Возрождение древней обители на Святых Горах в середине XIX в. ознаменовалось появлением в архитектурном ансамбле XVII–XVIII вв. новых храмовых сооружений, среди которых первой по времени строительства стала церковь Покрова Пресвятой Богородицы с колокольней. На выбранном для возведения нового храма месте находилась ветхая «надвратная башня с колокольней» III в.
Строительство Покровского храма по проекту профессора архитектуры Харьковского университета Андрея Тона было начато во второй половине 1847 г. и завершено в 1850 г. настоятелем обители игуменом Арсением (Митрофановым) при поддержке владельцев Святогорского имения Потёмкиных.
По архивным документам 11 июня 1847 г. епископ Харьковский и Ахтырский Иннокентий (Борисов) направил представление в Святейший Синод с обоснованием необходимости строительства новой тёплой церкви и колокольни в Святогорской Успенской пустыни. В нём, опираясь на рапорт настоятеля монастыря игумена Арсения, епископ писал: «В обители сей нет также тёплой на зиму церкви, крайне нужной для братии, особенно немощной и престарелой», а также: «нет приличной колокольни, а колокола висят доселе на полубашне над воротами».
О ходе строительства Покровской церкви 25 ноября 1849 г. игумен Арсений информирует нового правящего архиерея епископа Харьковского и Ахтырского Филарета (Гумилевского). В нём о. Арсений уведомляет, что строительство здания церкви практически завершено, а весной следующего года планируется возвести колокольню, и что часы на колокольню уже приготовлены усердием московской генеральши Яковлевой, а главный колокол в 400 пудов готов благодаря донской генеральше Иловайской. В «Ведомости о церквях Святогорской Успенской пустыни за 1854 г.» архимандрит Арсений привёл описание двухэтажного храма с указанием, что нижний этаж предназначен для братских келий и ризницы, где посредине устроены святые врата. Ризница располагалась в комнатах под алтарём храма. Здесь же находились книгохранилище и архив обители.
В архитектурном плане церковь отличалась соединением различных стилевых направлений: от ренессансно-барочных до строго классических. Алтарная часть храма имела форму апсиды, которую венчал круглый барабан с крестом. Северный и южный фасады завершались фронтонами, которые в свою очередь венчались позолоченными крестами и монограммами Богородицы.
В описании колокольни указано, что на ней восемь колоколов, из них самый большой весит 394 п. 22½ ф. (6455 кг). Имеются на сей колокольне «боевые часы недельного завода», о которых писал А. П. Чехов во время пребывания в Святых Горах в 1877 г.: «Часы на Святогорской колокольне, в виде предисловия, проиграли свою тихую, мелодичную музыку и вслед за этим пробили двенадцать». Доводку и усовершенствование этих часов выполнил насельник обители иеродиакон Антонин (Курьянов), что засвидетельствовал писатель Василий Немирович-Данченко в очерке «Святые Горы».
Двухъярусный резной иконостас в Покровском храме стоимостью 5000 руб. был устроен иждивением Т. Б. Потёмкиной в 1850 г. Как указано в описи ризницы, большинство икон академической живописи на холсте писаны известным петербургским художником Герасимом Кадуновым. На горнем месте расположена икона «Тайная вечеря», написанная на металле художником Бабаевым и пожертвованная Т. Б. Потёмкиной. Запрестольный образ Пресвятой Троицы, писанный на доске иконописцами Троице-Сергиевой Лавры, был дан в благословение Святогорской Успенской пустыне митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Этот образ в серебряном сиянии, с вызолоченными серебряными Херувимами нa оборотной стороне имел собственноручную надпись святителя Филарета: «Пресвятая Троице! Благослови обитель Святогорскую и бpaтию ея».
Освящение Покровского храма 12 августа 1851 г. совершил епископ Харьковский и Ахтырский Филарет (Гумилевский).
В 1855 г. на хорах храма, с правой стороны, был устроен второй престол во имя святого праведного Филарета Милостивого. Резной позолоченный иконостас в барочном стиле этого придела был изготовлен в 1855 г. на средства монастыря и состоял из 8 икон, писанных на дереве.
