Здесь нет ни выверенной симметрии классических усадеб, ни пышной позолоты аристократических дворцов, ни мраморных статуй в темных липовых аллеях. Под неровными дорожками прячутся веками исхоженные тропы: из соседнего села – к колокольне, от сада – к медоварне, от речного берега – на базарную площадь, от церкви – к княжескому терему. Коломенское – поросший быльем, засыпанный пылью столетий, подлинный и оттого вгоняющий в трепет осколок древнего русского города, утопавшего в травах и яблоневых садах. Такого, какой была Коломна XIII века – родина первых здешних переселенцев.
Текст: Екатерина Жирицкая, фото: Александр Бурый
В названии «Коломенское» слышен корень «Коломна». По одной версии, своим именем Коломна обязана крутому излому Оки. «Коломит» здесь река – кружит, петляет. Толковый словарь живого великорусского языка Даля вспоминает рязанское словцо «коломень», что значит «околоток», «соседство», «граница». И верно, раньше была Коломна приграничным городом. Находят в названии и финно-угорский след: «коломисто» – кладбище, погост. И все же чаще склоняются к версии, что город получил свое название, потому что вырос около рынка – «менка»: «коло мены» по-старинному.
Как бы то ни было, распространенная версия гласит: именно выходцы из Коломны основали подмосковное село. В 1237 году орды Батыя разорили несколько русских городов. В январе 1238-го при штурме Коломны был убит Кулькан – сын Чингисхана. В отместку Батый приказал истребить все население города. Много русских людей перебили тогда татары, но кому-то удалось бежать. От родного града – Коломна стоит там, где Москва-река сливается с Окой, – на судах они поднялись вверх по течению и за 100 километров от Коломны на высоком речном берегу заложили село, которое нарекли Коломенским.
Сегодняшнее Коломенское похоже на стаю исполинских белых птиц – среди его построек почти нет зданий другого цвета. Стройный храм Вознесения Господня, колокольня, церковь Святого Георгия Победоносца и мощная Водовзводная башня устроились на просторных лугах и полянах. А церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи притаилась за глубоким оврагом.
Ведет коломенская дорога в белые, с часовой башенкой Передние ворота, течет мимо Казанского храма с синими, в золотых звездах куполами. Держат ее, не дают сбиться в сторону белокаменные стены Государева двора. Пройди двор насквозь, вынырни через белые Спасские ворота, чтобы потом выбрать: направо пойдешь – к деревянной Башне Братского острога попадешь, налево свернешь – выйдешь к пестрому новоделу, дворцу царя Алексея Михайловича.
СЕДАЯ ДРЕВНОСТЬ
Более тысячи лет назад на землях нынешнего музея-усадьбы стояло одно из древнейших поселений Москвы – Дьяково городище, давшее название самостоятельной археологической культуре – дьяковской. В Дьякове находили костяные наконечники для стрел и железные ножи, конские удила и рыболовные крючки, бронзовые украшения с эмалями и стеклянные бусы. Городище защищал земляной вал с деревянным острогом. Жители растили просо, ячмень и лён, разводили коров и лошадей, ловили рыбу; били в местных лесах лося и медведя, кабана и косулю, тетерева и рябчика. Торговали с соседями шкурами бобра, куницы, лисы, выдры.
Позже на эти земли пришли славянские племена вятичей, и городище превратилось для них в убежище языческих духов. Знаменитый историк и археолог Иван Забелин писал, что еще на рубеже XIX–XX веков селяне Коломенского собирались по весне на Дьяковом городище для хороводов и языческих игрищ.
