Впервые фортуна повернулась лицом к Дмитрию Маркову в 2015-м, когда американское фотоагентство Getty Images выдало ему грант. Затем последовали награды российских и международных конкурсов, издание двух фотоальбомов (#Черновик, 2017 и "Россия в квадрате", 2021), участие в выставках. Работы 41-летнего фотографа могли видеть во Франции, Германии, Италии, России и США.
А 16 февраля нынешнего года его жизнь оборвалась.
Дмитрий Марков оставил нам репортажные кадры провинциальной России, возведя их в ранг высокого искусства. Я долго отбирала те, которые хочу напомнить вам, дорогие читатели. Они сделаны в наши дни, а по ощущениям - еще при советской власти, в годы нашей молодости.
Вот что у меня получилось.
Снимки без названий, в фокусе - человек
Немного об авторе
Дмитрий Марков (1982 - 2024)- уроженец Подмосковья. Окончил инженерный колледж, но еще в нулевые увлекся фотографией. Сотрудничал с "Аргументами и фактами" и другими изданиями. А в 2007-м перебрался в г. Порхов Псковской области. До 2012-го был волонтером общественной организации "Росток", которая занималась с детьми-сиротами из коррекционных домов, вожатым в детской деревне "Федково".
Решение родилось спонтанно. Исследуя в своих работах жизнь "социально слабых" людей, захотел им помочь. Марков считал, что даже на социальном дне у каждого "должна быть возможность изменить свой жизненный маршрут, сценарий". Возможно, на него повлияла собственная история. Дмитрий воспитывался в неблагополучной семье и в подростковом возрасте попробовал запрещенные вещества. Успешно боролся с пагубной привычкой, но периодически срывался. Его жизнь оборвалась в реабилитационном центре. Там он писал книгу. Которая так и осталась незаконченной...
Репортажные снимки Дмитрия Маркова
Вот что о своих работах говорил сам Дмитрий:
«Это не просто социальные документальные фильмы, как их видят многие, это прежде всего мои встречи, мои личные истории. Каждая фотография – это в каком-то смысле глава моей жизни. И когда люди спрашивают меня, почему меня интересует плохая сторона жизни, я отвечаю, что просто потому, что я ее часть».
Дмитрий снимал на смартфон, не пользуясь особой аппаратурой. Он всегда считал, что успех снимка - это гармония между формой и содержанием. И еще удача - поймать нужный момент.
Фотограф категорически отказывался приукрашивать кадры и не пользовался фотошопом. Считал, что использование программ доработки снимков хотя бы один раз подрывает доверие к фотографу навсегда.
У его фотографий нет названий, но есть своя история. С 2012 года Дмитрий начал выкладывать работы в соцсетях, собрав сотни тысяч подписчиков.
Мой топ
После печальной истории с котом Твиксом (читайте тут), этот снимок мне особенно дорог. Поезд "Псков-Москва" проезжает Старую Руссу. Проводницы заранее готовят вкусняшки местному коту Феликсу, который много лет подряд выходит в это время на перрон.
У Маркова всегда на снимке присутствуют люди. А все вокруг, даже культурно-значимые объекты - это фон. Автор ничего заранее не выстраивает в своей голове, просто ловит ощущения. И вот мы как будто попадаем в небольшой провинциальный город и становимся свидетелями, как один из подростков помогает то ли брату, то ли другу освоить ролики.
Интересно, вы платите уличным музыкантам за доставленное удовольствие? У фотографии есть очень важная составляющая - настроение.
Дмитрий Марков сравнивал труд фотографа с рыбалкой. Важно "дождаться своей рыбы" и вовремя нажать на кнопку смартфона.
У Дмитрия много фотографий, построенных на контрасте. Между искусственным и естественным. Официальным и частным. Запланированным и случайным.
Для меня это самый оптимистичный кадр. Когда говорят, что в фотографиях Дмитрия много "чернухи", всегда вспоминаю его и еще один, чуть дальше.
Дмитрий много путешествовал. Этот кадр сделан в маленьком таёжном поселке Мотыгино Красноярского края. Его население - менее пяти тысяч человек. Но там есть свой профессиональный драматический театр.
Дмитрий признавался, что снимал людей, не спрашивая на то их разрешения. Но при этом никого не дискредитировал и не пытался поставить в неудобное положение. Не это становилось главным в его документальном кадре.
Этот снимок сделан в Калининграде. Но город здесь, я думаю, не важен. Такой момент можно подсмотреть в любом уголке России.
Свой самый известный снимок Дмитрий сделал в 2021 году. Силовик в балаклаве в своем кабинете. Оригинал был продан на аукционе за 2 млн рублей.
Дмитрий легко относился к деньгам и всегда жертвовал фондам и организациям, которые занимались оказанием помощи людям, от которых отвернулись друзья, родственники, государство. Как верующий человек, считал: справедливость - это от дьявола. От Бога же - милосердие.
Вместо заключения
Последний пост в соцсетях Дмитрий выложил 9 февраля:
"Короче, всё пошло не по плану и я свалился с творческой волны..."
Не справился, как жаль!
Правдивое отражение социальной жизни, в фокусе которой маленькие, на первый взгляд, незаметные люди - это традиции русской классики. Именно они позволяют получить некий срез жизни на определенном историческом отрезке времени. Поэтому убеждена, что историю нашей жизни ученые будут изучать в том числе по работам Дмитрия Маркова. Светлая ему память!
21 февраля День памяти выдающегося режиссера Владимира Мотыля ("Белое солнце пустыни"). О его последнем романе можно почитать тут.
Всем добра, Виктория Самарская