Архимандрит Герман (Клица), второй настоятель Святогорской обители после её возобновления, памятуя о явлении ему Божией Матери в алтаре только что выстроенной Покровской церкви во время соборного пения акафиста Царице Небесной, много сделал для дальнейшего благоустройства церкви. В 1860–1861 гг. им был устроен новый деревянный иконостас с резьбой в стиле рококо.
В память о пребывании в Святых Горах в августе 1861 г. императрица Мария Александровна пожаловала серебряный вызолоченный чеканный напрестольный крест и два высокой художественной работы святых образа для иконостаса Покровской церкви — святой равноапостольной Марии Магдалины и святителя Тихона, епископа Воронежского.
В 1870 г. в «Ведомости о церквях Святогорской Успенской пустыни» указано, что иконы в иконостасе Покровской церкви писаны на холсте и что в этом году на средства монастыря иконостас был обновлён с золочением резьбы.
Большое впечатление на паломников производило внутреннее убранство храма и те святыни обители, которые хранились там. Напрестольное серебряное облачение 84 пробы, украшенное чеканными изображениями стоимостью 4118 руб., пожертвовано Марфою Петровною Голубовой. На престоле — серебряная гробница 84 пробы, описанная Григорием Кулжинским: «Фигура гробницы нижеследующая: на семиугольной плоскости находится серебряный ящичек, утверждены на ней же восемь колон, на коих имеется купол о пяти главах, увенчанных стразовыми крестами. Купол внутри вызолочен. Под средним куполом находится сребропозлащенный гроб, окруженный четырьмя евангелистами. Весом эта гробница 14 фунтов и 65 золотников [6,64 кг]. Она пожертвована Т. Б. Потемкиной».
В начале 80-х годов XIX в. архимандрит Герман произвёл небольшую реконструкцию Покровского храма. В марте 1882 г. он обратился в Харьковскую епархию по вопросу устройства ещё одного входа, обосновывая его необходимость большим стечением народа во время праздников. По благословению епископа Харьковского и Ахтырского Иустина (Охотина), на основании указа Харьковской духовной консистории от 14 апреля 1882 г. был устроен второй вход в Покровскую церковь.
В период гражданской войны и красного террора 1918–1919 гг. Покровский храм и находящаяся в нём ризница были подвергнуты бандитским нападениям и грабежам. В «Описи ризницы» 1890-х гг. в главе 6 против ряда напрестольных и наперсных крестов сделана пометка «Взят грабителями при нападении на обитель». Такая запись внесена против креста напрестольного серебряного с финифтевым изображением Распятия, украшенного аметистами и стразами, забранного при нападении 3 января 1919 г.; креста напрестольного серебряного с живописным изображением Распятия на перламутре, украшенного камнями и стразами и при нём золотая цепка, забранного 3 января 1919 г.; четырёх наперсных серебряных позолоченных крестов весом 128 золотников, забранных 3 января 1919 г.
О разграблении монастыря, издевательствах над братией и кощунстве бандитов во время богослужений в Покровском храме 2–3 января 1919 г. свидетельствовал настоятель Святогорской пустыни архимандрит Трифон (Скрипченко): «2 января около 3½ часов дня на 16 подводах приехало около 50-ти вооруженных людей, одетых частью в военную форму, частью в штатское платье. На груди и на винтовках у них были красные ленты. В это время происходило богослужение в Покровской церкви монастыря, куда вскоре явилась компания красноармейцев и, не снимая шапок, с папиросами в зубах, с шумом и криками взошли на амвон, требуя Настоятеля и выдачи ключей от монастырских зданий и хранилищ. Пришедших вызвали из храма, выдали им ключи, и они, рассыпавшись на группы, направились в разные стороны монастырских зданий». В ночь на 3 января, когда в Покровском храме архимандрит Трифон служил Божественную литургию, бандиты снова ворвались в храм. «Во время пения Херувимской вошли в алтарь, — свидетельствовал архимандрит Трифон, — подходили к Св. Престолу, жертвеннику в шапках и с папиросами в зубах и, свечами освещая, осматривали сапоги у братии. Братия, готовясь к дальнейшим испытаниям и глумлениям и даже смерти, причастилась Св. Тайн».
