Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Два брака Руаля Вермандуа

Один из младших внуков Анны Ярославны, Рауль Вермандуа был вторым по значимости представителем своей ветви Капетингов и, так уж получилось, что на нем история рода почти закончилась. Его сын ничего не смог прибавить к величию отца и деда. С семейной жизнью Рауля I связаны две загадки: первая попроще – по легенде, ему приписывают еще одного сына, ставшего монахом-отшельником, а вот вторая посложнее – уж слишком много неясностей и противоречий пришлось на последний год его жизни. Итак, Рауль получил прозвища Храбрый и Одноглазый: на протяжении почти всей своей жизни он был верной опорой своему двоюродному брату Людовику VI Толстому и двоюродному племяннику Людовику VII Молодому. На службе короля он и потерял глаз – в 1129 году, при осаде замка Ливри, в котором укрылся опальный сенешаль и канцлер короля Этьенн де Гарланд. (Через два года должность сенешаля была передана самому Раулю). В 1130 году от руки знаменитого рыцаря разбойника Тома де Марля (он же сир де Куси, так сложилось, что То

Один из младших внуков Анны Ярославны, Рауль Вермандуа был вторым по значимости представителем своей ветви Капетингов и, так уж получилось, что на нем история рода почти закончилась. Его сын ничего не смог прибавить к величию отца и деда.

С семейной жизнью Рауля I связаны две загадки: первая попроще – по легенде, ему приписывают еще одного сына, ставшего монахом-отшельником, а вот вторая посложнее – уж слишком много неясностей и противоречий пришлось на последний год его жизни.

Итак, Рауль получил прозвища Храбрый и Одноглазый: на протяжении почти всей своей жизни он был верной опорой своему двоюродному брату Людовику VI Толстому и двоюродному племяннику Людовику VII Молодому. На службе короля он и потерял глаз – в 1129 году, при осаде замка Ливри, в котором укрылся опальный сенешаль и канцлер короля Этьенн де Гарланд. (Через два года должность сенешаля была передана самому Раулю).

Печать Рауля I Вермандуа
Печать Рауля I Вермандуа

В 1130 году от руки знаменитого рыцаря разбойника Тома де Марля (он же сир де Куси, так сложилось, что Тома остался известен в истории под фамилией матери) пал младший брат Рауля – Анри. В этот же год, Вермандуа отомстил за брата, смертельно ранив бесчинствующего рыцаря – Тома скончался от ран в своей постели, так и не раскаявшись, перед смертью он лишь сожалел, что много кого не успел ограбить и отправить на тот свет.

Что же касается семейной жизни, то вот она у Рауля как-то не задалась с самого начала. Впрочем, здесь имеет место быть извечная трагедия, не мужчины, а главным образом женщины Средних Веков, вне зависимости от того аристократка она или крестьянка. Что же, первая жена Рауля – Элеонора де Блуа была более чем знатна. Дочь могущественного и сильного графа Блуа, Этьенна II, сестра следующего графа – Тибо IV и, наконец, у нее был и еще один брат, носивший то же имя что и отец, но в нашей историографии известный, как Стефан Блуа – король Англии.

Джон Кольер. "Знатная дама" (1910 год)
Джон Кольер. "Знатная дама" (1910 год)

Элеонора де Блуа возможно была младше своего мужа лет на 15 (с учетом того, что родилась она до 1102 года, но вряд ли сильно раньше) и вышла замуж, примерно в 1120-ом, за уже, можно предположить, 35-летнего Руаля. Ведь с годом рождения самого Вермандуа не все ясно – называются и 1185 год, и 1194-ый. Как бы то ни было, но брак их продлился более 20 лет, однако потомства он не принес. В этом и заключается трагедия женщины – а… куда ей теперь идти? Далеко не все были готовы просто расторгнуть брак, да и вопрос – а должна ли женщина это делать, вдруг проблема совсем не в ней? Только сильные родственники могли стать защитой и у Элеоноры таковые нашлись с лице брата Тибо.

