишень.

Летом 1963 года мы с Юрой Пенкиным отправились в командировку в Новосибирск. Зачем - не помню. Но как провели время, запомнил хорошо. Иван Тычиленко, приезжавший раньше к нам в Лугу как представитель завода, отвез нас на рыбалку на Обь. Через протоку перешли вброд на остров, где поставили палатку. Обь, конечно, производит впечатление. Таких рек в Европе не увидишь. Ширина около 1 км. Мощное быстрое течение. Забросили донки, отметили приезд и завалились в палатку спать. Утром достали донки. Улов был невелик, всего одна рыбка, но какая! Небольшая стерлядка, причем на моей донке.

Наш улов
Наш улов

Вернулись в Новосибирск. Вечером Иван и его жена Валя потащили нас в гости к своим друзьям – на пельмени. В Сибири пельмени – это святое! А сколько под них выпивается! Не захочешь – заставят. Утром пошли на завод. Иван отвел нас в какое-то непонятное помещение, где стояла установка для производства углекислоты. Это крепчайшая газировка, что называется “вырви-глаз”. Но она помогла. Полегче стало. Ваня сказал, что сюда весь завод опохмеляться приходит. Пробыли некоторое время на заводе, что-то делали, согласовывали. Потом поехали на пляж, на Обь – отмокать. А вечером уже к нам друзья пришли – ответный визит. Всё повторилось. Рано утром еле поднялись, и в аэропорт. У нас были билеты на самолет в Москву. А вы говорите – работа в НИИ не вредная!