26 мая по старому стилю, или 6 июня по новому стилю, 1899 года по всей стране прошли праздничные мероприятия. Что же тогда отмечали? Думаю, тут не стоит задерживать интригу, ведь, открывая эту статью, вы уже наверняка прочитали заголовок. В этот день проходил 100-летний юбилей Александра Сергеевича Пушкина, «Солнца русской поэзии» и одного из самых почитаемых авторов за всю историю России. Конечно, такое событие нельзя было оставить без внимания - гуляли не только в столичном Санкт-Петербурге, но и везде, где помнили связанные с именем писателя события или просто чтили его творчество. Все упомянуть, пожалуй, не удастся, но я постаралась собрать здесь самые знаковые мероприятия, устроенные тогда в честь Александра Сергеевича.
Итак, Санкт-Петербург. Здесь стоит отметить проведенный в Таврическом дворце костюмированный бал-маскарад. Все было украшено максимально торжественно: залы декорировали художественными панно с изображением произведений Пушкина. Особенно отмечали тогда комнаты, в которых гости смогли увидеть пейзаж «Алеко», исполненный известным декоратором Суворовым.
Выступали все самые знаменитые и талантливые артисты того времени, в том числе в Зимнем саду представили оперу Рахманинова «Алеко», в которой участвовал Шаляпин. Также показывали сцены из «Бахчисарайского фонтана». Присутствовали и представители императорской фамилии.
В завершение праздника перед гостями появились более 300 актеров, изображавших пушкинских героев: Руслан и Людмила, Черномор, Евгений Онегин и прочие. Они торжественно шествовали мимо присутствовавших гостей, будто и правда только что сошли со страниц книг. Впереди них шли гусляры и лирники, задававшие праздничный тон.
Есть, кстати, информация, что в этом году планируют повторить это событие, взяв за основу сохранившиеся изображения костюмов гостей бала.
Изображения Пушкина можно было встретить тогда где угодно: вот папиросная коробка с картинкой дуэли, вот портрет писателя на конфетах, а уж сколько вышло изданий его произведений в тот период, в том числе совсем копеечных… В большом количестве выпускались открытки.
Академия наук организовывала и другие торжественные заседания в честь поэта. По всей стране «открыли подписку» по сбору средств на памятник. При этом государство все еще негласно считало пушкинские произведения «опасными».
На фоне торжеств возникла идея создания Пушкинского Дома, где бы занимались изучением жизни и творчества поэта, но сам процесс затянулся еще на годы вперед. В Царском Селе установили памятник Пушкину-лицеисту. Также была организована выставка с автографами, изданиями произведений, портретами поэта и его современников. Были выпущены памятные медали и жетоны, которые вручались гимназистам и покупались в качестве сувениров.
Мероприятия в честь Пушкинской годовщины стали первым в истории страны крупным праздником поэзии. Еще в 1898 году по распоряжению императора Николая II создали специальную комиссию, возглавляемую президентом Академии наук Великим князем Константином Константиновичем, которая занималась разработкой празднеств по всей России.
В Москве толпа народа в этот день собралась у памятника поэту. Приносили венки и цветы, пели гимн и хвалебные песни. Интеллигенция, конечно, отмечала в своих шикарных дворцах и устраивала балы, но и простым людям тоже хотелось отдать дань уважения любимому многими писателю. И им дали такую возможность. Почти пошагово можно отследить, как проходил пушкинский праздник, благодаря сохранившимся архивным фото:
В Славянские благотворительные общества, располагавшиеся в Санкт-Петербурге, Киеве и Одессе и принимавшие активное участие в организации торжественных мероприятий, приходили поздравительные телеграммы от всех неравнодушных из Белграда, Праги, Варшавы, Кракова, Парижа, Лондона и прочих европейских столиц. Среди отправителей были как простые граждане, так и известные личности. Содержания их имели схожий смысл:
«Великая Школа Королевства Сербскаго, присоединяясь к празднику братского народа русского, преклоняется перед гением того, кто дал России поэзию как искусство, как художество, кто чувства добрые пробуждал, и восславил в свой жестокий век свободу, и милость к падшим призывал! Ректор Стаменкович».
«Из Вены. Одних с вами происхождения и Веры, мы счастливы, что можем поздравить вас с вашим торжеством в честь великого Славянского героя. Дай Боже славянскому миру ещё много таких героев, которых труды да послужат ко благу всех нас. Чешская Православная община».
Во многих городах создавались фонды добровольных пожертвований в память Александра Сергеевича. Все собранные средства шли не только на организацию самого праздника, но и на облагораживание городов. В первую очередь, хотели вызвать больший интерес у публики к имени великого писателя, а также познакомить с его творчеством тех, кто до этого обходил его стороной. Для нас сегодня имя Пушкина - это что-то сакральное, то, что формирует русскую культуру. И зарождение этого произошло именно в те годы, спустя столетие после его рождения. В дорогих кабинетах собирались обученные дворяне, которые пересказывали друг другу любимые фрагменты из написанных Пушкиным произведений, а среди крестьян шло активное распространение самых известных произведений. Для тех, кто даже читать и писать не умел, такое было в новинку, о чем говорит пример торжеств, произошедших в месте, где поэт был захоронен.
