Найти тему

Турникеты в метро Москвы | От деревянных турникетов до оплаты банковской картой

Наша новая статья посвящена история появления и развития турникетов в Московском метрополитене.

По опыту знаем что если кто-то интересуется турникетами из метро, то он скорее всего хочет организовать маленький филиал метрополитена у себя на предприятии.
И так уж стожилось что мы не только знаем про все турникеты в Метро, но еще и продаем их, в том числе и с уже установленными считывателями банковских карт, так чтобы при проходе с карты сразу списывались деньги. Так что если вам нужны турникеты как в метро они у нас есть.


После небольшого, но важного вступления давайте безотлагательно перейдем к захватывающе истории турникетов в Московском метро.

Попытка №1 | Как тебе такое Джон Перей

Первые турникеты в метро Москвы появились в далеком 1935 году. Они были сделаны по образу и подобию американских турникетов, которые изобрел Джон Перей для метро Нью-Йорка.

Только место Перея в России занял Левоньян. А так все одинаково: та же крестовина, та же тумба, тот же принцип работы.

Левоньян был горд своим изобретением и даже получил на него
патент в 1936 году. Он надеялся, что его турникеты будут установлены на всех станциях метро и будут радовать пассажиров своей удобством и надежностью. Турникеты работали просто: кидаешь монетку в монетоприемник, и крестовина разблокируется для прохода.

Установленные турникеты на станции метро «Красные ворота» в Москве, 1935 год.
Установленные турникеты на станции метро «Красные ворота» в Москве, 1935 год.

Но, увы, судьба у турникетов Левоньяна была не слишком счастливая. Оказалось, что они слишком дорогие в производстве и обслуживании, да и монеток у людей не всегда хватало, 1935 год все таки. Поэтому их так и не поставили ни на одной другой станции кроме станции метро «Красные ворота».

А потом и вовсе заменили на билетеров, которые счастливо как и положено советскому человеку обилечивали пассажиров в московском Метро до 1959 года.

Так и закончилась история первых турникетов в метро Москвы. А Левоньян уехал в Америку и стал работать на Джона Перея (Шутка).

Попытка №2 | Рождение легенды

В 1957 году в Московском метро решили сделать революцию. Не ту, которая с красными флагами и портупеями, а ту, которая с турникетами.

Руководство метрополитена объявило конкурс на создание таких турникетов, которые бы не мешали людям проходить, если они заплатили за проезд. А если не заплатили, то турникет бы их останавливал и говорил: "Ты куда, товарищ? Сначала деньги, потом ехать".

В конкурсе участвовало более 30 проектов, но все они были отвергнуты, потому что были слишком сложными, дорогими или неработающими.

Но один проект все таки понравился жюри. Это был проект автоматического контрольного пункта №1 (АКП-1), который придумал умный неизвестный миру скромный советский инженер.

Он сделал турникет с раздвижными створками, которые были всегда открыты, пока кто-то не пытался пройти без оплаты. Тогда створки закрывались и блокировали проход. Такой турникет был удобный, быстрый и надежный. Инженер получил за свой проект премию, медаль и почетное звание «Герой труда», но это не точно.

Первые турникеты свободного прохода на станции «Красные ворота», 1959 год
Первые турникеты свободного прохода на станции «Красные ворота», 1959 год

Первый АКП-1 установили на станции "Красные ворота" в августе 1959 года. Он сразу же стал популярным среди пассажиров, которые хвалили его за скорость и комфорт, ну заодно хвалили за мудрость партию и правительство.

А еще он стал популярным среди безбилетников, которые пытались обмануть его разными способами. Некоторые пытались проскользнуть за спиной оплатившего, некоторые пытались пролезть под створками или перепрыгнуть через них.

-4

Но турникет был не простой, он был умный и справедливый, почти как Путин. Он ловил всех нарушителей и давал им по заслугам. Он мог защемить их за ногу, руку, шею и даже за хвост. Таким образом, турникет не только контролировал оплату проезда, но и воспитывал социалистическую сознательность. Говорят, что даже волк из мультфильма «Ну, погоди!» после инцидента с турникетом вступил в партию.

Если серьезно то АКП-1 был первым в мире турникетом с нормально-открытыми створками. Это значит, что он был открыт для всех, кто платил, и закрыт для всех, кто не платил. Это было очень прогрессивно и новаторски, но это с одной стороны.

С другой стороны проводятся целые психологические исследования влияния турникетов на телесность и осознанность пассажиров. Так вот, турникеты серии АКП явно оставили у многих миллионов людей психологическую травму.