Наибольшему разграблению Покровский храм и ризница подверглись весной 1922 г. во время проведения официальными властями кампании по изъятию церковных ценностей. По свидетельству председателя губернской комиссии по изъятию церковных ценностей А. Самохвалова, в апреле 1922 г. было изъято «по грубому подсчету 40 пудов 25 фунтов серебра, 108 бриллиантов, 100 алмазов, 50 рубинов, 17 золотн., 78 долей золота, 20 аметистов, изумрудов — 2, парчи и шелку в кусках 1 пуд 18 ф., ковров персидских и проч. 80 штук, большое количество жемчуга и камней разных». Не удовлетворившись этим количеством изъятых ценностей, члены комиссии провели обыски в храмах и корпусах обители. В отношении настоятеля и братии было открыто уголовное дело — их обвинили в сокрытии ценностей. 11 июня 1922 г. решением Донецкого Ревтрибунала был вынесен приговор, в котором наряду со сроками осуждения братии объявлено о ходатайстве перед органами власти о закрытии монастыря.
После закрытия обители в июле 1922 г. и размещения в монастырских корпусах дома отдыха, в Покровской церкви подверглось окончательному уничтожению всё то, что напоминало о прежнем её назначении. Иконостас и престолы были разобраны; иконы, утварь, архив монастыря и библиотека были частью расхищены, частью уничтожены. Колокола с колокольни были сброшены, а купола над колокольней и алтарной частью храма, увенчанные крестами, были полностью демонтированы.
На втором этаже здания, в помещении собственно церкви, была открыта библиотека с читальным залом. На первом этаже, на месте ризницы, была устроена водолечебница.
Почти 75 лет прошло, прежде чем Покровская церковь была возвращена возобновившему свою деятельность в 1992 г. Свято-Успенскому монастырю. Вследствие отсутствия должного ухода и своевременного ремонта фасады здания церкви и кровля к середине 90-х гг. XX в. были уже в аварийном состоянии.
1 октября 1996 г., накануне праздника Покрова Божией Матери руководство санатория им. Артёма официально передало обители здание храма, из которого в течение нескольких часов братия вынесла книги и другое санаторское имущество. В течение двух недель шла неустанная работа по подготовке храма к его престольному празднику.
Всенощное бдение и Литургию в престольный день Покрова Богородицы в обновлённом храме возглавил Преосвященнейший епископ Горловский и Славянский Алипий (Погребняк). Праздничное богослужение закончилось торжественным крестным ходом вокруг Покровского храма.
В 1997 г. братия Свято-Успенского монастыря под началом наместника архимандрита Арсения развернула работы по воссозданию Покровского храма. С помощью благотворителей на литейном производстве АО «ЛИТЭКС» (г. Москва) были отлиты 17 колоколов, из которых наибольший, названный Игуменским, весил 6 тонн. Подъём и установка колоколов на колокольне производились в четыре этапа, начиная с 8 августа 1997 г. Тогда был осуществлён подъём первых двух колоколов весом 1,5 т и 1 т на колокольню. 14 и 16 августа подъём и установка колоколов были продолжены. 9 октября 1997 г. был поднят и установлен Игуменский колокол.
Одновременно с установкой колоколов силами братии монастыря был изготовлен деревянный крест, который после освящения 22 августа 1997 г. был воздвигнут над колокольней.
В 1997 г. начаты работы по воссозданию фасадов Покровского храма. В первоочередном порядке институтом «Укрпроектреставрация (г. Киев) был разработан проект воссоздания купола (инженер-конструктор А. А. Рожков). Институтом «Донбассгражданпроект» в 1998 г. по послевоенным обмерам была разработана документация на реставрацию колокольни с воссозданием утраченной колоннады (рук. группы засл. архитектор Украины П. И. Вигдергауз, гл. инженер проекта Е. А. Райгородецкий). Накануне престольного праздника храма, 13 октября 1999 г., небесного цвета купол был поднят и установлен над Покровской церковью с колокольней.