Могила Пушкина, как известно, находится в Псковской губернии на территории Святогорского монастыря. И жители Пушкиногорья, как нередко называли эти места, тоже не оставили без внимания такую знаменательную дату. Святые Горы, ровно как и Михайловское, наравне с Петербургом и Москвой стали центром празднований. Указом Синода Святогорский монастырь был отнесен ко второму классу штатных монастырей, что значительно возвысило его в церковной иерархии.
Великий князь Константин Константинович обратился к сыну поэта Григорию Александровичу с предложением выкупить в государственную собственность могилу Пушкина, а также «если представится возможным, то и всего села Михайловского». В ответ он получил согласие. Так впервые помещичья усадьба перешла в руки государства с целью ее сохранения как историко-культурного феномена. От правительства же были выделены средства для создания «благотворительного учреждения, связанного с именем Пушкина». Могилу, которую до того признавали «в крайне запущенном состоянии» («Внизу у подножия надгробного памятника цемент обвалился, кирпичи порастрескались, и могила имела крайне не привлекательный вид…»), теперь отремонтировали и очистили. Также, беря во внимание тот факт, что ожидается большой поток гостей, построили укрепленную эстраду, вмещающую до 400 человек.
В Святых Горах организацией праздника занимались представители псковского комитета дворян во главе с их предводителем Новосильцевым. Они разослали приглашения для писателей в столицы и университетские города. Ямщикам, встречающим прибывших, наказывалось быть прилично одетыми, вежливо и обязательно трезвыми. Со всей губернии в эти места сняли урядников, жандармов и приставов для соблюдения правопорядка. А в помощь им прислали воинскую часть, разбившую лагерь неподалеку.
Псковский губернатор издал секретный циркуляр к уездным властям, в котором указывал: «При приезде господ гостей и начальствующих лиц велось тщательное наблюдение над местными крестьянами, дабы не подавалось ими никаких прошений и жалоб; всех неряшливо и бедно одетых не пускать в места скопления господ гостей, а также в сады и парки. Всюду обеспечить чистоту и опрятность. Церкви и монастырские здания иллюминировать плошками с воском и салом, в двойном количестве, а возжигать оные лишь в то время, как будет дано знать из полиции. А также следует иметь достаточное количество плошек, долженствующих быть поставленными на арках при въезде в Святые Горы и при входе в „Храм Славы“. А особливо также смотреть за лицами нетрезвого состояния, немедля забирая их в арестантский дом. О всех происшествиях записывать в специальный журнал, копии записей незамедлительно доводить до сведения канцелярии губернатора».
Вопрос питания гостей тоже озаботились: «Во все это время в буфете должны быть горячие и холодные закуски, обеды из 4 и 3 блюд, водки, вино, пиво, сельтерская вода и лимонад на газе для продажи публике по таксе, утвержденной Комиссией». Настоятель монастыря предоставил целый ледник, а для членов Комиссии выделил несколько только что отремонтированных комнат. По воспоминаниям, жилье это было скромное, но тихое и аккуратное. При этом отмечалось, что «…далеко не всякий поклонник Пушкина согласится обречь себя посту и молитве ради посещения Пушкинских уголков, да и далеко не всякому бедный Святогорский монастырь может открыть свои двери…». Так что ряд гостей разместили по квартирам, предоставленным земским начальником. Занимались обустройством ночлега и для приезжих хоров певчих, артистических трупп, а также воспитанников учебных заведений.
Конечно, возможность подзаработать не упускало купеческое сословие: сюда съехались кабатчики и мелкие торговцы. На дверях питейных заведений и ресторанов развешивали объявления, что в эти дни подаются специальные блюда, например, «беф а ля Пушкин» и «салат а ля Евгений Онегин». Купец Шустов выпустил «Юбилейный ликер Александра Сергеевича» с портретом поэта и полным текстом стихотворения «Я люблю веселый пир» на этикетке. Бутылки по форме своей тоже напоминали фигуру Пушкина, а пробка была похожа на шляпу. Да и монастырь успел поправить финансовое положение: круглосуточно принимались заказы на «неугасимые» свечи и лампады, а также проводились молебствия и панихиды по «боярину Александру».
