Найти тему
Ваш дошкольник

Занятие по обучению грамоте для детей старшей группы детского сада «Золушкино ожерелье»

Оглавление

Программные задачи: развивать фонематический слух, память, внимание; воспитывать доброту, отзывчивость, желание оказывать помощь.

Материал и оборудование: 5 «бусин» белого цвета, схемы предложений, магнитная доска, сюжетные иллюстрации к сказке «Золушка», силуэт четырёхэтажного дома, книга сказок, по количеству детей: пеналы с фишками синего, красного и зелёного цвета, карточки с изображением предметов, названия которых состоят из 1—4 слогов, мультимедийная установка, аудиозаписи: мелодии из мульт-фильма «Золушка» («Союзмультфильм», 1979, композитор И. Цветков), разных звуков, «Вальса цветов» П. Чайковского.

Ход занятия

Звучит аудиозапись мелодии из мультфильма «Золушка».

Воспитатель (В.). Ребята, Золушка собиралась на бал, но злая колдунья разорвала её ожерелье. Падая, бусины потеряли цвет. Для того чтобы они стали цветными, их надо расколдовать. А сделать это сможем, если выполним задания, которые Золушка прислала вместе с бусинами. Поможем Золушке? (Конечно!) Закройте глаза.

Звучит аудиозапись разных звуков.

В. Что вы слышите? (Звуки.) Мы оказались в Стране звуков, чтобы выполнить первое задание Золушки. (Берёт «бусину» белого цвета.) Ответьте на вопросы. Что вы знаете о звуках? (Звуки мы говорим и слышим.) Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.) Какие бывают согласные звуки? (Мягкие и твёрдые.) Что образуют звуки? (Слоги и слова.) Какие бывают слова? (Длинные и короткие.) Назовите короткие слова. (Стол, пень, круг, бык, крик, двор.) Назовите длинные слова. (Сковорода, макароны, путешествие, линейка, светильник.) Ребята, вы молодцы! Посмотрите, бусина стала цветной!

На экране появляется цветная бусина.

В. (берёт «бусину» белого цвета). Вот и следующее задание. Что образуют слова? (Предложения.)

Упражнение «Составь предложение»

Воспитатель демонстрирует детям схемы и предлагает составить по ним предложения, в помощь — сюжетные иллюстрации к сказке «Золушка» на магнитной доске.

В. С заданием справились — и ещё одна бусина изменила цвет.

На экране — цветная бусина.

В. Ребята, закройте глаза.

Звучит «Вальс цветов».

В. Мы оказались в Цветочной стране. Золушка очень любит цветы, но злая колдунья превратила их в слоги. (Берёт «бусину» белого цвета.) Задание — расколдовать цветы.

Игра «Назови цветок»

Воспитатель называет слог, а дети — цветок на заданный слог. Если цветок назван правильно, то его изображение появляется на экране.

РО — роза.

ВА — василёк.

КУ — кувшинка.

ФИ — фиалка, фикус.

ЛА — ландыш, лаванда.

НА — нарцисс, настурция.

ЛИ — лилия.

МА — мак, маргаритка.

В. Молодцы, вы очень внимательные, и вот ещё одна бусина стала цветной.

На экране появляется цветная бусина.

В. (берёт «бусину» белого цвета). Мы поможем Золушке справиться с работой, если выполним задание — правильно проведём звуковой анализ слова фасоль.

Звуковой анализ слова

Дети выполняют задание, используя пеналы с фишками синего, красного и зелёного цвета.

В. Какой первый звук в слове фасоль? ([Ф].) Этот звук гласный или согласный? (Согласный.) Он произносится твёрдо или мягко? (Твёрдо.) Значит, [ф] — первый звук в слове фасоль — какой? (Согласный твёрдый.) Фишкой какого цвета будем его обозначать? (Синего.)

Аналогично проводится звуковой анализ всех звуков слова.

В. Молодцы, с заданием справились.

На экране — цветная бусина.

В. (берёт «бусину» белого цвета). Следующее задание — поделить слово фасоль на слоги. Сколько слогов в слове фасоль? (Два.) Назовите первый слог. (Фа.) Назовите второй слог. (Соль.) Найдите ударный слог. (Фасоль, ударный слог — соль.) Какой гласный звук в слоге соль? ([О].)

Очень рада, что вы справились и с этим заданием, и ещё одна бусина стала цветной.

На экране — цветная бусина.

В. (берёт «бусину» белого цвета). Новое задание — помочь Золушке навести порядок в доме, разместив вещи по местам.

Упражнение «Порядок в доме»

Дети получают по карточке с изображением предметов, подходят к магнитной доске с прикреплённым к ней силуэтом четырёхэтажного дома. На первый этаж они размещают карточки, название предметов на которых состоит из одного слога, на второй — из двух, на третий — из трёх, на четвёртый — из четырёх слогов.

После выполнения задания на экране появляется цветное ожерелье.

В. Ребята, посмотрите, ожерелье стало разноцветным! Значит, мы правильно выполнили все задания! Как мы помогали Золушке? Какое задание было сложно выполнять? (Ответы детей.) Вы рады, что смогли помочь Золушке? (Да.)

Какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей.) Встаньте в круг. Вытяните руки вперёд и соедините их в центре. Закройте глаза, почувствуйте себя солнечными лучиками, а потом солнышком. Не забывайте, что каждый может стать волшебником, если дела его будут добрыми, солнечными. Доброе дело без награды не остаётся. Откройте глаза. Вам в подарок от Золушки — книга сказок.