После установки купол был украшен позолоченными восьмиконечными звёздами. Над ним воздвигнут позолоченный четырёхконечный крест. Работы по реставрации фасадов колокольни с воссозданием утраченных колонн выполнялись реставрационным предприятием «Рейтинг» (г. Краматорск) и другими подрядными организациями, при поддержке донецкого концерна «Энерго», взявшего на себя основную долю финансирования работ по воссозданию храма.
Следует отметить тот факт, что 4 августа 1998 г. при устройстве нового дощатого пола в колокольне строителями среди мусора под старым полом был найден ценный исторический документ — рукописная книга монастыря «Главная Церковная и Ризничная опись Святогорской Успенской пустыни» 1890-х гг. объёмом в 144 листа, спрятанная, видимо, во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г.
К 2002 г. были завершены все основные работы по реставрации фасадов Покровского храма. 18 апреля 2002 г. северный и южный фасады вновь обрели завершения в виде 10 позолоченных крестов и монограмм Спасителя и Божией Матери, демонтированные при закрытии монастыря в 1922 г. Также был установлен ажурный позолоченный над алтарной апсидой Покровской церкви.
Возвращение первоначальной архитектуры церкви предусматривало и воссоздание святых врат — центрального входа в монастырь. При восстановлении святых врат было осуществлено гранитное мощение, роспись стен и сводов входной части. Монументальная роспись в технике фрески исполнена группой иконописцев под управлением Александра Солдатова. Большая часть фресок посвящена событиям из истории монастыря, в систему росписи включены святители Киева, Чернигова, Херсона, Харькова, Мариуполя, Москвы, Константинополя, чудотворные иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца Святогорской Успенской пустыни. Образцами для росписи послужили в основном древнерусские фрески XII в., в том числе Софии Киевской и Новгородской, а также фрески эпохи Македонского возрождения (IX–XIII вв.) из Софии Охридской.
С южного фасада Покровского храма в 2008 г. по проектным разработкам наместника Святогорской Лавры епископа Арсения был архитектурно оформлен вход в церковь с устройством крытой лестницы.
Воссоздание фасадов Покровской церкви завершено установкой курантов на её колокольне. К 20-летию возрождения Святогорской обители, 18 сентября 2012 г., башенные часы с боем были смонтированы. Циферблат с северной и южной сторон был оформлен арабскими цифрами, с восточной — римскими, с западной — кирилличными. Часы были изготовлены фирмой «Куранты из Черноголовки» (Россия) под руководством Игоря Архипова.
Работы по воссозданию интерьера Покровского храма производились одновременно с работами по реставрации фасадов. Артелью монастырских столяров был установлен каркас иконостаса для икон, написанных в период 1995–1998 гг. Благословение архимандрита Арсения на написание икон для иконостаса Покровской церкви получили художники-иконописцы из г. Пушкино Московской области Георгий Бондаренко, Игорь Нагнойный, Антон Конюшевский, Константин Бондарь. В 1995 г. непосредственно в монастыре были написаны иконы Спасителя и Божией Матери «Дивногорская» для местного ряда иконостаса (авторы Георгий Бондаренко, Игорь Нагнойный, Антон Конюшевский). Ими же написан Деисус для иконостаса.
Образы для царских врат, икону Покрова Пресвятой Богородицы, а также вратницу с изображением пророка Моисея написал Георгий Бондаренко. Вторая вратница с изображением святого праведного Аарона, а также иконы святителя Николая Чудотворца и праведного Филарета Милостивого были написаны Игорем Нагнойным.
Праздничный ряд иконостаса, за исключением иконы «Воскресение Христово», которую написал Константин Бондарь, принадлежит кисти Георгия и Ирины Бондаренко.