Первую письменную весть о селе Коломенском шлет нам из XIV века внук князя Александра Невского – Иван Калита. Это был умный и хитрый правитель. Князь ездил в Орду на поклон, возил с собой дары, и сорок лет при Калите не тревожили ордынские войска московские земли. Но, отправляясь к ханам, русские князья знали, что путешествие может стать для них последним. Потому перед каждой поездкой обычно составляли завещание – «душевную грамоту». В 1339 году, отправляясь в очередной раз в Орду, составил ее и Калита: «Не зная, что Всевышний готовит мне в Орде, куда еду, оставляю сию душевную грамоту, написанную мною добровольно, в целом уме и совершенном здравии». Среди завещанного детям имущества упоминает князь и царское село Коломенское. Из той поездки Иван Калита благополучно вернется, скончается в Москве год спустя, а Коломенское перейдет к его младшему сыну – Андрею Ивановичу, князю Серпуховскому. А тот оставит село своему сыну – Владимиру Андреевичу Храброму... В 1401–1402 годах Владимир Андреевич передаст Коломенское своей жене – Елене Ольгердовне. И после этого на протяжении почти ста лет село будет переходить по женской линии рода Рюриковичей. Хозяйками усадьбы станут первая и вторая жены Ивана III – дочь тверского князя Мария Борисовна и византийская царевна Софья Палеолог. Но настоящая история этого места начнется с отца Ивана Грозного – великого князя Василия III.
«ПТИЦЫ СЧАСТЛИВЕЕ МЕНЯ»
Двадцать лет Василий III был женат на Соломонии Сабуровой, но их брак оставался бездетным. Летопись рассказывает, как однажды, увидев на дереве птенцов в гнезде, князь воскликнул: «Птицы счастливее меня! У них есть дети». А потом в горести сказал сопровождавшим его боярам: «Кто будет моим и Русского царства наследником?» В итоге Василий III задумал развестись с Соломонией и взять себе другую жену. «Желая быть отцом, государь решился на дело жестокое в смысле нравственности: немилосердно отвергнуть от своего ложа невинную, добродетельную супругу, которая двадцать лет жила единственно для его счастия; предать ее в жертву горести, стыду и отчаянию, – писал Николай Карамзин в «Истории государства Российского», – нарушить святой устав любви и благодарности». Князь предложил жене добровольно уйти в монастырь, а когда та отказалась, приказал постричь ее насильно. Соломонию отправили в суздальскую Покровскую женскую обитель.
Через два месяца после этого, в январе 1526 года, Василий сочетался браком с Еленой – юной племянницей князя Михаила Глинского. Коломенское становится вотчиной новой великой княгини. Окружение Василия III, особенно духовенство, второй брак князя не одобряло: на него был наложен запрет на причастие и исповедь.
В 1529 году Василий IIIпостроил в Коломенском храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, где молился о даровании ему наследника. Впрочем, это только одна из версий причин строительства Предтеченского храма, предложенная основоположником научной реставрации в России, директором Московского дворцового архитектурного училища Федором Рихтером. Позже советский искусствовед и историк Алексей Некрасов придет к иному выводу: церковь Иоанна Предтечи построена в 1547 году в память о венчании Иоанна Грозного на царство. Последние же исследования связывают храм с обетным молением о ниспослании наследника, но не Василия III, а самого Ивана Грозного, и относят возведение храма к 1552–1554 годам. По этой версии, новую, каменную церковь вместо сгоревшей деревянной Иван Васильевич начинает возводить в 1547 году. Исследователи предполагают, что в строительстве этого храма участвовал архитектор, строивший собор Василия Блаженного. Кроме последнего, храм в Коломенском – единственный пятистолпный собор XVI века, доживший до наших дней. Центральный 35-метровый столп окружают четыре малых столпа с куполами-шлемами – белоснежные и нарядные, в кружевах полукруглых и треугольных кокошников.
Зато не вызывает споров история рождения другого уникального памятника Коломенского: прося у Бога наследника, Василий III дал обет, что в случае рождения мальчика построит еще одну церковь. В 1530 году в Коломенском Елена Глинская родила сына, нареченного Иваном, а через два года на высоком берегу Москвы-реки встала церковь Вознесения Господня.
Белоснежную свечу шатровой церкви оплели лепные бусы. Из окруженного пилястрами четверика вырастает стройный восьмерик, окаймленный белыми лепестками кокошников. Высокие крыльца-галереи опоясывают храм. На 62 метра возвышается коломенская церковь – в то время она уступала высотой только колокольне Ивана Великого.