АКП-1 служил верой и правдой почти 60 лет. Он был свидетелем многих исторических событий, он видел множество разных людей, он пережил множество ремонтов и модернизаций. Он был лучшим другом пассажиров и страшным врагом безбилетников. Он был легендой метро.

В советские турникеты пришли позже всех на вечеринку, но зато как! Они принесли с собой нормально-открытые створки, и вот почему это было круто:

1. Высокая скорость прохода - эти турникеты были как Усэйн Болт на стартовой линии. Пока другие турникеты только открывали створки, советские уже финишировали. Маленькая экономия времени, но когда дело доходит до массового использования, эти секунды превращаются в часы!

2. Увеличенный срок службы - Они работали как часы, которые почти не нужно заводить. Благодаря тому что большинство проходов были оплачены, они не требовали движения механизма, а значит изнашивались медленнее.

3. Инновации - АКП-1 был не просто первым в СССР, он был первым в мире! Это был турникет, который не просто открывался, он раскрывался как цветок на рассвете, приветствуя каждого проходящего с распростертыми объятиями.

В других странах турникеты были нормально-закрытыми, то есть они были закрыты для всех, пока кто-то не платил. Это было очень консервативно и не вежливо.

Советские турникеты могли бы с легкостью завоевать мировой рынок турникетов, но не не сделали не потому что не могли а потому, что они были слишком хороши для этого мира.

Так что, когда речь заходит о турникетах, СССР не просто вошел в
историю турникетов, он ворвался в нее с ноги!

Но все хорошее когда-то кончается. В 2018 году его заменили на новый турникет УТ-2009 с распашными створками. Он был более современный, более красивый и более безопасный. Но он не был таким же умным, таким же добрым и таким же веселым, как АКП-1. Он был просто турникетом. А АКП-1 был легендой.

Турникеты АКП были настоящими динозаврами советского метрополитена. Их делал завод, который назывался Механический завод метрополитена, позднее завод был переименован в Опытно-электромеханический завод Московского метрополитена (ОЭМЗ).

Турникеты АКП-73 с надстроенными пирамидками, затрудняющими перепрыгивание.
Турникеты АКП-73 с надстроенными пирамидками, затрудняющими перепрыгивание.

АКП-1 пережил множество модернизаций, которые были среди прочего направлены на борьбу с безбилетниками. Например с надстроенные пирамидки, затрудняли перепрыгивание.

Какую цель выполнял полонез Огинского «Прощание с родиной», который начинал играть при попытке неоплаченного прохода. Полонез хоть и назывался «Прощание с родиной» звучал как прощание с жизнью.

Говорят, что турникеты АКП-1 были придуманы не просто так, а чтобы показать, какой советский человек свободный и счастливый, в отличие от западных человеков, где турникеты были нормально-закрытыми, как будто людей хотели запереть в клетку.

СССР развалился, а метро еще нет

Но потом все изменилось. СССР развалился, а в метро появились новые турникеты. Они были были нормально-закрытыми, то есть они были закрыты для всех по умолчанию, и открывались только тем, кто платил.

Это было сделано для того, чтобы бороться с безбилетниками, которых стало очень много, потому что все стало очень дорого, 90-е все таки, Путин еще был президентом и не успел стать и всех спасти.

Патент на турникеты УТ-2000 был зарегистрирован в 1999 году российским изобретателем Беспаловым М.И. и командой.

Эти турникеты были с распашными створками, которые были такие высокие, что никто не мог их перепрыгнуть. Ну, почти никто. Только самые смелые и ловкие.

Турникеты УТ-2009 производства компании ЭЛСИ станции метро Шипиловская
Турникеты УТ-2009 производства компании ЭЛСИ станции метро Шипиловская

Эти турникеты стали ставить во всех метрополитенах России. Они были сделаны одной маленькой, но гордой компанией из Санкт-Петербурга, которая называлась «Электронные системы». Но вполне могла бы называться и «Электронные чудеса», потому что ее турникеты были такие крутые, что могли принимать не только монеты и билеты, но и банковские карты и даже вашим лицо вы можете если что оплатить. И даже биткоинами. Нет, это шутка. Биткоины они не принимают. Пока.

Но эта чудесная компания почему-то не продавала свои турникеты никому, кроме метрополитена. Я думаю что причина в том, что она очень патриотичная, и хочет, чтобы ее турникеты были только в России. Как говорится друзьям все, врагам ничего.

-8