На создание пророческого ряда иконостаса благословение наместника получили иконописцы монахиня Иоанна (Шульгина), иеромонах Серафим (Суслов) и Георгий Бондаренко.
В 2000 г. работа над созданием четырёхъярусного иконостаса Покровской церкви в целом была завершена, за исключением резного оформления.
Работы по изготовлению резьбы для иконостаса были начаты в 2006 г. По проекту наместника Святогорской Лавры епископа Арсения в течение двух лет изготавливалась резьба по образцам XIV–XV вв. Исполнителями выступили лаврские резчики под руководством иеродиакона Агафангела (Пантелеева). В июле 2008 г. работа над созданием резного иконостаса завершилась установкой в нижнем ярусе орнаментированных щитов с изображением крестов и птиц, написанных лаврским иконописцем иеродиаконом Мартирием (Цыгановым). Тогда же были установлены на клиросах двухъярусные резные преграды с изображениями крестов и птиц в нижнем ярусе и иконами в верхнем ярусе.
С августа 2007 г. начаты работы по созданию монументальной росписи внутри Покровской церкви силами артели московских иконописцев под руководством Алексея Вронского. Иконографическая программа росписи была разработана наместником Святогорской Лавры епископом Арсением совместно с Алексеем Вронским и членами его артели, куда входили художники Александр Чёрный, Сергей Чёрный, Фёдор Стрельцов, Ольга Чёрная, Марина Грачёва, Ольга Тищенко, Тамара Цветкова. В течение 2007–2008 гг. была выполнена роспись алтаря храма. Восточная стена традиционно посвящена изображению святителей и Евхаристии, в зените свода на золотом фоне — Богоматерь «Знамение» в окружении ангельских сил. На западной стене алтаря над царскими вратами — Христос-архиерей и ветхозаветная Троица.
В течение 2009–2010 гг. артель Алексея Вронского выполнила роспись центрального нефа Покровской церкви. Пирамидальный свод в центре расписан изображениями четырёх евангелистов. Главному празднику — Покрову Божией Матери — отведено место на своде перед иконостасом.
По периметру в верхнем регистре, начиная от северной стены, размещены двунадесятые праздники из жизни Богородицы: Рождество, Введение во храм, Сретение. Напротив, на южной стене роспись на сюжеты из евангельской жизни Иисуса Христа: «Сретение Господа нашего Иисуса Христа», «Господь беседует с книжники». Сравнение росписей с древними памятниками обнаруживает ориентацию на Византию XIII–XIV вв., прежде всего на сохранившиеся фрески и мозаики константинопольской церкви Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре.
Аналогами отдельных композиций и святых образов в росписи Покровской церкви послужили фрески Рождества Пресвятой Богородицы в церкви Иоакима и Анны в сербском монастыре Студеница, «Ангел у гроба Господня» на фреске Мануила Панселина в соборе Протата на Афоне. Образ Божией Матери по рисунку идентичен Богоматери Оранта из церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). Сретение из церкви Святой Троицы в Сопочанах (Сербия).
В боковых нефах на восточной стене размещены две композиции, отражающие иконографию образа Божией Матери и преподобных отцов в Святых Горах. В северном нефе роспись Святогорской иконы Божией Матери с предстоящими в полный рост ангелами. В южном нефе пятифигурная композиция, в центре которой ростовое изображение Спасителя с предстоящими Пресвятой Богородицей и святителем Николаем Чудотворцем. В нижней части композиции изображены коленопреклонённые преподобные отцы святогорские архимандрит Арсений и иеросхимонах Иоанн Затворник.
На стенах и сводах центральной части боковых нефов помещены на золотом фоне многофигурные композиции Рождества и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
В этом же стиле выполнены росписи колонн, сводчатых арок и стен в нижней части, которые в большинстве своём также посвящены Пресвятой Богородице. Четыре композиции отражают чудесные явления Божией Матери в четырёх Лаврах. На северной стене «Явление Божией Матери 12 грекам строителям Успенского собора в Киево-Печерском монастыре»; на южной стене «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому в Троице-Сергиевом монастыре»; на юго-восточной колонне «Явление Божией Матери, Игумении Святогорской, преподобному Герману в Святогорской Успенской пустыни», на сводчатой арке центрального нефа «Явление Пресвятой Богородицы на горе Почаевской».