Василий III украсил церковь «многоцветными сосудами и святыми образами со златом, серебром и дорогими камнями, и не было во всей России церкви подобной высоты, красоты и светлости», сообщал в 1839 году в своих «Картинах России и быте разноплеменных ее народов» писатель и издатель Павел Свиньин. Он же описывал связанное с церковью развлечение местных крестьян: «От креста до середины башни свешивалась железная цепь. И почти в каждый приходской праздник выискивается смельчак, который, ударясь об заклад, взбирался при всеобщей похвале и удивлении на эту ужасную высоту и по цепи спускался вниз. Даже самые бесстрашные считали это развлечение чрезвычайно опасным».
В 1847 году французский композитор Гектор Берлиоз писал: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. <...> А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял ошеломленный».
Считают, что строил храм Вознесения Господня итальянский зодчий Пьетро Франческо Анибале, он же – Петрок Малой. Он прибыл в Москву в 1528 году и оставил на русской земле богатое наследство: стены Китай-города, Воскресенский храм в Кремле, стоявший на месте нынешней звонницы, земляные крепости в Себеже и Пронске.
РЮРИКОВИЧИ И РОМАНОВЫ
Родившийся в Коломенском Грозный очень любил село: почти каждый год он приезжал сюда на день своих именин. Через Коломенское Иван Васильевич ушел в поход на Казань в 1552 году, да и весть о падении Астраханского ханства в 1556 году застала царя в Коломенском. Когда же летом 1560 года в Москве вспыхнул страшный пожар, Иван Васильевич отправил свою расхворавшуюся жену Анастасию Романовну в Коломенское. Здесь она и скончалась...
После смерти Ивана Грозного царский престол перешел к его сыну Федору Иоанновичу, который скончался в 1598 году, не оставив потомства. Семью годами ранее в Угличе погиб младший сын Грозного – 8-летний царевич Димитрий. Династия Рюриковичей пресеклась. Земский собор избрал царем Бориса Годунова, после смерти которого началось трагическое Смутное время, принесшее разорение многим русским городам и селам. Не избежало этого и Коломенское: здесь стояли отряды болотниковцев, был разбит лагерь самозванца Лжедмитрия I.
Новый подъем царского села начался после того, как на престол взошли Романовы. Первый царь династии, Михаил Федорович, бывал в Коломенском несколько раз в сопровождении своего наследника, будущего царя Алексея Михайловича. Именно при нем Коломенское превратилось в одну из главных царских резиденций. И хотя их у Алексея Михайловича насчитывалось более десятка, Коломенское было одним из самых любимых. Царская семья приезжала сюда почти круглый год, кроме марта и апреля, когда разливалась Москва-река.
Заезжал Алексей Михайлович со свитой на Государев двор мимо Георгиевской колокольни, построенной в честь Юрия Васильевича – рано умершего младшего брата Ивана Грозного. Оставлял в стороне Водовзводную башню, с которой через систему керамических и деревянных труб подавали воду во дворец. Кортеж подъезжал к Передним воротам с двумя арками и высоким шатром. Царь въезжал в ту арку, что побольше, остальные должны были слезть с коней, сдать оружие и пешком пройти через меньшую. За воротами, вместо нынешней липовой аллеи, перед их взором во всем великолепии открывался царский дворец. Начали его строить в 1667 году. А когда построили, назвали «восьмым чудом света», «игрушкой, которую достали из ларца», «дивным узорочьем». Каменными строениями удивить Европу было трудно, но из дерева русские мастера могли творить недоступные европейцам чудеса. По свидетельству очевидца, во дворце насчитывалось 270 комнат и около 3 тысяч окон. В восточной части дворца располагались покои царя, в центральной – хоромы царицы, в теремках под сдвоенными крышами жили царевичи и царевны. Побывавший в Коломенском посланник иранского шаха говорил, что лучше того строения найти невозможно.