Еще до важной даты в полях остановили все работы. Людей собрали для ремонта дорог, мостов и строительства «Храма Славы Пушкина» также близ Святогорского монастыря, в котором проходили торжественные заседания. Здание имело праздный вид и скорее походило на дворец, вся отделка которого была посвящена жизни и творчеству поэта. На территории перед «Храмом» устроили гульбище с ларьками для торговли сладостями и сувенирами и для единовременного нахождения на нем нескольких тысяч человек. Во дворе установили буфет, «казавшийся даже роскошным в такой глухой деревне», и открытую сцену для народного театра. Вела к дворцу специальная дорожка, а на стенах внутри были изображены усадьба Михайловское и копии картин именитых художников, многие из которых простой люд видел впервые. Хотя их все же пускали на территорию монастыря только по особым пропускам.
Однако здание изначально возводилось как временное, материалы для него взяли у крупных псковских купцов и обещали их вернуть по окончании празднеств.
Установили еще удивлявшую всех триумфальную арку: «Вся увитая зелеными гирляндами, убранная массой флагов... С одной ее стороны было написано ―1799 г. – 1899 г. Святые Горы – а с другой ―От слободы Таболенца».
Согласно сохранившимся данным, на праздник в Святые Горы прибыло 5000 человек. Многих высокопоставленных господ встречал сам Григорий Пушкин и рассказывал о жизни его отца в Михайловском.
Торжества не испортила даже плохая погода. В монастыре прошло богослужение, храм был переполнен людьми. Затем на могиле поэта провели панихиду. Памятник «совершенно утонул» в привезенных цветах, самый крупным из венков был от лицеистов. Они прискакали только ради этого возложения и сразу же отправились обратно, так как на следующий день их ждал экзамен. Перед местными учениками выступил инспектор народных училищ Виноградов, который сказал, что молодому поколению следует учиться у Пушкина любить родину и посвятить ей все силы. Во время заседания в «Храме Пушкина» звучали громкие речи, встречаемые овациями, а после хор исполнил «Гимн Пушкину». Одновременно с этим для народа проходили гуляния. Завершился день постановкой «Скупого рыцаря».
К сожалению, те, кто побывали в Михайловском на следующий день, были разочарованы, что их никто не встретил, и дом оказался пуст. Не обнаружили гости и трех знаменитых сосен, воспетых поэтом: две были срублены, а одна разбита бурей в 1895 году.
А вот на построенных для праздника сценах чествование продолжалось. Были показаны фрагменты из спектаклей «Борис Годунов», «Каменный гость», «Пиковая дама» и другие. Во время «Русалки» у посетивших театр крестьян спрашивали, кто ее написал. Многие не понимали, как ее можно было написать, так как считали, что произведение принадлежит тем, кто выступал на сцене. И все же на их глазах были видны слезы. Любопытно, что, несмотря на заверения властей, большинство простых людей не понимали, в честь кого организован праздник. Один из ямщиков, например, слыша постоянно о панихиде «по Пушкину», был уверен, что торжества устраивались для некоего «господина Попушкина». А такое большое число приехавших людей считали как элемент подготовки к войне с Китаем. Когда им рассказывали, знают ли они захороненного у них писателя, крестьяне отвечали: «У нас много теперь писателей… Мой сын тоже писатель… Имеет свидетельство об окончании народной школы». Другие говорили: «Чистоту производят такую везде, что Боже мой!.. Для святого все!.. Пучкин прозывался… Как же не святой, если винные лавки закрыли, чтобы было потише?».
В Екатеринбурге инспектор народных училищ отправил в Городскую думу письмо с предложением «учредить вполне бесплатную или с незначительной платой народную библиотеку-читальню, дав ей наименование Пушкинской». Приуроченные к юбилею книжные издания были закуплены в Москве, чтобы раздаваться в день праздника. Проводились и заранее обдуманные комиссией предприятия: в одной из самых больших церквей города служили панихиду, для школьников организовали «литературное утро» с чтением произведений писателя, выделилось еще одно народное училище, названное в честь Пушкина, и создали Пушкинский народный дом. Соборную улицу переименовали в Пушкинскую.
В Тюмени выступил городской голова Текутьев: ««По случаю личных заявлений многих лиц о необходимости открыть народную публичную библиотеку, бесплатную в Тюмени, с наименованием её «Пушкинской», причём некоторые из них предлагают своё содействие к изысканию кредитов для осуществления библиотеки путём добровольной подписки и устройством любительских вечеров, и я, со своей стороны, также присоединяюсь к этим заявлениям и полагаю, что городская Дума, вероятно, тоже не откажется…». В Тюмени также проходила панихида, литературные чтения и показ любительского спектакля. Вырученные деньги пошли на создание первой публичной бесплатной библиотеки, «для временного пользования» которой до зимнего периода выделили две комнаты в театре.
По всей стране проходили схожие мероприятия: молебны, лекции, выставки, открытие библиотек, школ имени Пушкина, переименование улиц, выпуск большими тиражами сочинений поэта.
Пушкинские празднования стали знаковым событием не только для почитателей творчества поэта, но и для всей страны: фактически именно с этого момента Александр Сергеевич начал признаваться символом массовой культуры. С 1899 года пошла активная деятельность по изучению и пропаганде его творческого наследия.