На колоннах помещены изображения почитаемых образов Божией Матери — «Иверская», «Троеручица», «Свенская Печерская».
Между колоннами сводчатые арки расписаны изображениями святых сорока мучеников севастийских в медальонах. Откосы в оконных проёмах расписаны орнаментом в византийском стиле с изображением святых в медальонах в зените.
Военные действия, развернувшиеся в 2014 г. на Донбассе, стали причиной приостановки работ московскими иконописцами. Для завершения работ по монументальной росписи Покровского храма митрополит Арсений пригласил иконописцев из Тернополя: художников Василия Прокопчука, Викторию и Александра Полищуков. Работы возобновились в мае 2018 г. и продолжались в течение года.
В Покровском храме находятся следующие святыни:
1. У переднего правого столпа в деревянном резном киоте находится мощевик с частицами мощей Киево-Печерских преподобных отцов. В центре мощевика — крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня и камнем горы Голгофы.
2. У переднего левого столпа — икона святителя Николая Чудотворца с частицей его святых мощей, прославившаяся в последнее время чудесами исцелений.
3. Справа под деревянной резной сенью — Святогорская икона Божией Матери. Это современная копия с древней чудотворной Святогорской иконы Богоматери, не сохранившейся до наших дней.
4. Слева под дубовой сенью — икона преподобного Иоанна Затворника, в которую вложены его постригальный крест и сандалии. Здесь же под сенью находится ковчег с частицами святых мощей преподобных и Богоносных отцов, во Святых Горах на Донце просиявших.
5. У северной стены при входе в храм в резном киоте находится икона святого великомученика Пантелеимона с частицей мощей. Образ великомученика Пантелеимона афонских писем дореволюционного периода, переданный в Святогорскую обитель схиархиепископом Алипием (Погребняком) в 1997 г. Икона происходит из закрытого в 1960-х гг. храма с. Ветнёвка Воронежской области.
6. Рядом с иконой святого великомученика Пантелеимона Целителя у северной стены Покровского храма находится икона великомученицы Варвары XIX — нач. XX вв. Надпись на обороте иконы свидетельствует, что сия святая икона освящена иеромонахом Филаретом в июне 1914 г. в Михайловском Златоверхом монастыре на мощах святой великомученицы Варвары. Икона приобретена наместником митрополитом Арсением в г. Донецке и после реставрации помещена в Покровский храм.
7. У южной стены при входе в храм в резном киоте находится икона Божией Матери «Достойно есть» афонских писем дореволюционного периода. В 1997 г. после реставрации в Успенском Николо-Васильевском монастыре образ был передан в дар Святогорскому монастырю благотворителем Виктором Леонидовичем Нусенкисом.
В период активных военных действий на территории Святогорья весной и летом 2022 г. Покровская церковь с колокольней оказалась в числе лаврских объектов, серьёзно пострадавших во время артиллерийских обстрелов. 13 марта в результате авиаудара были повреждены окна и двери храма. 14 июля двумя снарядами были разрушены фронтон северного фасада и колоннада колокольни, пробита кровля.
Как только линия боевого соприкосновения отодвинулась от Лавры, братия обители приступила к первоочередным работам по ремонту кровли. Капитальные работы по реставрации храма планируется провести уже в период мирного времени.
Ежегодно 14 октября, на праздник Покрова Божией Матери, в Покровском храме служится ранняя Божественная литургия архиерейским чином. По окончании поздней литургии в Успенском соборе совершается крестный ход вокруг Покровской церкви.
Подать записки с именами для молитвенного поминовения во время богослужения в Святогорской Лавре
© Свято-Успенская Святогорская Лавра, 2024 г.