Добро пожаловать на курс «Философия и исследование природы человека». Он основан на лекциях американского философа Тамар Гендлер. Она также является деканом факультета искусств и наук Йельского университета, профессором философии имени Винсента Скалли и профессором психологии и когнитивных наук Йельского университета. Её научные исследования посвящены вопросам теоретической психологии, эпистемологии, метафизики и областям, связанным с философской методологией.
В рамках цикла лекций «Открывая Йель», подробная информация и оригиналы текста доступны по ссылке.
В курсе сочетаются различные научные направления и области знаний: философия, психология, поведенческая экономика и литература — они помогут изучить вопрос о природе человека. Тремя главными темами выступают: счастье и процветание, нравственность и мораль, и политическая философия, а также многие другие.
В данной же вводной статье мы рассмотрим основополагающих авторов, их работы и теории, затронем 3 главные темы, а после перейдём к некоторым интересным примерам, которые встретятся в последующих статьях.
Курс называется «Философия и исследование природы человека» и он относится как к философии, так и к когнитивистике. Он основывается на работах таких значимых представителей западной философии, как Платон, Аристотель, Эпиктет, Боэций, Т. Гоббс, Д. Юм и Д. Милль. Их труды рассматриваются, в каком-то смысле, с исторической точки зрения. Такой подход позволяет изучить основные вопросы философии. Также будет затронута тема этики вместе с её тремя главными теориями западной философии: утилитаризм, деонтология и аретология.
Помимо всего прочего, мы поговорим о политической философии, о работе Томаса Гоббса на тему легитимности и изучим спор между Джоном Ролзом и Робертом Нозиком, чьи теории о свободе совершенно несовместимы друг с другом. И, как было сказано ранее, будут также затронем некоторые другие научные направления и области знаний.
Что касается тем, первой из них выступает счастье и процветание. Она посвящена работам ранней эпохи западной философии, которые рассматривают, что необходимо человеку для полноценного процветания; они и их идеи также сравниваются с более современными трудами. Главный же вопрос этой темы: «Что в природе человека указывает на то, что есть истинное счастье?». Ответ древних философов на этот вопрос, следующий: человек процветает, когда части его души находятся в гармони, и именно тогда он ведёт себя нравственно.
Вторая тема сосредоточена на том, каково это соблюдать нормы морали, какие поступки можно считать нравственными и безнравственными и почему. Здесь мы встретим такие вопросы, как: «По каким причинам наказание становится допустимым?» и «Что именно влияет на выбор этих причин: психология или этика?».
В третьей же теме мы перейдём от людей, в частности, к самому обществу. В ней рассматриваются причины, по которым политические системы становятся легитимными, и как должны быть организованы государственные или гражданские институты, чтобы человек мог свободно процветать.
Теперь давайте перейдём к обещанным примерам. Они относятся к следующей статье, посвящённой вопросам морали и нравственности. Для начала рассмотрим легенду о кольце Гига из книги Платона «Государство» (об истории, книге и о самом авторе подробнее Вы можете узнать уже из следующей статьи). Легенда рассказывается от лица брата Платона, Главкона, который пытается убедить Сократа в том, что люди совершают нравственные поступки только потому, что в ином случае их ждёт осуждение или наказание. Легенда со слов Главкона гласит: «Гиг был пастухом и батрачил у тогдашнего правителя Лидии; как-то раз, при проливном дожде и землетрясении, земля кое-где расселась и образовалась трещина в тех местах, где он пас своё стадо. Заметив это, он из любопытства спустился в расселину и увидел там, как рассказывают, разные диковины, между прочим, медного коня, полого и снабженного дверцами. Заглянув внутрь, он увидел мертвеца, с виду больше человеческого роста. На мертвеце ничего не было, только на руке — золотой перстень. Гиг снял его и взял себе, а затем вылез наружу. Когда пришла пора пастухам собраться на сходку, как они обычно делали каждый месяц, чтобы отчитаться перед царем о состоянии стада, Гиг тоже отправился туда, а на руке у него был перстень. Так вот, когда он сидел среди пастухов, случилось ему повернуть перстень камнем к ладони, и чуть только это произошло, Гиг стал невидимкой, и сидевшие рядом с ним говорили о нем уже как об отсутствующем. Он подивился, нащупал снова перстень и повернул его камнем наружу, а чуть повернул, снова стал видимым. Заметив это, он начал пробовать, действительно ли перстень обладает таким свойством, и всякий раз получалось, что стоило только повернуть перстень камнем к ладони, Гиг делался невидимым, когда же он поворачивал его камнем наружу — видимым. Поняв это, он сразу повел дело так, чтобы попасть в число вестников, окружавших царя. А получив к царю доступ, Гиг совратил его жену, вместе с ней напал на него, убил и захватил власть».
Вопрос, который поднимается в данном диалоге, заключается в следующем: почему люди ведут себя нравственно — потому что за ними наблюдают, или потому что такова их природа? А как бы с кольцом Гига поступили Вы?
Другой пример, который в наше время стал достаточно популярным, — «проблема вагонетки», которую описали философы Филиппа Фут и Джудит Томпсон. Если кто-то всё же не знаком с данной нравственной дилеммой, поясним: вагонетка мчится по рельсам, к которым привязано 5 человек. Вы стоите рядом с переключателем, который может изменить курс вагонетки, и тогда погибнет не 5 человек, а 1. Как бы Вы поступили?
У этого мысленного эксперимента есть и другие варианты. К примеру, вагонетка всё так же мчится по рельсам, к которым привязано 5 человек. Вы стоите на мосту над этими рельсами, а рядом с Вами — толстый человек. Если толкнуть его, он упадёт и погибнет, но остановит собой вагонетку и те пятеро останутся живы. Как бы Вы поступили в такой ситуации?
Одним из главных вопросах при рассмотрении этих двух примеров является следующее: если в обоих случаях мы спасаем большее количество людей, то есть убиваем человека в первом примере — косвенно, а во втором — напрямую, непосредственно, то существует ли на самом деле разница с нравственной точки зрения, ведь результат, по сути, один. Или, какие нравственные и моральные последствия влечёт за собой тот или иной выбор? Почему люди отвечают на такие вопросы по-разному? Существует ли единый нравственно правильный выбор в подобных ситуациях?
Ответы на эти и другие интересные и неоднозначные вопросы Вы сможете узнать из курса статей «Философия и исследование природы человека».
Перевод подготовлен в рамках совместного проекта с Университетом науки и технологий МИСИС.
Переводчик: Илья Кишалов
Редактор: Иракли Ментешашвили
Руководитель проекта: Евгения Горн