Рауль собирался расторгнуть брак не только по очевидной для него причине – отсутствие наследника. Уже в солидном возрасте – в 1142 году (то есть, минимум ему было 48 лет, максимум - уже 57, скорее всего, верна всё же первая цифра) его настигла внезапная любовь к одной юной девушке, подогреваемая к тому же, некоторой политической целесообразностью. Связана эта любовь с другой, куда более чем известной семейной сагой, так как девушка, которой не исполнилось еще и 16 лет, это – Петронилла, носившая также еще одно имя - Аликс, младшая сестра Алиеноры Аквитанской.

Алиенора Аквитанская
Алиенора Аквитанская

Как известно, накануне своей смерти, великий защитник и первый толковый собиратель земель Франции, король Людовик VI Толстый не мог не воспользоваться удачей и женил своего наследника Людовика Молодого на первой наследнице герцога Аквитании – Алиеноре. После смерти старого короля, к двору новой королевской четы переехала и юная сестра королевы. Надо полагать, вопрос и ее брака тоже немало беспокоил королевских сановников. С одной стороны, Петронилла всего лишь неочевидная наслеледница, а с другой … времена темные, вот умрет Алиенора при первых же родах вместе с ребенком, и вторая дочь автоматически становится первой и единственной наследницей богатейшей Аквитании.

Определенно, нужна была какая-то «страховка» от подобных неожиданностей и Петрониллу требовалось выдать замуж за очень надежного человека. Но пока, на год замужества старшей сестры – 1137-ой, Петронилла бала еще очень юна, если брать за верный год ее рождения 1125-ый. Хотя уже и в этом возрасте ее вполне могли выдать замуж, сам Людовик Толстый об этом непременно бы позаботился, будь он еще жив, но, можно предположить, что властная Алиенора имеющая большое влияние на молодого мужа-короля, пока не торопилась с такой свадьбой.

Сочетание Алиеноры и Людовика VII
Сочетание Алиеноры и Людовика VII

Но через несколько лет, как-то само собой получилось, что уже несколько повзрослевшая молодая девушка была очарована старым воякой Раулем, а тот и рад был взять ее в жены, избавившись предварительно от постылой жены. Тем паче, что королева поддержала сестру в ее привязанности и король Людовик был вовсе не против этого брака. Конечно, кто его знает, что делать, «в случае чего», ну, а так всё идет в руку.

Однако требовалось разорвать брачные узы с Элеонорой де Блуа; поводом, как через раз бывало в подобных случаях. Послужило кровное родство Рауля с первой женой. Брак как-то оперативно расторгли, нашлись и прелаты которые столь же быстро обвенчали Вермандуа с Петрониллой Аквитанской. Элеонора не смирилась и обратилась за помощью брату Тибо, который, по-видимому, только и ждал повода взбунтоваться.

-5

За всем этим последовали – отлучение Рауля и Петрониллы Папой Римским Иннокентием II, кровавая заварушка короля с Тибо IV Блуа Шампанским и, наконец, следующие Римские Папы – Целестин II в 1144 году и Евгений III в 1148-ом признали второй брак Рауля законным. Сама Элеонора де Блуа скончалась в этом же 1148 году. Во Второй Крестовый поход (1146-1149) Рауль не отправился, царственный родич взяв с собой королеву, оставил графа Вермандуа вместе с аббатом Сугерием управлять королевством.

К этому времени, у графа Вермандуа и Петрониллы было уже двое детей – дочь Изабель, родившаяся в 1143-ем, а в 1145-ом, на свет появился долгожданный сын, названный в честь отца Раулем. По самым скромным подсчетам, в 1148 году, Раулю I графу Вермандуа и Валуа, было уже 54 года, (по максиму и все 63 года), а его супруге Петронилле Авквитанской всего 23. И вот тут-то и начинаются сильные нестыковки. Я умышленно остановился на вроде бы ничем не примечательном 1148 году, именно потому что на это время пока не наблюдалось никаких разночтений касательно супружества Рауля Вермандуа и Петрониллы.