Записки о Шерлоке Холмсе всегда привлекали особое внимание среди поклонников холмсианы: легенды и теории строились не только вокруг текстов и экранизаций, но и судьбой самого известного в мире детектива. Одним из самых болезненных событий так можно назвать «Последнюю проблему» — рассказ, в котором Шерлок Холмс умирает. Но не навсегда.
В советской экранизации режиссер Игорь Масленников превратил смерть детектива в грандиозное, трагическое событие, которое надолго запомнилось зрителям: каждый точно знал, чем все закончится на Рейхенбахском водопаде (Швейцария), но не мог отделаться от надежды, что уж в этот-то раз точно все обернется благополучно. В конечном итоге так и вышло, но от этого сцена сражения Шерлока Холмса и его заклятого врага Мориарти не становилась острее. Другой важной проблемой для создателей фильма была финальная сцена схватки на краю пропасти, в которой профессор Мориарти, промахнувшись, падает в пучину. Но об этом чуть позже.
Идея воплощения знаменитой битвы интеллектуалов начала обрастать деталями случайно: Масленников пил кофе с каскадером Николаем Ващилиным, когда их разговор вдруг затронул боевые искусства, а именно борьбу бартитсу — она упоминалась в рассказе Конан Дойля «Пустой дом». Этот диалог помог создателям сформировать стиль с элементами бокса, в котором должен был сражаться детектив в своей последней схватке.
"Замечательно выбрано место! Отличный вкус!", — говорит Холмс скрежещущим голосом Василия Ливанова злодею Мориарти перед последней битвой с гением преступного мира.
Так, Шерлок Холмс встречается с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада, в финале они падают с обрыва. После долгих поисков локаций был найден идеальный водопад — в Абхазии, которая выглядела достаточно экзотично для неискушенного советского зрителя, и вот уже через несколько дней создатели фильма уже жарко обсуждали детали фильма в самолёте, несущем их к горным вершинам Абхазии на встречу с псевдошвейцарским водопадом.
Финал был принят на ура. А это главное в любом деле. Теперь, когда стало ясно, чем схватка закончится, можно было подумать и о том, как она будет проходить. Во-первых - как долго. Во-вторых - в каком темпе. И в-третьих - с помощью каких приёмов, проявляющих характеры противников. Забегу вперед и скажу сразу, подготовка заняла более трех месяцев. Ради того, что зритель увидит за шесть с половиной минут кинопленочного времени. Горькая правда кинематографичной жизни.
Место съемки определенно, утверждено. Теперь нужно было изучить характеры противников, посмотреть на их природную пластику, придумать им приёмы атак и защит на протяжении всей схватки, а потом обучить их этим приёмам до автоматизма.
Так, Холмс был расчетливым, а Мориарти — хладнокровным и коварным злодеем, который должен был припрятать пару карт в рукаве. Из этого родилась боевая хореография, которая требовала, по сути, постановки танца, в котором они продемонстрируют свои характеры, заинтригуют зрителей и придут к финалу, от которого у зрителя вырвется крик радости за любимого героя. Помощники Ващилина Игорь Масленников и Марк Каплан, к сожалению, не могли ему помочь в этих поисках на краю обрыва, и все вернулись в Ленинград. Захватил Ващилин с собой лишь точное представление о качестве площадки под ногами, множестве скользких камней на ней и её очертание до безопасных зон.
Приехав в Ленинград, Ващилин подобрал в своей студии каскадёров Театрального института, в котором он имел честь служить доцентом, и начал репетиции.
Схематично «танец» можно было разделить на две части. Начало битвы выглядит экспрессивным и молниеносным, герои наносят друг другу удары в надежде на быструю победу. Холмс обороняется, но затем перехватывает инициативу и делает ставку на отвлекающий прием.
Во второй части герои уже измотаны, но понимают то, о чем писала еще Джоан Роулинг: «Ни один не может жить, пока жив другой». Усталые, они неминуемо движутся к краю пропасти. По такой схеме начались репетиции каскадеров и Василия Ливанова в компании Евграфова. Их работа занимала много часов и начиналась с самого утра: после подъема час физических тренировок, бег, плавание. После съемок — еще одна тренировка, где актеры оттачивали боевые приемы. Спустя месяц артисты могли выполнять уже более сложные движения своего «танца».
В одном из особенно опасных эпизодов создателям пришлось даже сделать куклу Мориарти, чтобы имитировать падение тела профессора, разбивающегося о скалы.
В цехе подготовки съёмок по чертежам каскадера Ващилина начали изготавливать куклу профессора Мориарти, с шарнирными соединениями в суставах рук и ног, и примерно человеческого веса.
Такая кукла, брошенная альпинистами сверху водопада и падающая в струях воды, по его замыслу, будет прекрасно имитировать тело падающего Мориарти, ударяющегося о скалы. Выполнять такой трюк каскадёру ему казалось абсолютно бессмысленным.