Возводил дворец «плотничий староста Сенька Петров и стрелец плотник Ивашко Михайлов». Деревянные украшения дворца рубили в основном «белорусцы», отозванные в Коломенское из Нового Иерусалима – резиденции патриарха Никона. «Котельных дел мастер» Иван Кульпа сделал медный ажурный гребень для башни, а «кузнечного дела мастер» Григорий Павлов изготовил «всякое железное резное дело» для украшения кровли – гребни, подзоры, флюгеры. В мае закончили наружные росписи – «зеленью» была расписана чешуйчатая деревянная кровля на хоромах. В июне иконописцы под руководством «жалованных живописцев» Серебряной палаты при Оружейном приказе Симона Ушакова и Богдана Салтанова «начали писать в хоромах стенное и подволочное письмо по грунтованным полотнам». Для скорейшего выполнения работ к росписи интерьеров были привлечены лучшие силы Оружейной палаты и живописцы из Новгорода, Ярославля, Костромы, Вологды, Переславля-Залесского, Галича. Отделка интерьеров продолжалась более трех лет. Такой жемчужине нужно было достойное обрамление, и вокруг дворца был разбит сад, в котором росли яблони, груши, смородина, крыжовник, малина, а в окрестном парке помимо дубов, вязов, черемухи, лип были посажены пихты и кедры. Своей пышностью Государев двор напоминал царский дворец в Кремле.
В 1671 году перед Передними воротами мастер Петр Высоцкий установил двух механических львов. Фигуры зверей, обшитые овчиной, двигались, а скрытые в них органные устройства воспроизводили рычание. «Яко живые львы, глас испускают, очеса движут, зияют устами», – писал о них богослов Симеон Полоцкий. Эти механические новинки подчеркивали величие монархии, а изображения львов как символов царской власти многократно повторялись в декоре дворца.
Семейству русского царя положена была домовая церковь. Таковой в Коломенском стала Казанская церковь. Прежде на ее месте стояла деревянная церковь, построенная в 1630-е годы по приказу Михаила Романова в память об избавлении Москвы от поляков. В октябре 1648 года, в день Казанской иконы Божьей Матери, у Алексея Михайловича родился наследник – царевич Дмитрий. И в 1650-е годы на месте деревянной церкви возвели каменную. На службу в Казанскую церковь приходила только царская семья и ее ближайшее окружение, поэтому из дворца туда проложили крытый деревянный переход.
Казанскую церковь построили в характерном для XVII века стиле. Четверик с четырьмя – по числу евангелистов – куполами стоит на высоком цоколе, колокольню покрывает купол-шатер. Два высоких крыльца ведут на галерею-гульбище. Северный храмовый придел посвящен Аверкию Иерапольскому – в день этого святого Москву освободили от поляков. Южный придел отдан Дмитрию Солунскому – небесному покровителю царевича Дмитрия Алексеевича. Церковь не раз перестраивали. В 1930-е годы первый директор Коломенского музея, Петр Барановский, успел ее отреставрировать. Позже ее разобрали, но в 1990-е воссоздали по чертежам и обмерам Барановского.
ДУБ И БОТ
Пребывание Алексея Михайловича в Коломенском знаменательно не только строительством Казанской церкви. В его семье родился последний русский царь и первый российский император – Петр Алексеевич.
Долго полагали, что Петр Iпоявился на свет в одной из подмосковных усадеб: Преображенском, Измайлове или Коломенском. Причем последнее называли чаще всего, поскольку именно здесь нашли его колыбель. Потому поэт Александр Сумароков высокопарно называл «Коломенско село» «российским Вифлеемом». Только в XIX веке Иван Забелин установил, что Петр родился в Москве, в Кремле, но с грудного возраста его привозили в Коломенское. Здесь до сих пор растет древний дуб, под сенью которого, как считают, дьяк Никита Зотов обучал будущего императора грамоте.
В 1688 году 16-летний Петр обнаружил в Измайлове старый английский бот и выяснил, что судно, несмотря на свои небольшие размеры, может ходить против ветра. Петр приказал отремонтировать бот и решил самолично испытать его. На боте против течения император добрался из Измайлова в Коломенское, после чего, возможно, и родилась идея о создании собственного флота. Заехал Петр I в Коломенское и после виктории под Полтавой – пушки того сражения сегодня стоят на площади у Вознесенской церкви и у воссозданного дворца Алексея Михайловича.
Уезжая из Москвы в новую резиденцию – Петербург, Петр приказал придать достойный вид начинавшему ветшать дворцу в Коломенском. Увы, это не спасло строение от разрушения. Его разберут при Екатерине II.
ВЕЛИКАЯ И ФРАНЦУЗЫ
Преемники Петра I не слишком заботились о Коломенском. Судя по записям императрицы Анны Иоанновны, к 1736 году деревянные постройки усадьбы оказались в плачевном состоянии.
4 октября 1762 года, после торжественной коронации в Москве, Коломенское впервые посетила Екатерина II. Пораженная сказочной архитектурой дворца, она приказала отремонтировать старинные хоромы, чтобы воссоздать резиденцию. Однако к тому времени постройки так обветшали, что восстановить их было невозможно. Дворец Алексея Михайловича разобрали, но прежде по приказу императрицы он был обмерен архитектором Иваном Мичуриным. В 1768 году в Коломенском для императрицы строят дворец в стиле классицизма. Два нижних этажа его были каменными, верхние – деревянными. Дворец поставили к северу от храма Вознесения. Еще севернее, почти в линию с дворцом, возвели Управительный дом и Конюшенный двор.
Новый дворец сильно пострадал в 1812 году, когда в Коломенском остановились войска маршала Мюрата. Французы разграбили Казанскую церковь, в Георгиевской устроили конюшню, взорвали некоторые постройки и сожгли екатерининский дворец. На его фундаменте по проекту архитектора Евграфа Тюрина возвели новый дворец – для императора Александра I. Но самодержец так ни разу и не приехал в Коломенское. Остановку здесь сделал траурный поезд Александра I, гроб с телом императора сутки простоял в коломенской Вознесенской церкви.
Император Николай I посетил Коломенское в 1835 году. По свидетельству очевидца, обойдя усадьбу, он остановился на том месте, где когда-то стоял дворец Алексея Михайловича, полюбовался открывшимся видом на Москву. «Вот где я поставлю дворец, – сказал он. – Рождение на этом месте Петра Великого и бесподобный вид на древнюю столицу достаточно говорят, что здесь следует быть царскому жилью». Сказано – сделано. Однако императорские особы бывали во дворце редко. Александр II был последним русским императором, посетившим Коломенское. Ни Александр III, ни Николай II, даже бывая в Москве, до Коломенского не добирались.
Сегодня от дворца Александра Iсохранилась единственная постройка – Дворцовый павильон, служивший чайным домиком и домашним театром. С портика его восточного фасада открывается прекрасная панорама реки.
ЯБЛОНЕВОЕ МОРЕ
И село, и Государев двор окружали обширные плодовые сады. К северной стене ограды Государева двора вплотную примыкал один из самых больших садов усадьбы, простиравшийся до крестьянских дворов. Назывался он Казанским по находившейся рядом церкви. «Место зело весело и хорошо видеть поля далече и видеть вся Москва, монастыри на Москву-реку, под самым дворцом текущие. В том же месте около той Москвы-реки сенокосы едва оком презрети мочно, по которым егда разольется река, множество птиц, которыми Его Царское Величество тешится и соколов на птиц пускает – поле к потехе весьма угодно», – писали в 1671 году польские послы Ян Гнинский и Киприан Бржостовский.
Много веков назад выходцы из Коломны унаследовали мастерство своих предков – мало кто, как они, мог растить сады, особенно яблоневые. Государев дворец окружали Казанский и Вознесенский сады, а с другой стороны оврага тянулся Дьяковский сад. Жители образовавшейся рядом Садовой слободы снабжали Государев двор яблоками и грушами. В 1923 году на месте царской резиденции был создан совхоз «Коломенские сады», но полная драматизма жизнь советского Коломенского – отдельная история.