К слову, уже на этапе репетиций Шерлок Холмс лишился фирменных боксерских приемов. Они требовали от актера высокой подготовки и более удобных локаций — во всяком случае, не настолько каменистых, все-таки Гегский водопад – суровая площадка для таких мероприятий и безопасность во все времена - прежде всего.
В октябре 1980 года вся съёмочная группа картины "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" приехала в Пицунду. Они поселились в пансионате на берегу моря. Почти не нарушая съёмочный процесс других эпизодов, где был занят Василий Ливанов, они ежедневно репетировали.
Утром – часовая тренировка на физические кондиции, используя бег по песку и плавание в море. И обязательное троекратное повторение всей схемы схватки в медленном, а вернее – в удобном темпе.
Вечером, после съёмочного дня – часовая тренировка приёмов схватки по отдельным приёмам, и в конце – полная схема схватки с максимальной скоростью и нагрузкой. Потом, когда уже опускалась темнота, расслабляющее плавание в тёплом море. Вода точит камни, время лечит и учит.
Иногда директор фильма Григорий Прусовский давал им автобус, костюмеров, гримёров и все ехали репетировать на съёмочную площадку в ущелье, на "Рейхенбахский водопад". Ващилин снимал наиболее интересные фазы схватки и ракурсы на свой "Салют", чтобы потом показать оператору и режиссёру. Когда постановщик чувствовал, что терпение актёров на пределе, он заканчивал репетицию.
Однажды группа приехала после проливных дождей и пришли в изумление от зрелища. Водопад низвергался Ниагарой. Площадка была мокрая от воды. На уступ скалы, с которой повисали актёры, было невозможно ступить. Костюмы через минуту промокали насквозь. Грим намокал и струился по щекам.
Но это было великолепно. Это создавало такую атмосферу, которую было не сыграть ничем. Ни Станиславским, ни Немировичем-Данченко. Ващилин настоял на съёмке в тот день.
Съемки проходили сразу после дождя. Это казалось небезопасным, вся площадка была скользкой, а работа могла обернуться трагедией, но и сам режиссер Масленников понимал, что более идеального шанса снять кульминационную сцену уже не будет.
Альпинисты начали восхождение с куклой Мориарти.
Кукла летит в струях воды, бьётся о скалы, отлетает, переворачивается. Ну прямо как Мориарти. Теперь осталось только молиться, чтобы плёнка этого единственного дубля не оказалась бракованной.
Но узнают это только через две недели, когда плёнку проявят на фабрике Ленфильма. В то место, где артисты отдыхали и снимали куклу, будет вставлена сцена разговора в гостинице с обманутым Ватсоном.
Перешли снимать падение со скалы.
Кое-как сняли передвижение по узкому выступу над пропастью. Камни скользкие. Страховать трудно.
Нервозность нарастала. Постановщик догадался, что актёры боятся. Надел альпинистскую "беседку", повисел над пропастью сам.
Высота - метров десять. Вполне хватит, чтобы не вернуться домой. Ребята-альпинисты Володя и Юра повисели на страховке и сделали показательный "обрыв". На нервах и на уговорах приготовились к съёмке.
Актёры лежат на краю скалы, обнявшись как родные братья.
Страховочные верёвки пропущены под костюмом и дают свободно двигаться. Но эта свобода создаёт ощущение отсутствия страховки и грохнуться в пропасть с этим ощущением – работа не для слабонервных.
Водопад хлещет своими ледяными струями по лицам и спинам актёров. Шум стоит невероятный. Не слышно ни одного слова. Все переговоры на пальцах. Призыв ко вниманию осуществляется с помощью двухметровой бамбуковой палки. Про грим все и думать забыли, всё смыло.
Актёров начинает колотить от холода. Можно? Можно. Теперь только бы плёнка этого единственного дубля не оказалась в браке. Но это тоже можно будет узнать только через две недели, когда её проявят на студии.
Стоп! Снято!
Затем был чай, теплая одежда для промокшей съемочной команды. Пока артисты переводили дух, удалось снять сцену с падением Мориарти — куклы, разумеется. Уже на этапе монтажа оказалось, что этот эпизод был безнадежно испорчен, вместо него в фильм вставили беседу с обманутым Джоном Ватсоном.
В итоге зрители увидели напряженную схватку героев: два разных стиля боевых искусств, два темперамента и непримиримых характеров. Да, Шерлоку Холмсу удалось в тот раз выйти сухим из воды, но эта сцена надолго запомнилась публике и до сих пор вызывает странную тревогу.
И все это, заметьте, чуть больше 6,5 (!) минут фильма. Сколько сил и труда вложено и актерами, и каскадерами, да и всей съемочной группой.
Гегский водопад стал героем кинохроники. Он у нас не хуже, чем в Европе, это точно. Прошло 45 лет с момента съемок, а водопад все также прекрасен! Время не подвластно великим творениям природы. И у нас есть возможность убедиться в этом самим.
Заходите на мой сайт, ссылка в описании канала.
Благодарю за прочтение!
Ниже непосредственно отрывок из фильма, показывающий все вышеописанное. Приятного просмотра! Благодарю за внимание.